Планерка

Планёрка с Игорем Мальцевым: «Хочу вернуть городу Театр кукол»

В редакции поговорили о том, как заинтересовать кукольными спектаклями взрослую публику, о перспективе международного театрального фестиваля в Ижевске, а также о ярких людях и ангелах-хранителях

Месяц назад директором Театра кукол Удмуртии стал Игорь Мальцев – один из наиболее амбициозных и успешных культурных менеджеров региона, много лет руководивший в Глазове театром «Парафраз» и проводивший там фестиваль «Театральные ладушки». В «послужном списке» Игоря Мальцева – работа на телевидении, в кинотеатральном прокате и даже в больших московских мюзиклах.

Энвиль Касимов: Кто вы?

– Мне нравится быть частью чего-то большого, интересного, красивого. Поэтому я каждые несколько лет ищу что-то новое. Мне нравится начинать работать в новом для себя деле, видеть, что у меня там получается, как это на меня влияет, чем я могу быть полезен. Мне важно чувствовать свою полезность. Это очень азартное чувство, оно буквально кожей ощущается. Одиночка – это не про меня.

Анна Вардугина: Десять лет назад вы были «играющим директором» театра «Парафраз», вашими героями были персонажи Шекспира и Нила Саймона. Вы почувствовали пустоту, когда перестали играть на сцене?

– Да, мне этого очень не хватает. Это моё любимое занятие: чем бы ни была занята голова, как бы плохо тебе ни было, ты выходишь на сцену и через два часа уходишь с неё будто заново родившимся.

Почему тогда вы перестали играть?

– Ну почему перестал? Просто взял основательную, «мхатовскую» паузу. Я с удовольствием вернусь на сцену, и кое-какие планы даже есть. И хотя о подробностях пока говорить рано, могу сказать: сейчас я тороплюсь вернуться к актёрству, потому что чувствую и силы для этого, и желание. Игра ведь должна быть в радость, нет ничего печальнее, чем наблюдать за артистом, которому профессия давно не в кайф, но он дорабатывает до пенсии.

Скажу честно, думать о возвращении на сцену и захватывающе, и страшновато: новое поколение в театрах боевое и огневое, нужно оказаться не хуже этих ребят.

Игорь Егоров: Как вы стали культурным менеджером?

– Я уехал в Москву и поступил в Высшую школу деятелей сценического искусства под руководством профессора Г.Г. Дадамяна. Она считалась круче, чем продюсерский факультет ГИТИСа. Моим дипломным проектом стал очередной фестиваль театров, где играют дети, – «Театральные ладушки» в Глазове. Вообще тем или иным организационным процессом я, кажется, занимался всегда. У меня есть фотография детсадовских времён, где я в песочнице руковожу другими детьми. С тех пор всегда стараюсь стоять у истоков процессов. Это ужасно интересно: когда ещё никто не представляет, что может получиться в итоге, а ты уже наметил цель и ведёшь к ней всю команду.

У вас есть опыт во многих сферах культуры. Что стало самой большой неожиданностью в начале работы в Театре кукол?

– Я был поражён тому, что многие взрослые люди вообще не знали, что в Удмуртии есть Государственный театр кукол. Меня спрашивали: «в каком-каком театре ты работаешь?». Я проанализировал ситуацию, и понял, что их вопросы закономерны. Театр кукол играет спектакли для дошкольников, для младшего школьного возраста, а потом теряет своих зрителей. Сейчас я хочу сделать так, чтобы дети не теряли связь с театром, приходили к нам и тинейджерами, и студентами. Чтобы «привязать» к себе зрителей, мы сейчас создаём настоящий фанатский клуб, где будут обсуждения спектаклей, зрительские конкурсы рецензий, встречи с актёрами.

Рано или поздно в Ижевске появится ТЮЗ с залом на 170 мест. Но пока ниша театра для подростков и студенческой молодёжи в городе свободна. Зал Театра кукол – всего 225 мест, он даёт возможность творческого эксперимента, близкого взаимодействия с публикой. Камерные, искренние спектакли для молодёжи в этот формат очень хорошо вписываются. И я уверен, что нам нужна эта публика. Если мы заинтересуем всем этим подростков, молодых людей, то они останутся с нами и повзрослев. Это пойдёт на пользу всему городу: культурная среда в нём расширится, станет более насыщенной.

Сергей Рогозин: А в качестве кого они останутся с Театром кукол? Взрослых спектаклей в нём почти нет.

– В качестве зрителей, фанатов, единомышленников. Взрослые спектакли в ижевском Театре кукол были всегда, просто про них мало кто знает, и играют их очень редко. Хочу изменить ситуацию. Чтобы днём здесь игрались спектакли для школьников, а вечером – для их родителей, это возможно в перспективе, сейчас ведь вечера у нас «пустые».

Это моя масштабная цель – вернуть Театр кукол ижевскому зрителю. Сейчас до обидного многие думают, что куклы – это ширма и Петрушка, Колобок и Курочка Ряба, что-то примитивное, для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Но куклы – это только художественный язык, которым можно рассказать любую историю, в том числе совершенно серьёзную. Недавно в театре появился взрослый спектакль «Ноктюрн для влюблённых», где три человека управляют одной маленькой куклой, чтобы добиться потрясающей детализации и реалистичности движений. И всё происходит на расстоянии вытянутой руки от зрителей. Я вообще люблю, когда дистанция между артистами и зрителями минимальна («Парафраз» ведь тоже камерный «театр на ладони»), она требует максимальной достоверности эмоции, честности со зрителем.

В октябре у нас премьера совсем не детского спектакля «Старуха Изергиль» по Горькому, а в 2020 году планируем выпустить спектакль по «Тилю» Григория Горина.

Какие ещё перемены нужны Театру кукол?

– Труппе очень нужна молодая кровь. И я благодарен Минкульту Удмуртии и лично министру культуры Владимиру Михайловичу Соловьёву за то, что был набран и отправлен на учёбу в Петербург целевой курс будущих артистов кукольного театра из 12 человек. Сейчас республика выплачивает им стипендии, оплачивает дорогу на место учёбы. Это молодые артисты, которые после окончания вуза вернутся в Ижевск и, надеюсь, вольются в труппу нашего театра. Я видел их на отчётном творческом вечере, и если верить тем, кто видел их в самом начале учёбы, они выросли очень здорово, вобрали в себя в Питере очень много и навыков, и творческой свободы. И важно, что они уже сейчас начали чувствовать себя командой. Если они продолжат набирать мастерство такими темпами, то когда вернутся через три года, у нас будет лучшая труппа как минимум Приволжского федерального округа.

При этом мне хочется, чтобы и нынешняя труппа раскрывала весь свой потенциал, весьма немалый, это ведь опытные, отличные артисты. Хочется, чтобы у них был стимул работать в радость, с куражом. Чтобы когда наши молодые столичные ребята-выпускники вернутся в Ижевск, они подумали бы, как много им надо сделать, чтобы работать вровень с этими мастерами. Вот моя задача на следующие три года для самого театра.

Стенами театра ваша деятельность менеджера культуры, скорее всего, не ограничится?

– Мне хочется сделать в Ижевске театральный фестиваль. В декабре мы проверим, как зрители воспримут в качестве театральной площадки ДК «Металлург». Привезём туда на гастроли театр «Парафраз» с двумя спектаклями – «Чичиков. Балаган» по гоголевским «Мёртвым душам» и «Сейчас не до любви» по мотивам пьесы Гильерме Фигейредо. Впервые «Парафраз» будет играть в Ижевске в зале на тысячу мест, посмотрим, найдётся ли в городе столько зрителей. А через год, в конце ноября – начале декабря 2020 года, я надеюсь сделать международный театральный фестиваль, не ограниченный рамками жанров и видов театра, чтобы в нём мог участвовать и театр драмы, и театр кукол. Мне важно, чтобы в Ижевске увидели театр мирового уровня, в том числе кукольный. У нас есть год, чтобы найти финансирование для этого проекта.

Энвиль Касимов: В вашей творческой биографии есть и очень драматичная страница. Вы ведь были участником мюзикла «Норд-Ост», на котором в октябре 2002 года произошёл захват заложников. В тот день, когда артистов, творческую группу и зрителей захватили террористы, вы были в театре?

– Нет, по счастливому стечению обстоятельств именно в тот день у меня был выходной. Возможно, я и в свой выходной пошёл бы к ребятам на Дубровку, но мой сын Влад попросил меня на выходной приехать домой, в Глазов. Получается, сын меня спас.

Я приехал на поезде в Глазов, вошёл домой, включил телевизор… там говорили про захват заложников на «Норд-Осте». Я тут же пошёл обратно на вокзал и ближайшим поездом вернулся в Москву.

Детская труппа «Норд-Оста», с которой я работал, была настоящей семьёй, очень дружной командой. Родители этих детей-артистов очень дружили, у них в театре даже была отдельная комната с бутербродами и чаем, и они подкармливали буквально всю труппу. И когда случился теракт, мы вновь объединились. Это была внутренняя потребность – быть как можно ближе к нашим друзьям, которые остались внутри.

Мой случай «счастливого спасения» не уникальный. Уже позднее, восстанавливая события, мы поняли – на Дубровке в тот день не было многих из тех, кто должен был или мог там быть. Кто-то неожиданно заболел, кто-то отпросился на подработку на стороне, у кого-то ещё какой-то форс-мажор приключился. Если ангелы-хранители существуют, в тот раз они многих сумели вывести из-под удара.

Задание «УП»

Мне бы хотелось, чтобы газета исследовала, как Год театра отражается на зрителях. Чувствуют ли они, что работа театров меняется? Ещё одна тема связана с Государственным театром кукол Удмуртии. Он открыл свой 85-й сезон! Это огромная история. Мы были бы благодарны редакции, если бы она вспомнила свои прошлые публикации о нашем театре и обратилась к своим читателям, чтобы и они вспомнили о спектаклях Театра кукол, которые что-то значили в их жизни. И, конечно, я могу предложить вам больше писать о Театре кукол.

Вопрос «УП»

Директор лицея № 86, Почётный гражданин города Ижевска Надежда Заварзина спрашивает, что нужно сделать, чтобы Ижевск стал для вас любимым городом?

– Хотелось бы, чтобы Ижевск был более тёплым и солнечным, но поскольку изменить погоду не в моей власти, я готов принимать его таким, какой он есть. Тем более что недостаток солнечной энергии могут компенсировать яркие, талантливые люди. А в остальном – я человек мира, через месяц жизни в городе я готов воспринимать его «своим», главное, чтобы была интересная, любимая работа, чтобы рядом была семья.

У следующего гостя рубрики «Планёрка» я хотел бы узнать, когда он последний раз переживал сильное потрясение, культурный шок или даже катарсис от спектакля, музыки или прочитанной книги.

Фото Сергея Рогозина

03.10.2019

Автор материала:

Анна Вардугина

Анна Вардугина


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта