Сюжет с интригой
Культура

Сюжет с интригой

Жюри республиканского фестиваля «Удмуртия театральная» придумало новые неожиданные номинации, но огласит их только в декабре

В республике завершился фестиваль «Удмуртия театральная», в котором приняли участие все профессиональные театры региона. Их в Удмуртии не очень много, всего семь, но диапазон тем, на которые они говорят со зрителями, высокая планка актёрской игры и разнообразие сценографических решений дали основание работавшим в фестивальном жюри профессионалам театра сделать вывод: в республике есть спектакли для публики с любыми вкусами, интеллектуальными и эстетическими запросами.

Спектакли в конкурсную программу фестиваля предлагали сами театры. Среди них оказались и уже состоявшиеся зрительские хиты (например, «12 стульев» Русского драматического театра и рок-опера «Юнона и Авось» Театра оперы и балета), и октябрьские премьеры – спектакль «Огни» ижевского городского театра «Молодой человек» по одноимённому рассказу Чехова и лирическая комедия глазовского театра «Парафраз» «Сейчас не до любви». Театр кукол представил спектакль «У ковчега в восемь», в котором кукол нет вовсе – это традиционный актёрский спектакль (так называемый «живой план»). Для участия в фестивале, в котором нет особых «кукольных» номинаций и все артисты участвуют в конкурсе на общих основаниях, решение вполне оправданное.

Жюри во главе с московским театроведом, театральным критиком Алексеем Никольским уже распределило награды, но объявят их не раньше, чем 9 декабря, когда в стране будут подводить итоги Года театра. Интригой пока остаются и сами номинации.

По словам члена жюри, профессора УдГУ Татьяны Зверевой, к выбору номинаций их команда подошла как к творческому эксперименту – впервые появятся награды для тех участников театральных коллективов, которые обычно остаются «за кадром». Будут ли это награды для работников закулисных цехов или фантазия членов жюри оказалась более изощрённой, мы узнаем менее чем через два месяца. Зато уже сейчас известно, что номинации за лучшую режиссуру в этот раз не будет совсем.

Рискнули – и выиграли

На предварительном подведении итогов феста жюри было лаконично. В «Юноне и Авось» Алексей Никольский отметил высокую постановочную культуру (качество и выразительность сценографии, костюмов, светового оформления) и смелость театра создать собственную версию спектакля, который всё равно непременно будут сравнивать с ленкомовской классикой. Так же смело, по словам Никольского, Русский драмтеатр взялся за «12 стульев» – комедию, у которой уже есть всенародно любимые версии, и выиграл. Главной победой спектакля критик назвал дуэт Михаила Солодянкина и Николая Ротова (Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова), которые точно чувствуют буффонную, предельно игровую стилистику спектакля и, что не менее важно – чувствуют друг друга. «Каждый из них в нужный момент считает себя вторым, не тянет одеяло на себя, даёт партнёру простор для соло, но и подыгрывает мастерски», – оценил работу постоянных сценических «напарников» Никольский.

На русском и удмуртском

Однако эта высокая оценка – не гарантия фестивальной награды. Не менее эмоционально члены жюри отметили работы исполнителей центральных ролей в спектакле «Огни» (театра «Молодой человек») и «Васька» (Национальный драматический театр УР). По словам критиков, актёр театра «Молодой человек» Геннадий Бабушкин так наполненно и содержательно молчит, что наблюдать за внутренней жизнью его персонажа чрезвычайно интересно. А актёр Национального театра Константин Никитин, играющий кота Ваську, так поглощён своей ролью, играет так упоённо и раскованно, что невольно подкупает даже самого скептичного зрителя (скепсиса требовательной публике добавляет обилие в пьесе шуток «ниже пояса»).

Ещё одной благодарности от жюри Национальный театр заслужил за выбор современной драматургии на удмуртском языке. «В России, в каждом регионе, сложилась катастрофическая ситуация с новой драматургией на национальных языках, поэтому каждое обращение театра к материалу на национальном языке – уже важное дело. Вряд ли комедия «Васька» отражает национальный удмуртский характер, но она позволяет звучать удмуртскому языку в культурном пространстве и даёт возможность театру работать с современной драматургией, а не с очередным переосмыслением старых пьес, я в этом вижу позитивное развитие», – сказал Алексей Никольский.

Сарапульский драмтеатр заинтересовал и вызвал уважение членов жюри и выбором драматургического материала (на фестивале сарапульцы сыграли спектакль «Под знаком Саламандры» по роману «451 по Фаренгейту» Рэя Брэдбери), и работой со зрителем. Ещё до премьеры театр открыл в соцсетях группу, посвящённую спектаклю, провёл серию читок, в которых участвовали не только актёры, но и известные горожане, устраивает обсуждения и конкурсы.

Живой театр

В конкурсе по решению самих театров не был представлен ряд спектаклей умных, изобретательных, по-настоящему авторских, оригинальных – это недавние премьеры «Визит дамы» Русского драмтеатра, «Конармия» театра «Молодой человек», «Чичиков. Балаган» глазовского «Парафраза», «Ноктюрн для влюблённых» Театра кукол. А очередную премьеру «Парафраза» «Сейчас не до любви» в Ижевске увидят только в декабре, когда театр приедет в столицу на гастроли, так что для ижевчан это пока – тёмная лошадка. Строго говоря, жюри посмотрело не ту выборку, которую мог бы самостоятельно составить для себя искушённый театрал, живущий в Ижевске. А посмотрев, было вынуждено сравнивать, например, негромкую камерную притчу «У ковчега в восемь» и масштабный, амбициозный, высокобюджетный зрительский хит «Юнона и Авось». Но в любом случае фестиваль представил своеобразный срез театральной жизни Удмуртии: за неделю, пока он продолжался, можно было составить довольно объёмную картину тем и проблем, волнующих театры, получить представление о профессиональном уровне театральных трупп и даже о финансовом положении театров. Предварительный итог работы жюри подвёл председатель Союза театральных деятелей УР Александр Мустаев: «Мы в очередной раз убедились, что театр в Удмуртии – живой, в нём непрерывно происходит творческий поиск, и настоящие победители – те, чьи спектакли заставляют сердца зрителей сжиматься».

Фото Сергея Рогозина

18.10.2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта