Железнодорожная сага семьи Русских
Люди

Железнодорожная сага семьи Русских

Три её поколения трудятся в РЖД, их общий стаж равен 205 годам

Оросово, Муром, Свердловск, Наушки, Улан-Удэ, Иркутск, Северобайкальск, Ижевск – на этих станциях делал самые продолжительные остановки поезд дальнего следования под названием «Жизнь», которым управляет Михаил Ильич Русских, железнодорожник с 34-летним стажем. Ему 71 год. В 2009-м Михаил Ильич вышел на пенсию, но по-прежнему остаётся самым старшим представителем династии, отдавшей железной дороге в общей сложности 205 лет. Михаил Ильич Русских свой «состав» ведёт не один: рядом с ним уже на протяжении многих и многих лет его верная супруга Ольга Павловна Русских. Её трудовой путь тоже связан с железной дорогой, и он даже длиннее, чем у супруга, – 36 лет. На железной дороге трудились их родители, а сегодня работают три дочери и один из зятьёв. О каком бы отрезке своего жизненного пути ни рассказывал Михаил Ильич, железная дорога – неизменная часть его воспоминаний.

Первые мечты и первые планы

Мама Михаила Русских работала на строительстве участка железной дороги Ижевск – Балезино. Это был очень тяжёлый ручной труд, которым она подорвала своё здоровье. Несмотря на это, первые впечатления от железной дороги и первые планы стать машинистом появились у мальчика ещё в детстве. Они неразрывно связаны с тем местом, где он родился и где жила его семья, – с деревней Оросово Балезинского района.

– Деревня Оросово находится на пригорке, между Глазовом и Балезино. До Балезино – 15 километров, до Глазова – 30. Из деревни видно, как проходит железная дорога. Зимой это была такая красота: белый снег, солнце светит, паровозы идут, а от них – дым! Глядя на это, я мечтал сесть на паровоз и съездить в Москву, во Владивосток! – вспоминает Михаил Ильич.

Мама Михаила рано ушла из жизни, в 49 лет, когда ему самому было всего 12. После её смерти будущий железнодорожник остался круглым сиротой. Единственным человеком, на кого мальчик мог тогда опереться, был его старший брат. Это он, когда ещё была жива их мама, перевёз семью из Удмуртии во Владимирскую область, в город Муром. Окончив там интернат, Михаил собирался поступить в школу машинистов, но не подошёл по возрасту: в школу брали только тех, кому уже исполнилось 17 лет. Будущему железнодорожнику пришлось на время отказаться от своих планов и поступить в радиотехникум.

На виражах судьбы

Это было в 1964 году, вскоре после запуска первого искусственного спутника земли, после легендарного полёта Юрия Гагарина в космос, поэтому радиотехнические специальности были очень востребованы, и конкурс в техникум, куда поступал Михаил Русских, был очень высокий – больше двадцати человек на место. «А у меня не было особого желания», – рассказывает Михаил Ильич. Тем не менее он окончил радиотехникум по специальности «радиоаппаратостроение» и был вторым в рейтинге по успеваемости. Благодаря успехам в учёбе Михаил поначалу получил распределение на работу в современный город Королёв, в то время носивший такое же название, как и его западный тёзка, – Калининград. И кто знает, как сложилась бы дальнейшая жизнь нашего земляка, отправься он в Королёв, но там Михаилу в распределении отказали, потому что к тому моменту он ещё не служил в армии.

Будущий железнодорожник остался в Муроме, устроившись на один из двух работавших там радиозаводов. Но молодой человек мечтал не об этом: он очень хотел поступить в железнодорожный вуз. К своей цели Михаил начал двигаться, ещё учась в техникуме. Уже тогда он поступил в вечернюю школу, получил аттестат о среднем образовании и, придя на завод, откровенно поделился своими намерениями с кадровиком. Дело в том, что выпускники техникумов обязаны отработать на том месте, куда они попадали по распределению, три года. Чтобы сдавать экзамены в вуз, Михаил Русских должен был получить на заводе разрешение. И снова можно гадать, что было бы, если бы его не отпустили, но директор завода пошёл ему навстречу, и Михаил стал студентом Уральского государственного университета путей сообщения, известного до 1994 года как Уральский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта, а в 1973 году окончил его по специальности «инженер по эксплуатации железных дорог».

Михаил Ильич считает, что ему всегда везло на хороших людей, начиная со школы в Муроме, в которую его приняли, несмотря на то, что он не говорил по-русски. Дело в том, что в деревне Оросово разговаривали только на удмуртском языке. Михаил прекрасно понимал русскую речь, но говорить не мог. А как выяснилось позже, он был ещё и очень грамотным мальчиком и, в отличие от своих одноклассников, писал без ошибок. Учительница даже приводила его в пример остальным детям. И всё это благодаря книгам. Пока Михаил жил в Оросово, он читал всё, что попадалось ему в деревенской библиотеке. Уже будучи взрослым, он станет зачитываться историческими романами: «Пётром Первым» Алексея Толстого, «Ледяным домом» Ивана Лажечникова.

От сироты до многодетного отца

После окончания вуза были два года службы по призыву в железнодорожных войсках на станции Наушки в Бурятии. Именно тогда и именно там произошло одно из самых важных событий в жизни Михаила Ильича Русских: он встретил свою будущую супругу Ольгу Павловну. Она жила в Наушках с родителями-железнодорожниками: мама была табельщицей, а папа работал сначала энергетиком, а позже в военизированной охране. Сама Ольга Павловна выучилась на торгового работника и во время знакомства с Михаилом Ильичом была продавцом в магазине на железной дороге, хотя обстоятельства могли сложиться так, что будущие супруги и не познакомились бы вовсе. Дело в том, что Ольга Павловна хотела уехать из Наушек в Иркутск, чтобы поступить в медицинский институт. Но случилось так, что когда ей надо было ехать, разлилась река Селенга, и Ольге Павловне пришлось остаться. Михаил Ильич, которому некуда было возвращаться после окончания военной службы, тоже остался в Наушках, где работал сначала дежурным по станции, а затем – заместителем начальника станции. Железная дорога стала судьбоносной для супругов Русских, там родился их союз, давший начало большой и дружной семье.

В семье Русских четверо детей: дочери Ирина, Елена, Анна и сын Алексей. Михаил Ильич и Ольга Павловна – восьмикратные дедушка и бабушка: у них шестеро внуков и две внучки. Ольга Павловна считает себя в первую очередь именно мамой и бабушкой и скромно отмалчивается, когда речь заходит о работе на железной дороге. Дети всегда были для неё главным в жизни, тем более что Михаил Ильич большую часть времени отдавал работе, так что порой дети практически не видели отца. В бытность поездным диспетчером ему приходилось заступать на дежурство в ночную смену. Когда Михаил Ильич занимал должность заместителя начальника технического отдела на БАМе, он должен был постоянно быть на линии, поэтому приезжал домой только на выходные. По признанию старшей дочери Ирины, в то время Ольга Павловна была для них и мамой, и папой.

Кстати, Михаилу Ильичу особенно нравилось руководить движением поездов. Поездным диспетчером он был и в Улан-Удэ, куда его перевели из Наушек, и на БАМе, в Северобайкальске, и уже на родине, в Удмуртии. Михаил Ильич признаётся, что это сложный и временами тяжёлый труд, поскольку нести дежурство приходилось и днём, и ночью, по 12 часов, в напряжении, но именно он доставлял ему особенное удовольствие. Удовольствие от живой аналитической работы ума и общения с людьми.

Однако у папиной работы были и преимущества: в дефицитные годы Михаил Ильич привозил из командировок подарки детям, одежду и фрукты. А в сложные 90-е, когда вся страна месяцами не получала заработную плату, семью Русских выручала железная дорога.

– Однажды всей семьёй продавали мороженое на БАМе. Денег не было – пришлось идти торговать. Конечно, было неудобно, но у нас с Алёшей хорошо получалось, – вспоминает Михаил Ильич.

По стопам родителей

Дочери Михаила Ильича и Ольги Павловны отчасти повторили судьбу мамы. Ни одна из девочек, как и Ольга Павловна, не планировала связывать свою жизнь с железной дорогой: старшая из сестёр Ирина мечтала поступить в медицинский, Елена – в педагогический (она очень хотела стать психологом), а младшая Анна стала педагогом и даже поработала в детском саду и школе. Но сегодня все они имеют дипломы об окончании железнодорожного вуза и продолжают дело родителей.

Единственный, кто в семье Русских не связан сегодня с железной дорогой, это Алексей. У него, в отличие от родителей и сестёр, не железнодорожное образование. Хотя у Михаила Ильича была возможность отправить сына на целевое обучение в Уральский университет путей сообщения в Екатеринбурге, но он поддержал выбор, сделанный Алексеем, как когда-то на заводе в городе Муроме с уважением отнеслись к его решению поступать в железнодорожный вуз. Алексей окончил Ижевский государственный технический университет по специальности «информационная безопасность». Правда, какое-то время – три с половиной года – он всё-таки работал на железной дороге, в IT-службе. В наступившем учебном году Алексей начал преподавать студентам ИжГТУ курсы «Защита персональных данных» и «Технические средства защиты», пойдя в некотором смысле по стопам отца, который в Иркутском университете путей сообщения готовил, как он сам говорит, специалистов для БАМа. Сам Алексей считает, что от отца у него тяга к знаниям и к изучению чего-то нового.

Особое приглашение

3 августа 2019 года семья Михаила Ильича почти в полном составе встречалась с Главой Удмуртии Александром Бречаловым. Руководитель республики приехал, чтобы поздравить династию железнодорожников с профессиональным праздником. На этой встрече он завёл с Михаилом Ильичом речь о стадионе «Локомотив» на улице Леваневского в Ленинском районе Ижевска, неподалёку от дома, где живёт семья Русских. С этим стадионом связана интересная семейная история. Внучка Михаила Ильича и Ольги Павловны Арина вместе с папой ещё в 2016 году написала обращение на прямую линию с Президентом России, в котором рассказала Владимиру Путину, что единственный в районе стадион «Локомотив» находится в удручающем состоянии, а заниматься спортом жителям района больше негде. Поздравляя семью Русских с праздником, Александр Бречалов сказал, что приглашает Михаила Ильича в 2022 году на открытие стадиона «Локомотив», реконструкцию которого он наметил на 2021 год.

Фото Сергея Рогозина

14.10.2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта