Почините память
Здоровье

Почините память

Заботиться о здоровье мозга нужно не меньше, чем о физической форме

 «Мозг – такая же мышца, и её необходимо тренировать», – говорит психолог Надежда Якимочкина. Мало кто задумывается, но факт остаётся фактом: умственные способности и память у всех людей начинают постепенно ухудшаться уже с 30 лет.

Происходит это у кого-то быстрее, у кого-то медленнее, играет роль и генетика, и образ жизни. Утрата юношеской живости в зрелом возрасте может отчасти компенсироваться опытом, приобретёнными знаниями и навыками. Тем не менее время неумолимо – возрастные изменения рано или поздно происходят со всеми.

«Специалисты называют этот процесс угасанием когнитивных способностей, и особенно заметно это становится в возрасте 50+, – говорит Надежда Якимочкина. – В худшем случае угасание может достигать степени деменции, то есть приобретённого слабоумия».

По данным ВОЗ, в 2015 году во всём мире насчитывалось более 46 миллионов людей с деменцией. В 2017 году эта цифра увеличилась до 50 миллионов, к 2050 году таких людей будет около 130 миллионов. Во всём мире учёные ищут лекарство от деменции – пока однозначно эффективных препаратов не создано, и деменция считается неизлечимым дегенеративным заболеванием. У нас в России проблемой когнитивного здоровья стареющего населения мало кто занимается. Система геронтологической помощи – она включает поддержание у пожилых пациентов и общего физического, и ментального здоровья – только начинает выстраиваться.

Между тем в мире накоплен немалый опыт самых разнообразных навыков и методик, помогающих людям в возрасте дольше сохранять ум ясным.

Многие «находки» лежат на поверхности. Например, общеизвестно, что люди, занятые высокоинтеллектуальным трудом, как правило, сохраняют ментальное здоровье дольше, порой до глубокой старости. Объясняется это просто: мозг, как любой другой орган нашего тела, нуждается в ежедневной нагрузке.

Мозг начинает стареть уже с 30 лет, а заметные изменения наступают обычно в возрасте 50+.

Именно на таком подходе основаны традиционные советы для замедления старческого угасания когнитивных функций: рекомендовано изучать иностранные языки, учить наизусть стихи, решать кроссворды и головоломки. Существуют специальные курсы, развивающие когнитивные навыки, например, школы скорочтения, но они в большинстве ориентированы исключительно на детей или молодых, хотя и людям зрелого возраста можно попытаться освоить такие техники.

Ещё один известный момент: для развития интеллекта у маленьких детей важно развивать точность движений пальцев рук – это так называемая «мелкая моторика». Именно поэтому детей учат рисовать, лепить из пластилина, складывать мелкую мозаику. Доказано, что такие упражнения помогают и пожилым. Главное, чтобы выбранное занятие, например, вязание и вышивание, доставляло удовольствие.

Надежда Якимочкина предлагает собственную методику интеллектуальной реабилитации людей после сорока, объединив различные варианты тренировок. «Это система упражнений, при выполнении которых задействуются все отделы головного мозга», – объясняет Якимочкина. Тренировки состоят из нескольких блоков: тут есть и физические движения, в том числе упражнения на «мелкую моторику», а также координацию, и интеллектуальные, и психоэмоциональные. «Физические упражнения используются разные. Обязательно нужно делать гимнастику на растяжение мышц шеи – это помогает улучшить кровоснабжение мозга, – говорит Надежда Якимочкина. – Много упражнений для кистей рук – мы используем металлические шарики, поверхность которых покрыта острыми иголками, катая их, активируем особые точки на поверхности ладоней. Есть упражнения, заимствованные из йоги: например, попеременно соединять кончики указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца с большим пальцем». Эффективны упражнения, когда правая и левая руки действуют несимметрично: например, одна рука описывает маленькие круги перед собой, а другая – выполняет движения вверх – в сторону – прямо. Для улучшения работы речевого аппарата используются скороговорки. Упражнения с анаграммами заставляют мозг читать слова, написанные наоборот.

Как у них

Мозгу нужны новые впечатления

В Японии, где и мужчины, и женщины живут в среднем дольше 80 лет, проблемами ментального здоровья занимаются давно и упорно. Недавно в Москве побывал директор Центра обучения и инноваций Национального центра гериатрии и геронтологии в Токио, доктор Хидетоши Эндо. Он принял участие в работе съезда геронтологов и рассказал о разработанной японскими учёными и принятой на правительственном уровне «антивозрастной» программе. В том числе он поделился методами тренировки когнитивных функций, рекомендуемых японскими специалистами.

Что можно делать в повседневной жизни

Мозгу нужна не только интеллектуальная нагрузка, но и новые впечатления.

Меняйте привычные маршруты по дороге на работу и обратно, во время прогулок и т.д. Запоминайте их;

выполняйте привычные рутинные действия по-новому: например, чистите зубы, причесывайтесь левой рукой (правши);

поменяйте руки, моя посуду, – держите чашку правой рукой, а губку – левой;

можно «похулиганить», поменяв приборы во время обеда, – есть суп, держа ложку левой рукой, поменяв местами вилку и нож, когда дойдёт очередь до второго блюда.

Нельзя давать мозгу расслабляться, «застревать» в бездеятельном состоянии, тратить время на «тупые» занятия – выбирайте для чтения качественные книги и фильмы, те, что заставляют задуматься.

Устный счёт

Калькулятор помогает считать быстро, но важно ежедневно упражняться в счёте, причём не обязательно решать сложные задачи. Когда мы считаем устно, задействуются обширные участки в обоих полушариях мозга.

Тренируем память

Можно не только учить стихи и иностранные слова. Самое простое упражнение – написать 2-3 десятка любых слов и простых словосочетаний, прочитать их, отложить листок и на другом – попытаться написать все слова. Получилось? Увеличиваем количество слов.

Парадоксальная тренировка

Нужно распечатать или приготовить самому специальную табличку-тренажёр, заполнив лист бумаги словами «красный», «синий», «зелёный», «жёлтый», написанными чернилами другого цвета. Тренинг заключается в том, чтобы читать слова вслух, называя вместо слова цвет. Например, слово «синий» написано красным – мы читаем вслух «красный». Слово «зелёный» написано жёлтым – читаем «жёлтый». Попробуйте – это совсем не просто, но интересно и смешно.

Инфографика «РГ» / Леонид Кулешов / Ирина Невинная

Ирина Невинная

«Российская газета – Неделя» № 197 (7955)

https://rg.ru/2019/09/04/zabotitsia-o-zdorove-mozga-nuzhno-ne-menshe-chem-o-fizicheskoj-forme.html

16.09.2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта