Образец бережливости
Здоровье

Образец бережливости

Городская поликлиника № 2 в Ижевске поделилась опытом успешного внедрения бережливых технологий с вузами России

Система бережливого производства становится неотъемлемой частью рабочего процесса. И если первоначально она внедрялась лишь на промышленных предприятиях, то сейчас её можно встретить уже в нескольких сферах человеческой деятельности, в том числе и в здравоохранении.

В медицину Удмуртии бережливые технологии внедряются с 2017 года. Первыми в реализации проекта начали участвовать две ижевские поликлиники: Городская поликлиника № 2 (на Ракетной, 32а. – Прим. ред.) и детская поликлиника Городской клинической больницы № 7. Процесс внедрения бережливого производства прошёл в этих учреждениях настолько удачно, что сегодня они охотно делятся опытом работы в этом направлении. В 2018 году Городская поликлиника № 2 вошла в число медицинских организаций страны, на базе которых реализуется создание новой модели поликлиники федерального уровня для последующего тиражирования. 24 сентября здесь побывали руководители вузов Белгорода, Майкопа, Пятигорска, Махачкалы, Нижнего Новгорода, Кемерово, где постепенно тоже учатся работать бережливо. Встреча с руководством и персоналом поликлиники прошла при поддержке АО «Производственная система Росатом», которая курирует внедрение бережливых технологий в различных сферах.

Комфорт во всём

Собственно, что такое бережливое производство и бережливые технологии? Чтобы узнать это, совсем не обязательно вдаваться в скучную теорию. Зато примеры бережливости можно воочию увидеть в Городской поликлинике № 2, где, кажется, каждый квадратный метр буквально «пропитан» комфортом, а бережное отношение к пациенту является одним из главных принципов работы персонала.

Разные входы для здоровых и больных пациентов, электронное табло и электронная очередь, открытая регистратура и колл-центр, инфомат, с помощью которого можно записаться на приём, – вот лишь некоторые примеры бережливых технологий, внедрённых в Городской поликлинике № 2.

Слаженная, чётко работающая система выстраивалась в течение двух с половиной лет, – рассказывает главный врач поликлиники Алсу Ишниязова.

– Начинали мы с основных проблем, которые были на тот момент в первичном звене, – говорит Алсу Равилевна. – Во-первых, создали открытую регистратуру нового образца с электронной очередью, электронным расписанием, отдельно выделенным колл-центром, администраторами, которые умеют работать по алгоритмам и чек-листам. В результате период ожидания в регистратуре сократился с 15 до 4 минут.

Во-вторых, благодаря открытию в поликлинике отделения медицинской профилактики, сократилось время прохождения диспансеризации и профосмотра – с 4,5 до 2,5 часов.

В-третьих, в поликлинике была перестроена работа терапевтического отделения.

– Мы провели анкетирование пациентов, сотрудников, выявили проблемы, среди которых основной причиной недовольства оказалась проблема очередей в кабинет терапевта, – рассказывает Алсу Ишниязова. – Терапевты вели приём как плановых пациентов, так и с неотложными состояниями. Приём внеплановых пациентов занимал до 50 процентов рабочего времени, что вносило определённые трудности в выстраивании чёткой системы работы врачей первичного звена. В настоящее время доля внеплановых обращений к терапевту не превышает 10 процентов. В результате реализации проекта у нас появился кабинет неотложной помощи, куда пациент обращается без записи, если он вдруг резко заболел (поднялось давление, температура или появился болевой синдром). Плановая запись к врачам возможна через портал госуслуг, колл-центр, инфомат или при личном обращении граждан в регистратуру.

Благодаря внедрению бережливых технологий Городской поликлинике № 2 удалось оптимизировать работу, она первой среди медицинских организаций страны получила сертификат соответствия требованиям менеджмента бережливого производства.

Качество превыше всего

С 2018 года федеральный проект «Бережливая поликлиника» планомерно перешёл в федеральный проект «Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь». Городская поликлиника № 2 вновь в числе первых приступила к реализации её критериев.

– Мы ставим в основу своей работы качество медицинской помощи, – говорит Алсу Ишниязова. – Реализовали проекты по повышению качества диагностики колоректального рака (рака толстого кишечника. – Прим. ред.), рака шейки матки. Сейчас работаем над проектом по диспансерному наблюдению больных с хроническими заболеваниями, а также проектом по повышению качества медицинской помощи пациентам с гипертонической болезнью. На сегодняшний день за 2,5 года реализовано более 20 проектов, в том числе по повышению эффективности медицинского оборудования в клинико-диагностической лаборатории, эндоскопическом отделении, отделении ультразвуковой диагностики, рентгеновской службы. Уделяли огромное внимание вопросу управления запасами лекарственных средств, оптимизировали работу женской консультации.

В Городской поликлинике № 2 не забывают и о сотрудниках, здесь много времени уделяется работе с персоналом. Был проведён цикл тренингов с профессиональными психологами, на которых внимание акцентировалось на вопросах конфликтологии, взаимоотношений с посетителями и сотрудниками, профессионального выгорания медицинских кадров.

– Работу в этом направлении нам необходимо продолжить, – рассказывает Алсу Ишниязова. – Потому что наша профессия сопряжена с достаточно серьёзными нагрузками психоэмоционального характера, ведь пациенты приходят к нам, к сожалению, не с радостью, а с проблемами.

Работа продолжается

В Городской поликлинике № 2 продолжается работа по выстраиванию системы управления лечебным учреждением, которую начала два года назад предыдущий руководитель учреждения Нина Капачинская.

В еженедельном режиме мониторируются показатели основной деятельности поликлиники по пяти разделам: «Безопасность», «Качество», «Корпоративная культура», «Исполнение заказа», «Затраты». По разделу «Качество», например, на планёрках докладываются показатели заболеваемости и  смертности от инфарктов, инсультов, злокачественных новообразований, количество выявленных на  поздней стадии онкологических заболеваний.

Удовлетворённость пациентов качеством оказываемых медицинских  услуг – ещё один из показателей качества, который важен для нас, – говорит главный врач. В ежемесячном режиме страховые медицинские представители проводят анкетирование наших пациентов, где просят оценить качество услуг. В Городской поликлинике № 2 этот показатель выше линии тренда в 96 процентов в течение последних лет.

В тему

В 2019 году в 114 поликлиниках Удмуртии, в том числе во всех 46 детских, реализуются мероприятия по созданию новой модели медицинской организации в рамках федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи». К концу 2020 года новая модель будет внедрена во всех 136 государственных поликлиниках.

В Удмуртии на базе детского санатория для лечения туберкулёза «Юськи» реализуется первый в России проект «Бережливый санаторий».

Благодаря успехам в работе по внедрению бережливых технологий Городская поликлиника № 2 второй год подряд участвует в международной научно-практической лин-конференции «Бережливая медицина. Особенности бережливого подхода в социальной сфере», организованной региональным центром первичной медико-санитарной помощи при МЗ УР и при активном содействии АО «Производственная система Росатом».

Есть мнение

Надежда Давыдова, руководитель проектов АО «Производственная система Росатом»:

– В Городской поликлинике № 2 отработаны все критерии бережливой поликлиники, есть образцы таких примеров и таких методов бережливого производства, как встроенное качество, TPM – всеобщее обслуживание оборудования, управление запасами. На примере Городской поликлиники № 2 мы можем показать образцы того, как это работает.

Андрей Железнов, декан педиатрического факультета Приволжского исследовательского медицинского университета, доцент кафедры детской хирургии.

– В образовательный процесс бережливые технологии ещё только начинают внедряться. Потому что это очень глубокий процесс, требующий серьёзного осмысления, а студенты не должны при этом чувствовать ничего, кроме повышения комфорта своего обучения и качества образования. Мы должны сейчас научиться использовать те технологии, которые мы увидели здесь, в Ижевске, которые мы видим по всей стране.

07.10.2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта