Красильниковский путь
Общество

Красильниковский путь

О нём расскажет музей-квартира классика удмуртской литературы.

Есть в Ижевске знаменитый дом с башенкой на улице Максима Горького. В нём с 1964 по 1975 год жил крупнейший удмуртский прозаик Геннадий Красильников. Сейчас на месте его последнего места жительства организован музей-квартира, со дня открытия которого в этом году исполнится 30 лет.

С Геннадием Красильниковым я познакомилась в 7 классе. Мы «размышляли» о сложном внутреннем мире человека вместе с героями его рассказа «Оксана». Это был один из уроков удмуртской литературы. Геннадий Красильников среди прочих авторов в этом учебнике запомнился особо: то ли широкие черты лица выделяли его, то ли близкая мне тема родного края, которая была сквозной во многих его произведениях. А недавно я побывала у него в гостях – в кабинете, где создавались те самые романы и повести, на кухне, где, вероятнее всего, обсуждались все горячие темы города, и в гостиной, где наверняка проходили споры и дискуссии об удмуртской литературе.

Музей-квартира Г.Д. Красильникова был открыт 12 октября 1989 года. Историки и учёные условно разделили жизнь удмуртского писателя на три этапа, связанные с его переездами: Алнаши, Ижевск и Москва. Согласно этому оформлены и экспозиционные залы в музее.

Попасть в единственный в республике государственный литературный музей можно со двора дома 45, войдя в угловой подъезд. Квартира в этом доме досталась Геннадию Красильникову не только за его литературные труды, но и благодаря его общественной деятельности. Сейчас это жильё назвали бы элитным – большая четырёхкомнатная квартира с высокими потолками в центре города, в одном из лучших домов того времени. Несколько лестничных пролётов – и перед нами квартира 18.

Алнаши

Геннадий Красильников – уроженец села Алнаши. Именно там он впитал в себя всю культуру, традиции, язык и самобытность народа. Именно там случился самый плодотворный период в его творчестве, где из-под его пера вышли знаменитые произведения в традициях русской деревенской прозы. Они были переведены на 20 языков. Но всё это случилось не сразу.

Красильников родился в крестьянской семье. Он был одним из трёх детей, которые воспитывались доброй, мягкой мамой Вассой Илларионовной и строгим, требовательным отцом Дмитрием Ивановичем.

С этой семьёй можно ближе познакомиться в одной из комнат квартиры, где была раньше кухня. Автор экспозиции Надежда Девятова посчитала, что о родном доме лучше рассказывать на кухне – именно там случаются самые откровенные разговоры.

Семья Красильниковых имела свою маслобойню и считалась зажиточной. В своё время их даже причислили к кулакам, из-за чего большая часть имущества была растаскана, а Геннадию с мамой даже пришлось жить в бане. Позже отец сумел получить документы и реабилитировать семью.

Дмитрий Иванович был образованным человеком, работал трактористом, комбайнёром, пчеловодом и плотником. В музее по фотографии воссоздан уголок его мастерской. Практически всё, что было в доме, он сделал своими руками. На своего сына он тоже возлагал большие надежды. Мечтал, что он будет знаменитым инженером. И даже имя изначально у Геннадия было другое – его назвали Герман. Но на селе оно не прижилось.

Красильников был круглым отличником, дважды перечитал всю местную библиотеку. Но из-за прошлой ошибочной отметки в жизни о кулачестве золотую медаль ему не вручили.

Москва

Через несколько лет Геннадий Красильников – студент Литературного института им. М. Горького в Москве.

Этому предшествовало ещё несколько важных событий в его жизни. Изначально он попытался поступить в театральный вуз. Не вышло. Потом – в Ленинградское училище военных сообщений, где он проучился около года, но из-за холодного климата здоровье ухудшилось, и он вернулся домой. Требовательный отец счёл это за поражение и выгнал сына из дома. Тогда Красильников устраивается работать в детдом, начинает публиковаться в «Алнашском колхознике», а потом и вовсе перебирается в Ижевск.

В столице Удмуртии зарождается карьера писателя. Он пишет для газеты «Советской Удмуртия» (ныне – «Удмурт Дунне»), при нём там зарождается сатирическая страничка «Шекыч», которая выпускается до сих пор. Работает на республиканском радио.

– …привольно раскинулась обширная страна, край зелёного золота и большой современной индустрии, где земля даёт людям отличный северный шёлк, как в народе прозвали «золотоголовый лён». Имя этой стране – Удмуртская Автономная Советская Социалистическая Республика – так начинается отрывок выступления на радио Геннадия Красильникова, который удалось сохранить. Пожалуй, это самый ценный «экспонат» музея, благодаря которому можно услышать самого писателя.

В тот период фигура Геннадия Красильникова становится всё заметнее. Это подмечает Михаил Петров, в те годы председатель Союза писателей Удмуртии, и настаивает на том, чтобы Геннадий Дмитриевич получил профессиональное образование.

1952 год. Москва. Красильников в нужное время в нужном месте. Литературная жизнь столицы становится богаче, ярче, смелее. Вместе с ней развивается и будущий классик удмуртской литературы, оказавшийся в самом центре культурных событий оттепели. От деревенской прозы он переходит к более глубоким темам. А в его окружении становится всё больше известных писателей.

В институте Геннадий Красильников становится старостой группы. Он подходил к этому делу серьёзно и особо строго следил за дисциплиной. Евгений Евтушенко, который уже «имел имя» в то время, оказался прогульщиком и часто пропускал занятия. Позже он подарил Красильникову свою первую книгу «Третий снег» с отметкой на полях: «Грозному старосте нашей группы Геннадию Красильникову от злостного и несчастного прогульщика».

Во время студенчества Красильников пишет повесть «Старый дом» («Вуж юрт») – это его дипломная работа. Позже эта повесть публикуется во всесоюзном журнале «Дружба народов». Это было своего рода сенсацией для удмуртской литературы. Позже Красильникова начали читать за пределами нашей страны всё больше и больше. Его произведения переводились на украинский, татарский, коми, венгерский, молдавский, чешский… Писатель ставил перед собой задачу – чтобы об удмуртской литературе узнали и заговорили как можно громче. Он внёс большой вклад в её развитие и даже создал новый жанр – психологический роман.

Спустя годы, эпоху 1950-1970-х учёные выделят в удмуртской литературе как отдельный «красильниковский» период.

Ижевск

Больше всего произведений Геннадием Красильниковым написано в родном селе, после приезда из Москвы. Здесь он пишет роман «Пустоцвет» («Тӧлсяська»), повесть «Остаюсь с тобой» («Тонэнкылисько»).

В 1963 году его избирают председателем Союза писателей Удмуртии, и на следующий год он переезжает в Ижевск. Как раз в то время он и живёт в этой самой квартире 18. Здесь писательская карьера неожиданно уходит на второй план. Геннадий Дмитриевич становится депутатом Верховных Советов УАССР и РСФСР, а затем и председателем Верховного Совета Удмуртии.

В музее-квартире максимально сохранён кабинет писателя. На рабочем столе – лампа, пепельница, очки и его личная печатная машинка, которой в то время завидовали многие его современники. Напротив – окно, выходящее на ул. Максима Горького. Здесь сразу представляется картинка: писатель отложил рукопись и всматривается в темноту улицы, сосредоточившись на чём-то важном.

Единственное, что изменилось в кабинете, – встроенный в стену тёмный шкаф. Сейчас это витрина, где депутатские документы лежат над его рукописями. Это даёт понять, что общественная деятельность поглотила литератора Красильникова. С того момента он пишет всё меньше и меньше. Но всё же выходит в свет один из его лучших романов «Начало года» («Арлэнкутсконэз») и несколько произведений в малых жанрах.

Реализовать все свои творческие амбиции Геннадий Красильников не успел. Он умер на 48-м году жизни от болезни сердца (по линии отца все мужчины в этой семье умирали рано).

С того момента прошло 44 года. Но в музее-квартире чувствуется, что его хозяин будто был здесь ещё вчера. Возможно, из-за витрины, где хранятся личные вещи Геннадия Красильникова. Она находится в коридоре, соединяющем все комнаты. За стеклом – пальто, шляпа, шарф, ботинки, зонт и портфель. Будто он только-только вернулся с очередного депутатского собрания или со встречи с писателями. Здесь его образ складывается окончательно – заметны широкие плечи, высокий рост, большие руки. Таким был видный писатель многонациональной российской литературы.

Сейчас музей-квартира – не только хранитель памяти о выдающемся удмуртском писателе. Его комнаты – средоточие разных культурных событий, так или иначе связанных с миром удмуртского народа. Здесь можно побывать на концерте-квартирнике или музыкально-литературном вечере, лекциях учёных или мастер-классах художников. Только за прошлый год в нём побывали более 3600 человек. Теперь и вы знаете, где его искать.

26.08.2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта