Образование

Тест для первоклашки

Готов ли ваш ребёнок сесть за парту?

Первого сентября за парты сядут почти два миллиона первоклассников. Как понять, что ребенок готов стать школьником? С этим вопросом мы решили обратиться не к кандидатам и докторам наук, не к победителям всевозможных педагогических конкурсов из передовых образовательных центров и столичных школ, а «зайти» в российскую глубинку.

Сегодня эксперт «РГ» – учитель начальной школы с 29-летним стажем, методист Любовь Ткачёва. Работала в малокомплектных школах по всей Западной Сибири, а сегодня преподает в СОШ № 2 города Заводоуковска Тюменской области. Обучает не только первоклашек, но и выступает наставником для молодых учителей. Её обожают дети, ей доверяют родители.

Ножницы в руки

– Один из первых «тестов», который я предлагаю своим первоклассникам, – вырезать по контуру круг. И каждый год примерно 60 процентов ребят с этим не справляются: до школы они просто не держали ножницы в руках. А на уроках мы пользуемся ими очень часто – вырезаем геометрические фигуры, делаем аппликации, – говорит Любовь Ткачёва. – Поэтому первый мой совет родителям – не бойтесь давать ребёнку ножницы. Тем более что есть безопасные модели из пластика и с закруглёнными концами. Дайте малышу старый журнал или раскраску. Пусть он смело вырезает веселые картинки.

Это очень полезно и для развития мелкой моторики. Именно от неё во многом зависит успех ребёнка в учёбе. Психологи утверждают: ум у маленького ребёнка – на кончиках пальцев. В идеале уже к первому классу он должен знать, как правильно держать карандаш и ручку, уметь обводить рисунок по контуру. Так что в оставшееся до школы время ещё можно успеть потренироваться. Ещё для развития моторики можно предложить ребёнку чаще лепить из пластилина, выкладывать рисунки из крупы, перебирать бусины, нанизывать их на нить.

Как дважды два

Хорошо ли у ребёнка развита память? Есть простой тест: мама дошкольника может взять короткое лёгкое четверостишие и прочитать его ребёнку вслух три раза подряд. Если малыш сразу сможет повторить по памяти – значит, проблем в первом классе, скорее всего, не будет.

– Родители могут повторять с ребёнком песенки, поговорки, пословицы, четверостишья. Хорошо, если он может рассказать несколько из них наизусть. Ещё лучше – если умеет описывать несколькими предложениями простую картинку, – говорит Любовь Ткачева. – Кроме того, к школе нужно уже знать дни недели, времена года, различать право и лево. Называть своё и родителей имя и фамилию, знать свой адрес.

Ребёнок в этом возрасте может мыслить уже не образами, а понятиями. Например, можно предложить ему четыре-пять слов: «автобус», «трамвай», «грузовик», «цветок». Будущий первоклассник должен суметь выбрать лишнее и объяснить своё решение. Ещё один хороший тест – объединять в группы диких и домашних животных. Или дать две похожие картинки, чтобы найти отличие. До пяти отличий семилетка вполне может найти. Кроме этого, завтрашний первоклассник должен называть названия месяцев и распределять их по временам года, знать части суток, дни недели и их последовательность, называть явления природы.

Ещё до школы ребёнок должен познакомиться с цифрами. В идеале – считать до 10 в прямом и обратном порядке. Главное не превращать это в зубрёжку: цифры хорошо изучаются во время игры, на наглядных примерах. «Помогаешь маме на кухне? – А сколько вилок мы уже вымыли?» “Сколько «магнитиков висит на холодильнике? – Один упал – сколько осталось?» Считать вместе можно что угодно – от пальчиков до проезжающих за окном машин.

Осторожно, букварь

А вот учить читать и писать ребёнка до школы совсем не обязательно. Иногда, как признаётся специалист, это может быть даже вредно.

– Большая ошибка родителей в том, что они заучивают с детьми отдельные буквы. А нужно начинать со звуков. Из-за этого мычание коровы – «му-му», некоторые первоклашки читают по слогам как «Мэ-у-Мэ-у». Порой нам очень сложно от этого уйти, и переучивать ребёнка приходится несколько месяцев. Мы всем классом изучаем звуки, учимся их различать, – делится опытом Любовь Ткачёва. – Ребята приходят очень разные. Кто-то ещё не знает букв, кто-то читает очень хорошо, на уровне второго-третьего класса. Но в целом читают хотя бы по слогам уже «на старте» учёбы примерно 60 процентов ребят.

Кстати, в 7-8 лет сложно усидеть на месте и уж тем более – удерживать внимание все 40 минут урока. Хотя тем, кто ходил в детский сад, всё-таки проще. Дошколята уже научились работать по определённому распорядку вместе с другими детьми.

– В первом классе ребёнок должен уметь выполнять одно задание хотя бы в течение 10 минут, доделывать его до конца. Родители могут дома это проверить. Предложить, к примеру, раскрасить большую красивую машинку и засечь время, – говорит Ткачёва. – Чтобы удержать внимание на уроке, я вовлекаю малышей в игру. Например, так: «Ребята, нам сегодня пришло письмо – давайте вместе узнаем, от кого оно – что написано на конверте?» И они с удовольствием читают. Помогают также физкультурные пятиминутки – их, как правило, бывает две за урок. Первая – активная, под музыку. Вторая – расслабляющая. Предлагаю ученикам откинуться на спинку стульчика, закрыть глаза, представить, что они в сказочном лесу.

Что ребёнок будет знать и уметь к концу первого класса?

ЧТЕНИЕ. Читать со скоростью 35-40 слов в минуту, устно составлять 3-5 предложений на определённую тему. Грамотно писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов. Знать наизусть 3-4 стихотворения из программы.

МАТЕМАТИКА. Знать последовательность чисел от 0 до 100, хорошо уметь прибавлять и вычитать, считать в пределах 20 на основе состава числа. Называть числа в пределах 20 в прямом и обратном порядке, решать простые задачи в одно действие и составные задачи в два действия на основе простых задач. Знать единицы измерения длины, уметь чертить отрезки, простые фигуры. Различать отрезок, прямую и луч.

РУССКИЙ ЯЗЫК. Разделять небольшой текст на предложения, делить слова на слоги, писать заглавную букву в начале предложения и именах собственных. Знать правило: жи-ши, ча-ща, чу-щу. В это же время начинается изучение безударных гласных, парных согласных, правописание разделительного мягкого знака. Ребёнок должен уметь писать текст из 20-27 слов с известными орфограммами и знаками препинания.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. Называть признаки живой и неживой природы, основные сведения о своей стране, городе, планете. Знать виды транспорта, правила безопасного поведения в быту и на улице, в воде. Различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных. Правила личной гигиены. Знать строение термометра и определять температуру с помощью термометра.

Ксения Колесникова

«Российская газета – Федеральный выпуск» № 183 (7941)

https://rg.ru/2019/08/19/uchitel-rasskazala-kak-uznat-gotov-li-rebenok-sest-za-partu.html

29.08.2019

Автор материала:

Аватар

Удмуртская правда


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта