Интервью, Люди

Уроки за колючей проволокой

Педагоги, обучающие подростков в местах заключения, рассказали о своём опыте работы и общения с ними

Самые важные в жизни человека вещи – самые понятные и самые глубокие одновременно, говорить о них, избегая пафосных и дежурных фраз, сложно. Но и не говорить о них нельзя. Одна из них – призвание. Работать по призванию – значит, работать по любви и с любовью. Особенно, когда речь идёт о профессии учителя, и уж тем более, если этот самый учитель работает с трудными подростками, преступившими закон и оказавшимися под стражей.

Ольга Григорьевна Шаранова преподаёт химию и биологию в Ижевской воспитательной колонии. Её учительский стаж – 35 лет, 13 из которых она посвятила работе с трудными подростками. Когда Ольга Григорьевна рассказывает о своей работе и о воспитанниках колонии, в её голосе столько тепла, а на лице такая мягкая улыбка, что кажется, будто она говорит о своей семье. И это тот самый случай, когда становится жаль, что написанное слово не воспроизводит звук и интонацию голоса.

О себе, профессии и первом уроке в колонии

– Моя мама хотела, чтобы я, как и она, стала медиком. Остальные родственники видели во мне, рыжей, кудрявой и всегда стоящей за справедливость, юриста. Я же пошла в учителя, и чем дольше работаю, тем больше понимаю, что сделала правильный выбор. Это сложная профессия, но она помогает идти по жизни, потому что ребята, какими бы проблемными они ни были, дают невероятную поддержку.

В школе я забываю о домашних неурядицах, потому что полностью отдаюсь детям. Если же на работе что-то не ладится, я не перестаю думать об этом даже дома. А ведь когда я первый раз стояла у ворот колонии, думала, что пришла сюда зря, потому что работать здесь я всё равно не буду. Но продолжаю делать это на протяжении уже 13 лет.

Когда я шла на свой первый урок в колонии, я не знала, как мне себя вести, а поскольку у меня было двое сыновей того же возраста, что и ребята в моём классе, я решила общаться с ними так же, как общаюсь со своими сыновьями. Я рассказала о себе, о своих детях, о муже, и между нами сразу возник контакт. Я повела себя так, как человек ведёт себя в обычной для него ситуации, и ребята приняли меня, как обычного человека.

О ершистых воспитанниках и о том, как найти подход к ним

– Ребята попадают к нам в очень напряжённом состоянии, ведь они не знают, как к ним отнесутся, как вести себя в этих условиях. Они оказываются оторванными от семьи, от привычной обстановки. Таким ребятам мы стараемся уделять больше внимания, поддерживаем их.

Мы не позволяем себе никакой грубости по отношению к воспитанникам, потому что они очень ершистые. Ребята очень болезненно реагируют, когда кто-то из учителей повышает на них голос. Даже если они промолчат в ответ, обида всё равно останется. Мы стараемся относиться к нашим воспитанникам доброжелательно, стараемся завоевать у каждого из них доверие, при этом они очень тонко чувствуют нас и наше настроение. Они тут же замечают, когда у меня что-то не так.

О том, что за дети к нам попадают, как нельзя точнее говорят эти строки:

Что же такое трудный ребёнок?

Сжался в пружину, отчаялся он.

С миром оборваны тонкие нити,

Словно стена без дверей и окон.

Мы стараемся эту пружинку расслабить и настроить ребят на позитивное общение.

О том, как научить учиться

– У большинства наших воспитанников нет привычки к учёбе. Перед тем как попасть в колонию, ребята либо совсем не учатся в школе на протяжении одного, двух и даже трёх лет, либо постоянно пропускают уроки, поэтому у них низкая обучаемость. Хотя среди наших ребят есть очень способные. Они моментально схватывают, воспроизводят и высказывают свои мысли по поводу того материала, который я даю на уроке.

Удерживать их внимание на протяжении всех сорока минут очень сложно. У них низкая работоспособность, поэтому давать им ту учебную нагрузку, которая предусмотрена школьной программой, не получается. Например, они не в состоянии запомнить большой объём информации – я вынуждена сжимать материал. В качестве заданий в основном приходится использовать тесты, потому что в тестах всегда есть варианты ответа. Это выручает ребят, так как дать развёрнутый ответ на вопрос большинство из них, конечно, не сможет. Я стараюсь приучать ребят к самостоятельной работе с учебниками: прошу их найти в книге ответы на поставленные вопросы. Дело в том, что многие из них настолько не обучены, что не видят нужную им информацию.

Бывает трудно или находит усталость, особенно когда не получаешь отдачи на уроках, когда прикладываешь максимум усилий, а ребята, тем не менее, не могут ответить на поставленный вопрос.

Я стараюсь акцентировать внимание даже на самых незначительных, на первый взгляд, достижениях наших воспитанников и поддерживать их добрыми словами. Но чрезмерно усложнять задания нельзя, потому что ребята не умеют правильно относиться к проблемам. Если у ребёнка что-то вдруг не получилось, для него это крах, у него тут же опускаются руки, и нужно всё начинать практически заново.

Я ставлю перед собой цель научить ребят трудиться. Для этого нужно дать им почувствовать себя успешными. Представляете, какое это счастье, когда ребёнок, который совершенно не знает предмет (а химия, в принципе, трудный предмет), который никогда его не учил, вдруг говорит, что он начинает его понимать? Пусть ещё только-только, но ребёнок уже начинает ощущать вкус успеха. Моя задача дать им понять, что они могут сделать что-то в жизни, что они будут востребованы, что они способны жить так, как живут остальные.

Кстати, после освобождения большинство ребят планируют устраиваться на работу. Учиться дальше хотят те, у кого есть семья. Те, у кого её нет или у кого она неблагополучная, в основном идут работать. В моём классе лишь у двоих ребят из шести – полная семья, у остальных – только мама, при этом в семье по трое, четверо детей. Ребята, которые попадают к нам, часто оказываются старшими в семье, и, конечно, им нужно зарабатывать деньги, чтобы обеспечивать свою семью.

О родительской радости и педагогической ответственности

– Общаться с родителями воспитанников лично нам запрещено, но у нас бывают дни, когда они приезжают в колонию. Ребята совместно с учителями готовятся к приезду родителей, устраивают для них концерты. Мы проводим родительские собрания, рассказываем о детской успеваемости, хвалим наших воспитанников или, наоборот, жалуемся на них, показываем родителям их портфолио, которые мы собираем на каждого ребёнка. В них отражены четвертные отметки, собраны грамоты за успехи в учёбе и по итогам участия в олимпиадах, а также медали за спортивные достижения. Для многих родителей становится неожиданностью, что их ребёнок на что-то способен, что учителя хвалят его. Некоторых это трогает даже до слёз.

Я, тем не менее, считаю, что к нам попадают недолюбленные дети, которым не с кем было поделиться своей проблемой, рядом с которыми не оказалось нужного собеседника. Когда у ребёнка возникает проблема, ему надо поговорить с надёжным и правильным человеком. Может быть, наши дети выбрали не самых подходящих собеседников, которые и направили их не туда. В колонии с ребятами работают психологи, которые пытаются вывести их на откровенный разговор, помочь им излить душу.

Вообще, у нас очень ответственный коллектив, мы на своём примере даём воспитанникам толчок к дальнейшей работе и учёбе. Мы очень хорошо относимся к ребятам, и они это чувствуют. Несмотря на то, что им трудно учиться, они радуются началу учебного года. Ребята признаются, что в школе время идёт быстрее, что здесь интересно. А мы видим, как они меняются в лучшую сторону, и надеемся, что им не захочется вновь совершать правонарушения, что им удастся социализироваться, что они научатся думать, трудиться, выбирать друзей, ценить добро и быть добрыми.

Учиться никогда не поздно

В местах заключения под стражу осуждённые имеют возможность получать и среднее образование, и профессию, чтобы, выйдя на свободу, они могли найти себе применение и устроиться в жизни. Причём и среднее образование, и профессиональные знания может получить человек любого возраста, будь то подросток или взрослый. Было бы желание. А необходимые для этого условия будут созданы, и специалисты, готовые поделиться своими знаниями, тоже найдутся.

Татьяна Ивановна Кутявина – мастер производственного обучения, повар. Когда она начала преподавать азы своей профессии заключённым, она работала поваром в исправительной колонии № 7 на станции Азино и не имела ни педагогических знаний, ни опыта. Она сама составляла программу обучения, планировала занятия и искала способы, как донести знания до своих слушателей. Помогли коллеги, опыт, знание тонкостей профессии и умение подобрать нужные слова, а если потребуется, то и вдохновить своих учеников на овладение поварским ремеслом. Среди них есть и молодые люди, для которых профессия повара первая в их жизни, и уже в чём-то состоявшиеся, но решившие, что новые знания помогут им сделать первые шаги после освобождения из колонии.

Большинству, конечно, придётся начать с малого, но у того, кто действительно захочет, будут шансы показать себя в деле. Овощной, доготовочный и даже горячий цехи – везде бывшие осуждённые смогут найти применение полученным в колонии знаниям и получить опыт работы.

– Умение делать салаты, разделывать мясо и рыбу, приготовление несложных горячих блюд – всему этому учатся заключённые, – рассказывает мастер производственного обучения Татьяна Кутявина. – Сейчас очень востребованы рабочие профессии: пекаря, повара. Совсем не обязательно быть технологом.

И действительно, ученики Татьяны находят работу и трудятся после освобождения. Наставница считает, то, чему заключённые научатся у неё, может пригодиться им, если они отважатся организовать своё дело.

– Вы сможете оценить, какую работу ваши сотрудники выполняют и какую должны выполнить. Вы уже будете знать, что от них требовать, – подсказывает мастер производственного обучения своим ученикам.

Татьяна Кутявина не боится сеять в умах своих слушателей зёрна даже таких далеко идущих планов.

– Они начинают обдумывать это, – комментирует Татьяна Кутявина. – Конечно, когда осуждённые выходят из колонии, они сталкиваются с множеством трудностей. Но если человек поставил перед собой цель, он постарается сделать хотя бы что-нибудь, чтобы её достичь.

Мастер производственного обучения рассказывает, что тех, кто стремится получить профессию, видно сразу: они чаще остальных задают вопросы и лучше других сдают экзамены.

Фото УФСИН

04.10.2019

Автор материала:

Татьяна Иванцова

Татьяна Иванцова


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта