Ольга Поздеева: «Всегда благодарю ребят за выступление»
Интервью

Ольга Поздеева: «Всегда благодарю ребят за выступление»

Для лауреата I, II, III степеней международных музыкальных конкурсов, финалиста Парадельфийских Игр в городе Ижевске Ольги Поздеевой значима любая награда, любое достижение. Совсем недавно, в июле, она вместе со своим учеником Данилом Ушаковым вернулась с международного музыкального смотра в Туапсе, где и педагог, и юный вокалист стали лауреатами III степени каждый в своей номинации.

Руководитель детского эстрадного коллектива «Соловушка» Ольга Поздеева не только выходит на сцену в качестве вокалистки, но и обучает вокалу детей. И делает это в темноте. Ольга не видит, но это не мешает ей общаться со сцены со зрителями и радоваться успехам своих ребят. Это не мешает ей быть женой и мамой. Человек с добрым, открытым сердцем и твёрдым характером, Ольга Поздеева рассказала газете «Удмуртская правда» о том, как она пришла в музыку, как складываются её отношения с учениками и что даёт ей участие в музыкальных конкурсах.

– Ольга, с какого возраста вы поёте?

Вокалом я начала заниматься в 15 лет, когда познакомилась с удивительным человеком – моим первым педагогом Александром Валерьевичем Поздеевым. Сейчас он является руководителем образцовой студии «Летний вечер» в городе Сарапуле. Он был аккомпаниатором в районном Доме культуры в Завьялово и руководителем вокально-инструментальных ансамблей. Он окончил Курское музыкальное училище и меня начал готовить к поступлению в это учебное заведение, за что я ему очень благодарна. Получается, что он открыл передо мной дорогу в музыку.

Несмотря на конкурс, я поступила на дирижёрско-хоровое отделение Курского музыкального училища, а сразу же после его окончания получила высшее образование в Орловском институте искусств и культуры также по классу хоровое дирижирование.

– Дома в детстве вы пели?

Дома я всегда пела. Видимо, любовь к музыке была у меня уже в крови. Мой отец сочинял песни, пел под гитару. Я храню видео, на котором он исполняет все свои самые любимые песни.

– Чем для вас является музыка?

Наверное, уже смыслом жизни, а не просто работой, потому что я уже пою, не задумываясь. Что бы я ни делала, я пою. Конечно, незрячие люди, если захотят, могут стать кем угодно: юристом, программистом – но чаще всего они выбирают массаж и музыку. И специальные учебные заведения у нас готовят либо массажистов – в Кисловодске и в Ульяновске, либо музыкантов – в Курске.

– Вы только исполнитель или, как и ваш папа, являетесь автором песен?

Я сочиняю стихи. Среди них есть и природная лирика, и любовная. Я пишу о смысле жизни, о Боге. Но почему-то уже давно у меня не было поэтического вдохновения. Может быть, просто потому, что я немного другим увлеклась, и работы, связанной с вокалом, стало больше, и конкурсы заняли часть моей жизни.

Некоторые из участников коллектива, которым я руковожу, хотят солировать, и я стараюсь это желание поощрять, потому что они стремятся показать свою индивидуальность. Я готовлю их к выступлениям на конкурсах, а усилия для этого приходится прикладывать немалые.

– Какими достижениями своих учеников вы гордитесь?

Они у меня молодцы. На районных мероприятиях всегда занимают призовые места: первые, вторые, третьи – всегда наши. На республиканском уровне второе место тоже, как правило, бывает. На всероссийских или международных конкурсах – смотря кто участвует. Буквально только что мы с Данилом Ушаковым съездили в Туапсе на международный конкурс «Лучший из лучших». Он занял третье место, хотя даже я, зная его природные данные, не ожидала. У него тихий голос, уже немножко сипловатый, потому что мальчику 15 лет, идёт перестройка организма и связок в том числе.

– Какую отдачу вы получаете от занятий с детьми?

Я уже 15 лет работаю с детьми в качестве руководителя ансамбля. Когда они хорошо выступают, я испытываю удовлетворение. Но даже если они не выступят так, как мне хотелось бы, я никогда их не ругаю, а наоборот, благодарю за выступление. Я могу на репетиции быть строгой, но после концерта всегда их благодарю, потому что они в любом случае готовились, а на выступлении может сказаться волнение. Бывает, что на конкурсе они покажут себя лучше, чем на генеральной репетиции. Может быть, аплодисменты, вся эта атмосфера их заряжает.

– Насколько тесный контакт между вами и детьми?

Очень тесный. Однажды супруга моего первого педагога по вокалу (мы часто ездим к Александру Валерьевичу записывать плюсовки) сделала мне замечание, что мне нужно быть серьёзнее со своими учениками, чтобы между нами была какая-то дистанция. А я так не считаю. Я в любой момент могу их остановить, одёрнуть, если они, допустим, переходят какую-то черту, но почти всегда мы общаемся на равных.

– Насколько они откликаются на ваш посыл?

Вообще-то, дети у меня разные. Есть и капризные, и такие, которые, почувствовав, что они что-то могут, начинают гордиться этим. Случается, что вместо микрофона кому-то приходится давать муляж: у нас их ограниченное количество, а участников в некоторых номерах должно быть больше. Если ребёнок артистично ведёт себя на сцене, я не могу исключить его из номера. Бывает такое, что ребёнок улыбается, красиво двигается, но немножко фальшиво поёт. Чтобы эту фальшь спрятать, я даю муляж. Некоторые дети адекватно реагируют, а некоторые обижаются.

– То, что вы не видите, не является для вас барьером, когда вы занимаетесь с детьми?

Для меня не является, а пользуются этим дети или нет, это дело их совести. Есть такие дети, которые, зная, что я не вижу, могут всё занятие провести, уткнувшись в телефон. Они вроде бы поют, но, по большому счёту, на занятии они отсутствуют. В предстоящем творческом сезоне эти ребята приходить на мои занятия уже не будут.

Кстати, уже три года у меня занимается старший состав – ансамбль «Гармония». Это мамы тех девочек, которые поют в детском коллективе. Началось всё с новогоднего мероприятия «Семейный хоровод», когда в нашем номере должны были участвовать не только дети, но и их родители, мамы или папы. Родители так вдохновились тем номером, который мы сделали, что решили заняться пением. Потом мы создали коллектив, в котором сейчас участвуют шесть мамочек.

– Вам комфортнее участвовать в конкурсах для людей с ограниченными возможностями или наравне со всеми?

Я участвую в любых конкурсах, и у меня нет предрассудка, что раз я уже выходила на сцену наравне со зрячими, я буду состязаться только с ними. Общество слепых, например, проводит конкурсы и фестивали только для незрячих. Есть конкурсы для людей с разной инвалидностью: для колясочников, для тех, у кого ДЦП, глухонемых. В таких состязаниях я тоже принимаю участие. Я считаю, что надо пробовать себя везде. Для меня не имеет значения ни уровень конкурса, ни условия, в которых приходится выступать. Я пою, даже если невокально настроен микрофон, если сцена два на два. Меня это не смущает нисколько. И я не всегда занимаю первое или второе место в конкурсах, участниками которых являются люди с инвалидностью, потому что и среди них встречаются очень талантливые и способные.

– Ваш пример такого позитивного и активного отношения к жизни вдохновляет окружающих?

Не только мой. На Парадельфийских играх меня сопровождала моя коллега из культурного комплекса «Центральный». Оказавшись в цирке среди участников Игр, она поблагодарила меня за то, что смогла оказаться там, и сказала: «Сейчас, глядя на свою жизнь, я понимаю, что часто то, из-за чего я расстраиваюсь, – мелочи по сравнению с тем, что людям приходится перебарывать».

Так получается, что я общаюсь в основном с теми, кто тоже чего-то в жизни достиг, и весь мой круг общения состоит, прежде всего, из тех, кто тоже ограничен из-за проблем со здоровьем, неважно из-за зрения или из-за чего-то ещё. Все чем-то занимаются, никто не сидит сложа руки, не сетует на свою жизнь и не унывает.

– Что для вас главное в песне: слова или музыка?

Я беру во внимание всё: и гармонию, и текст. Некоторым иногда кажется, что я подбираю сложный репертуар. А мне хочется, чтобы и мне самой было интересно работать, и ребёнку было к чему стремиться. Я, действительно, выбираю непростые произведения, с большим диапазоном, но я всегда учитываю возможности каждого ребёнка. Я даю те произведения, которые детям под силу. Но текст в песне прежде всего. У меня занимается Валерия Курочкина. Ей 4 года. Я не хотела брать таких маленьких детей, потому что вокалисту должно быть понятно, о чём песня.

– Вас не смущает, что вы не видите публику?

Публику я не вижу, но я её чувствую. Когда я пою, я вхожу в образ и от лица того или иного персонажа посредством песни веду разговор со зрителем. И зал отвечает. Хоть я не вижу его реакцию, но она чувствуется по аплодисментам, по тому, как зал слушает, как выражает эмоции.

– Что значит для людей с ограниченными возможностями участие в конкурсах?

Наверное, это возможность доказать самому себе, что ты можешь победить, а даже если не рассчитываешь на победу, всё равно ставишь перед собой какую-то цель. Почему я участвую в конкурсах? Во-первых, я всё-таки руководитель коллектива, а не солист, поэтому в культурном комплексе мне редко удаётся выйти на сцену. А мне и самой хочется через песню рассказать о чём-то публике и выступить, просто выступить. Во-вторых, может быть, действительно занять какое-то место, если ты полон решимости и хорошо подготовлен к выступлению. В том, что идёт борьба за призовое место, тоже есть смысл. Участие в вокальном конкурсе – это возможность самовыразиться.

Мнение

Мирхат Халидов, председатель Ленинской организации Общества слепых: «Один раз в два года внутри Общества мы проводим музыкальный фестиваль для талантливых людей, имеющих инвалидность по зрению, а между фестивалями, на протяжении этих двух лет, идёт подготовка. Мы организуем различные концерты, всячески приветствуем участие в самодеятельности, предоставляем площадки для выступлений. Например, Зоопарк Удмуртии проводит День открытых дверей для людей с ограниченными возможностями, общество прикладывает усилия, чтобы талантливые люди имели возможность там выступить. Кроме того, мы сотрудничаем со СМИ, в том числе районными, чтобы они освещали концерты с участием членов общества, рассказывали о самих людях, их жизни, о том, где они учились. Мы подыскиваем для них ноты и музыкальные записи, содействуем в приобретении инструментов, привлекаем спонсоров, которые могут помочь оплатить поездку на музыкальный конкурс. Так, мы помогли Ольге Поздеевой съездить на конкурс в Туапсе».

20.08.2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта