Интервью, Люди

Подвиг Валерия Чухванцева

Герой России провёл сложную операцию по эвакуации бойцов

17 мая 2008 года разведчики 411-го отряда российского спецназа попали в засаду боевиков у горы Ночкорт неподалёку от селения Таги в Урус-Мартановском районе Чеченской Республики. Трое бойцов спецназа были ранены, им требовалась срочная медицинская помощь. Было понятно, что на выручку им должен отправиться самый опытный вертолётчик. И к горе Ночкорт на прошедшем огонь и воду вертолёте Ми-8 вылетел заместитель командира вертолётной эскадрильи майор Валерий Чухванцев.

Такого не совершал никто

Оказалось, эвакуировать спецназовцев нужно из местности, густо покрытой лесом. Сесть вертолёту, чтобы принять раненых на борт, было негде. Валерий Чухванцев принял решение поднимать их на борт на лебёдке. Завис на тяжёлом Ми-8 над деревьями на высоте 60 метров от земли, опустил металлический трос со специальным креслом. Двоих раненых поднял одного за другим: экипаж Чухванцева втаскивал людей на борт с режима висения.

Незаметно такую операцию не провести: зависший над соснами Ми-8 точно обозначал место эвакуации. Боевики открыли огонь по вертолёту из крупнокалиберного пулемёта. Машина получила десятки пробоин правого борта, были повреждены редукторный отсек, правый двигатель, кабина экипажа, грузовая кабина. Когда тянули на лебёдке вверх третьего бойца, Александра Курченко, речевой информатор вертолёта РИ-65 (это автоматическая система, которая оповещает, если на борту что-то случается) заговорил: «Борт 60, горит правый двигатель». От утечки керосина возник пожар, огонь начал распространяться на редукторный отсек, кабину экипажа и грузовую камеру с ранеными. В такой ситуации по инструкции пилот должен заглушить повреждённый двигатель и посадить вертолёт. Валерий Чухванцев пожимает плечами:

– А куда и как сажать? Если выключить один двигатель, машина сразу начнёт терять высоту. А под нами 30-метровые сосны, никаких просветов. Опускаться на вершины деревьев? Обязательно пострадали бы люди. Может быть, никто из нас не выжил бы, если бы я действовал «по инструкции». Скажу честно, военный человек или воюет, или готовится к войне. Я морально был готов к тому, что рано или поздно попаду в экстремальную ситуацию. Тут же произошла полная мобилизация всего организма, думать стал чётко и конкретно – что нужно сделать, чтобы и наших бойцов спасти, и машину. Это было моей обязанностью: я командир, отвечаю за свои решения и за операцию.

Чухванцев полетел на минимальной высоте с одним полноценно работающим двигателем (хотя до того дня считалось, что на одном двигателе Ми-8 не летают) и одним пробитым, но не заглушённым. Вывел вертолёт из-под обстрела, а затем 8 километров вёл «спотыкающуюся» на одном двигателе машину над лесистыми горными хребтами в сторону нашей базы. Боец Александр Курченко так и висел под брюхом вертолёта в спасательном кресле на надёжно закреплённом тросе.

В это время экипаж вертолёта тушил пожар на борту, но огонь был сильным: сперва дым, а вскоре и языки пламени начали проникать в кабину пилота. Чухванцев вывел Ми-8 к расположению российской воинской части в районе села Тандо. Решил сажать машину на заброшенную комендантскую площадку, но тут не только повреждённый двигатель замолчал, но и второй, рабочий, начал отказывать. А внизу – линия электропередач. Если бы раненый боец, висящий под вертолётом на стальном тросе, коснулся проводов, замыкания и взрыва было бы не избежать.

На авторотации лётчик дотянул вертолёт до площадки. Вместе с экипажем Чухванцев помог эвакуировать раненых с борта, а потом присоединился к бортовому технику и штурману в тушении пожара. Когда машина перестала дымиться, исправил наиболее опасные повреждения и благополучно привел вертолёт на свой аэродром. Уже там умельцы-механики окончательно привели многострадальный Ми-8 в порядок, вернули его в строй. Все трое эвакуированных спецназовцев получили необходимую помощь в госпитале и со временем вернулись в строй.

За нарушение инструкции Чухванцев должен был получить выговор. Но победителей не судят. Он спас и людей, и машину. Так и вышло, что вместо выговора Чухванцеву присвоили звание Героя России, а членам экипажа (бортовому авиационному технику, старшему лейтенанту Юрию Головнёву и лётчику-штурману, старшему лейтенанту Валерию Евдокимову) дали по Ордену Мужества.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе, Указом Президента Российской Федерации от 19 сентября 2008 года майору Чухванцеву Валерию Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда» (№ 927).

Портрет героя

Единственный живущий ныне Герой России родом из Удмуртии, подполковник в отставке Валерий Николаевич Чухванцев говорит:

– Я с детства мечтал быть военным. Правда, не летчиком, а моряком. Так что вместе с приятелем после окончания школы мы поехали поступать в морское училище. Но не доехали. Уже в поезде по дороге на моего друга напали хулиганы, я стал его защищать и заработал несколько синяков. А с ними в военное учебное заведение было невозможно поступить: у нас бы даже документы не приняли. Так что пришлось вернуться обратно в родной Ижевск.

Тогда я вспомнил, как однажды в школе с нашим учителем по НВП мы ездили в Пирогово – была зима, мы прыгнули с парашютом и приземлились в снег по пояс. Какая это была романтика! И ещё я подумал, что на любимое море можно смотреть сверху – из кабины пилота. Так я решил поступить в ижевский ДОСААФ, где учили на пилота вертолёта.

Учился летать в вертолётной школе в Пирогово, и в год московской Олимпиады, в 1980-м, получил свой первый лётный аттестат. Затем было Саратовское высшее военное авиационное училище, по окончании которого я попал по распределению сначала на Дальний Восток, а потом в группу советских войск в Германии. Мне очень повезло, что я стал военным. Люди тратят огромные деньги, чтобы путешествовать по стране и миру. А у меня был бесплатный военный туризм.

– Почему вы выбрали вертолётные войска, а не истребительную авиацию?

– Кому-то больше нравятся скорость и высота, которые даёт истребитель. А мне ближе низкие полёты и зависания, которые возможны на вертолёте. Пока летишь, успеваешь налюбоваться картинами, открывающимися внизу.

– Вы не просто лётчик, а лётчик-снайпер, элита военной авиации…

– Надо всегда ставить цель выше! Юрий Гагарин полетел в космос – почему бы и вам не полететь? Дерзайте, идите вперед! У меня была мечта, и я её осуществил. У военных летчиков есть классная квалификация: военный летчик 3-го, 2-го, 1-го класса и летчик-снайпер. Я шёл вперед и закончил службу подполковником, летчиком-снайпером, командиром авиабазы. Конечно, для этого нужно было приложить усилия. Например, я говорил своему товарищу по эскадрилье: Андрюш, есть керосин, есть место, вертолёт, давай позанимаемся, отработаем элементы! А он отвечает – да нет, сегодня сериал интересный. И оставался на базе. А я всю ночь занимался. Старался, набивал руку.

Как вы считаете, героями рождаются или становятся?

– Я же стал. Я не родился со звездой во лбу. Тем, кто я есть, меня сделали эпоха, окружающие люди и я сам.

– Вы регулярно проводите уроки мужества для школьников. Что вы им советуете в первую очередь?

– Не пасовать. Ставить себе цель и идти к ней. Когда меня бабушка учила не бояться темноты, она говорила – иди в темноту и не бойся. Так же идите вперёд и ничего не бойтесь. Есть хорошие поговорки – глаза боятся, а руки делают, а ещё – дорогу осилит идущий. Ими и руководствуйтесь!

Отслужив почти 40 лет, подполковник Валерий Чухванцев вышел в отставку, подготовив себе смену, его дети решили идти по стопам отца. В Ижевске по инициативе Фонда помощи ветеранам спорта, силовых структур и членам их семей «Возрождение» и Удмуртской региональной организации Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы «Инвалиды войны» проводится открытый фестиваль единоборств на призы Героя России Валерия Чухланцева.

Досье «УП»

Валерий Николаевич Чухванцев родился 11 ноября 1961 года в Ижевске. Учился в ижевской школе № 71, в школьные годы занимался вольной борьбой. В 1981 году поступил в Саратовское высшее военное авиационное училище лётчиков. Закончил его в 1983 году в звании лейтенанта. Служил в различных авиационных вертолётных частях. Принимал участие в ликвидации межнациональных вооружённых конфликтов на территории бывшего СССР, в международной миротворческой операции ООН в Судане в 2006 году.

Участник первой и второй чеченских кампаний. В 2000-2008 годах 14 раз находился в командировках в Чеченской Республике, где участвовал в антитеррористических операциях. Длительное время проходил службу в 55-м отдельном вертолётном полку 4-й армии ВВС и ПВО Северо-Кавказского военного округа. Был заместителем командира вертолётной эскадрильи в звании майора. Один из опытнейших боевых вертолётчиков полка (налёт Валерия Чухванцева составлял свыше 3 600 часов). К 2008 году имел общий боевой счёт почти в 2 000 боевых вылетов на перевозку и десантирование войск, эвакуацию раненых с поля боя, доставку вооружения и боеприпасов в ведущие бой наземные подразделения. Эвакуировал с поля боя 50 раненых военнослужащих, во многих случаях буквально спасая им жизнь.

Чухванцев – военный лётчик 1-го класса, категории «лётчик-снайпер», что среди военных вертолётчиков считается самой высокой квалификацией. Вышел в отставку в звании подполковника.

Валерий Николаевич Чухванцев имеет награды:

Звание Герой Российской Федерации и медаль «Золотая Звезда» (указ № 927 от 19 сентября 2008 г.).

Три ордена Мужества (1995, 2000, 2001 гг.)

Орден «За военные заслуги» (1996 г.)

Медаль «За отвагу» (2005 г.)

Медаль Нестерова (2001 г.)

Фото: avatars.mds.yandex.net

18.11.2019

Автор материала:

Анна Вардугина

Анна Вардугина


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта