«Настоящий Калашников» Сергея Бодрова
Интервью, Культура

«Настоящий Калашников» Сергея Бодрова

Как выбирали актёра на роль молодого Калашникова, как создавался сценарий первого художественного байопика великого конструктора и когда фильм можно будет увидеть на экране

В Ижевске состоялась премьера трейлера фильма «Калашников», рассказывающего о том, как молодой танкист с семью классами образования стал самым значительным конструктором-оружейником ХХ века. Сейчас трейлер можно посмотреть в сети и убедиться, насколько 28-летний артист Юрий Борисов похож на Калашникова и насколько точно в каждом кадре воссоздан предметный мир 1940-х.

Сценарист и продюсер байопика Сергей Бодров, приезжавший в Ижевск на День оружейника, рассказал, как он создавал экранный образ Михаила Калашникова.

– Сергей Владимирович, вы были знакомы с Михаилом Тимофеевичем Калашниковым лично?

– Мне повезло встретиться с ним в 1997 году. Это произошло в Кремле. Ему вручали очередную государственную премию по случаю 50-летия автомата АК-47. И наша съёмочная группа в тот день тоже получала госпремию за фильм «Кавказский пленник». Помню, как накануне нам звонили из Администрации Кремля – просили прийти с пластиковыми пакетами, потому что премию будут выдавать наличными деньгами (причём не рублями, а долларами) и при этом некрупными купюрами. Поскольку сумма премии была довольно солидная, должна была получиться внушительная стопка денежных пачек. И вот мы стоим в очереди за деньгами с пластиковыми пакетиками, и сразу за нами встал Калашников. У него уже вся грудь была в наградах. Мы (да и стоящие впереди нас) сразу предложили ему пройти к «кассе» без очереди: у всех нас он вызывал колоссальное уважение. Но он смутился, отказался: было видно, что он по-настоящему скромный человек. Потом был приём у Ельцина – там мы ещё раз поговорили с Калашниковым. Он произвёл на меня сильное впечатление своей несуетливостью, цельностью, простотой.

Когда спустя много лет мне предложили сделать фильм о его молодости, я понял, что это будет интересная работа. А углубившись в изучение биографического материала, был поражён тем, насколько непростой, драматичной была его судьба.

Верный сын Родины-мачехи

Что оказалось наиболее впечатляющим?

– Я читал, и подробности накручивались у меня в голове, как снежный ком. Один из восемнадцати детей в крестьянской семье, привычка к работе с самого детства, раскулачивание (хотя семья Калашникова не была кулацкой – они просто оказались одними из тех честных тружеников-земледельцев, кто попал под этот молот), высылка в Сибирь, где от холода и голода погибли отец и несколько детей этой большой семьи. Михаил Калашников, подросток с таким страшнейшим опытом, решает убежать вместе с другом в свою родную деревню. А это значит, подделка документов, печатей. В сталинском Союзе, где казнили с 12 лет! Они с другом попрошайничали на железнодорожных станциях, убегали от милиционеров… Только после распада СССР Калашников начал рассказывать о своём детстве и отрочестве, а до 1990-х он носил этот опыт в себе как страшную тайну. Полвека, с 1940-х годов, во всех анкетах он вынужден был писать неправду, умалчивать о раскулачивании, ссылке – иначе его не допустили бы до закрытого производства. Кажется, что у него была не родина-мать, а родина-мачеха. Но ведь пережив всё это, он оставался настоящим патриотом. И эта сила верности Отечеству во многом судьба всего нашего народа.

Ещё меня впечатлило, что, став в будущем выдающимся конструктором, Калашников даже не закончил школу! А после полученного ранения не мог чертить. То есть, понимаете, все предпосылки в его жизни были против того, чтобы он стал конструктором-оружейником, инженером. Человек, менее одарённый этим удивительным даром Кулибина, изобретателя-самоучки, и с менее сильным характером, наверняка прожил бы незаметную жизнь или вовсе сгинул. А Михаил Тимофеевич Калашников заставил себя стать выше обстоятельств.

Всё это меня глубоко поразило: я понял, что хочу рассказать о Калашникове не просто как об изобретателе главного оружия ХХ века, а как о необычайно сильной и цельной личности.

Вымысел, правдивый по сути

С Еленой Михайловной Калашниковой, дочерью конструктора, вы советовались по поводу каких-то сцен в сценарии?

– Нет, это наше авторское высказывание. Это не документальная картина, а художественная, здесь есть персонажи-собирательные образы, которых на самом деле не существовало, есть эпизоды, которых в жизни Калашникова не было, но они могли быть.

Именно таков эпизод, в котором Михаил Тимофеевич на станции встречает старшего брата Виктора. Тот был арестован и сослан на строительство Беломорканала на семь лет, бежал, был пойман и сослан на Беломорканал снова. И вот я написал сцену, где в одну сторону на поезде едет Михаил Калашников, только что создавший оружие, которое добудет военную славу стране, а в другую едут зэки, среди которых – его брат. И на станции они видят друг друга. В реальности такой встречи не было, но она могла быть. Это вымысел, который в сути своей правдив.

Или история взаимоотношений Калашникова с женой Катей. Никто не знает точно, как строились их отношения в первые годы их общей жизни. Наверное, она его спросила о том, какой была его юность. И ей единственной он, скорее всего, рассказал правду. А это знание – огромный груз! Зная правду, она могла каждый день ожидать, что в их дверь постучат люди «из органов», арестовать и мужа, и её. И я думаю, она умерла очень рано от сердечного приступа, потому что несла бремя этой тайны. Такого эпизода нет в картине, но выстраивая с актрисой Ольгой Лерман образ Кати, мы проговаривали, что её могло тревожить.

В целом же мы точно придерживались исторических фактов: мы снимали правдивую историю. При этом у нас в картине было много исторических консультантов – они помогали нам с реквизитом, с военной и штатской одеждой героев, чтобы не было анахронизмов. Мы хотели добиться аутентичности среды, полной достоверности. Мы изготовили первые пистолеты-пулемёты (настоящих уже в природе не существует), которые на станции Матай создал Калашников. Да и всё остальное оружие в картине настоящее, стреляющее (правда, охолощённое по требованиям безопасности). Кроме того, нас консультировали специалисты концерна «Калашников», Минпромторга и спецы по оружию. Мы сами пересмотрели очень много хроникального, документального материала о Калашникове, и если будет запрос о расширении фильма до формата телесериала, кадры из хроники в нём могут появиться.

Так каким получился ваш Калашников?

– Мне кажется, у нас Калашников – настоящий. По характеру, по образу мышления наш герой близок к реальному Михаилу Тимофеевичу. Говорить об этом мне позволяет и личная встреча с Калашниковым (правда, недолгая), и очень глубокое изучение его судьбы, и общение с людьми, которые с ним работали.

Во-первых, он настырный, упёртый. В его жизни были поражения и обиды, но это его только закаляло, подталкивало идти дальше. Из этого следует и второе: он сильный. В испытаниях выковался характер невероятной крепости. В-третьих, он по-хорошему хитрый.

Высокая цена

Трудно ли было найти актёра на заглавную роль?

– Мы долго искали исполнителя на роль Калашникова. Важно было, чтобы он не только типажно более-менее совпадал с известными фото молодого Калашникова. Нужно, чтобы в нём сочетались «сермяжная» простота, природный ум и внутренний стержень. Кроме того, у нашего главного героя должен был сложиться убедительный дуэт с Ольгой Лерман, исполнительницей роли будущей жены Калашникова. И, по правде говоря, у исполнителя центральной роли в таком фильме должна быть медийная история: зрителям должно быть любопытно, какую работу делает интересный им артист. Все эти моменты совпали у Юрия Борисова, молодого актёра, который становится всё более востребованным. Более того, Борисов уже играл в успешном фильме о Великой Отечественной войне «Т-34» танкиста – он был глубоко в материале, и погружение в роль Калашникова для него было более плавным, подготовленным.

В итоге Юрий Борисов, как мне кажется, очень хорошо сыграл, и в целом на картине сложился удачный ансамбль: в фильме также играют опытные актёры Виталий Хаев, Артур Смольянинов, Валерий Баринов, Анатолий Лобоцкий.

В первых новостях о фильме анонсировалось, что его премьера состоится осенью 2019 года, к 100-летию Калашникова. Сейчас же мы увидели только трейлер…

– Картину было делать нелегко. Бюджет у нас был небольшой. Казалось, как только мы объявим, что снимаем байопик Калашникова, к нам побегут спонсоры, а не тут-то было. Например, нужно было снимать зимний период, а мы так долго ждали финансирования, что зима почти кончилась. Но сняли, успели! Другое дело – какой ценой. Режиссёр и продюсер фильма Константин Буслов продал свой дом, чтобы мы могли заплатить съёмочной группе и закончить работу над картиной…

Из-за того, что съёмочный процесс затянулся, мы только что приступили к этапу пост-продакшена. И, конечно, для нас важнее сделать качественную работу, а не подгадать под то или иное число. Сейчас предварительное время выхода «Калашникова» в прокат – конец марта или начало февраля 2020 года. Возможно, премьера состоится в Большом Кремлёвском дворце.

Зарубежные прокатчики уже заинтересовались фильмом?

– Калашников – абсолютный бренд, мало кто не знает этого имени. Мы представим фильм на международных кинорынках и будем надеяться, его приобретут закупщики из разных стран. Сейчас работаем над тем, чтобы фильм купили в Китай – китайцы вообще любят русское военное кино. Нам бы хотелось, чтобы фильм увидело как можно больше людей.

О ком эта картина, мы знаем. А о чём она?

– О силе духа и следовании своему пути.

Фото: Анна Вардугина

27.09.2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта