Образ жизни: нафталин и чистая вода
Культура, Люди

Образ жизни: нафталин и чистая вода

Старообрядцы села Кулига не хоронят своих мёртвых под надгробными камнями, не говорят о человеческом теле, избегают узелков и не размешивают чай против часовой стрелки

Продолжение. Начало в № 5 от 7 февраля

Экспедиция информагентства «Сусанин» продолжает своё путешествие по заповедным уголкам Удмуртии, где повседневная жизнь настолько отличается от привычной для больших городов и райцентров, что в первую минуту сложно поверить: всё это действительно происходит здесь и сейчас, в XXI веке, совсем рядом.

Маршрут «18+» привёл любопытных журналистов в село Кулига, где довольно обособленно от внешнего мира живут старообрядцы.

В последние годы старообрядцы Удмуртии становятся всё более открытыми. Их можно увидеть на летних фестивалях старообрядческой культуры «Истоки КАкиеМЫ?» (он проводится раз в два года в Кулиге) и «Петровское заговенье» (этот фест кочует по районам республики) и на фестивале традиционной русской культуры «Высокий берег» в Сарапульском районе.

Чистые и нечистые

Несмотря на то, что в последние годы о старообрядцах говорят всё больше, и сами они перестали скрываться по медвежьим углам, куда случайный путник не забредёт, их обычаи и вера до сих пор остаются загадкой для большинства современников. Чувствуя искренний интерес чужаков к своей культуре, старообрядцы начинают рассказывать:

– Главное наше отличие в быту – разделение всего хозяйства на чистое и поганое. Для дома можно использовать только чистую воду. Чтобы её добыть, надо выкопать колодец и освятить его. Только эту воду можно пить, только ею – посуду мыть. За чистотой колодца приходится следить каждый день. Если туда упадёт жаба (а это часто бывает), колодец считается поганым – пока его заново не освятят, воду из него брать нельзя. Баню топим с обычной водой  – из водопровода, из речки. Поэтому, когда после бани заходим в дом, лицо умываем чистой водой. Баня вообще место нечистое, про неё много не говорят – там надо тело обнажать, а говорить о теле у нас не принято, с ним греховное связано. Вот и крестик перед баней снимаем, а когда домой заходим, снова надеваем. И банный тазик в дом заносить нельзя. Одежду у нас стирают не в бане, а дома, освящённой водой – эта ткань потом человека будет касаться, значит, должна быть «чистой». А если священник родник освятит, то можно в ключевой воде полоскать. И когда поросёнка режем, тушу тоже не в бане моем, как другие русские, а в доме, в чистой колодезной воде, согрев её на печи или на газе. В воскресенье же вообще никакую воду грязнить нельзя – ни пол мыть, ни стирать, ни мыться.   

Принципиальное следование правилам «чистоты» здесь таково, что ради соблюдения традиций не жалеют любимых пастырей. Директор Кулигинского краеведческого музея «Истоки» Алексей Некрасов рассказывает, как однажды старообрядцы отказывались от своего любимого священника: люди заметили, что его кувшин с чистой водой для обязательного омовения после бани постоянно остаётся полным.

Кстати, в Кулиге есть православный храм, но старообрядцы в него не ходят. Говорят:

– В церкви мы не молимся – у нас молельный дом, в котором молитву по лествице ведёт духовник. На всех праздниках наши песни поем. Бабушки как заведут старые напевы, конца-края им нет. Крестят у нас тоже по-старому – не в церкви, а на природе, на естественном водоёме, на реке или озере, ранним утром, ещё до рассвета. После обряда в течение 8 дней никакая влага не должна касаться крещёного – даже целовать его нельзя, чтобы слюна на его кожу не попала. Во время крещения даётся святое имя, которым в быту не пользуются. Так что все мы живём с двумя именами – одно для людей, другое – для Бога.

В ожидании Страшного суда

Главным своим отличием сами староверы считают крестильные и погребальные традиции:

– Свадебные и похоронные обряды у нас до сих пор старые. Хороним мы своих в белых саванах, которые шьём своими руками. На них, как и на всякой одежде, не должно быть ни одного узелка: шов используем специальный, который не даёт нити распускаться. Вот, на наших сарафанах и рубахах посмотреть можно. Чувствуете, они нафталином пахнут? Это одежда наших бабок-прабабок, мы её в сундуках храним, надеваем только на праздники. Одежда для молитвы у нас сдержанных цветов, конечно, – коричневая, серая, тёмно-синяя, а нарядные рубашки и сарафаны яркие, на юбке сзади обязательно десятки складочек заложены – так красивее и веселее. Так что если вам скажут, что старообрядцы смеяться не любят – не верьте, мы ещё смешливее вас бываем.   

На старообрядческих похоронах женщины обязательно в платках – так-то, в повседневной жизни, уже мало кто из них (особенно те, что моложе 40 лет) покрывает голову.

Рассказ продолжается:

– На кладбище мы никогда не едим и не пьём, а в семье покойника до сорокового дня никто спиртного в рот не берёт, а в тех семьях, которые строже веры придерживаются, и до полугода. И, главное, на могиле крест ставим деревянный. Железных или каменных памятников, тем более с портретом умершего, у нас ставить нельзя. Венков и цветов на могилах у нас тоже нет, не принято. А деревянный крест вот почему: когда Страшный суд настанет, и начнётся второй потоп, и все мёртвые по слову Божию встанут из своих могил, те, которые под гранитными плитами лежали, потонут, ими придавленные, а староверы на своих деревянных крестах как на плотах выплывут. Поэтому когда на семейных могилах старые кресты сгнивают, мы новые ставим, а каменных у нас никогда не будет.

Сакральный чай и бесы в чашках 

Среди местных старообрядцев есть чёткое деление на «соборных» и «мирских» («несоборных»). «Соборные» – полноправные члены религиозной территориальной общины – «собора», только они обязаны строго выполнять и сохранять всю систему существующих культовых, религиозно-этических и бытовых регламентаций, строгих ограничений и запретов. Далеко не каждый может выдержать эти требования: не курить, не фотографировать, не слушать радио и не смотреть телевизор, не есть картофель (его на Русь принёс «бес» Пётр I), не ругаться, не брать воду из колонки, не носить украшения и другое.

Многие бытовые привычки старообрядцев для нас, «мирян», непривычны. Наиболее верные древнему обряду старики до сих пор отказываются пользоваться общей посудой с посторонними. В гостеприимстве не откажут, кружку воды или кваса подадут, но посудину эту будут считать осквернённой. Те, что позажиточнее, её просто выбросят. Другие устроят обряд, чтобы посуду «очистить». Такой же обряд с чтением молитвы и прокаливанием в печи устраивают над единственным покупным вне общины продуктом – солью.

К личным чашкам кулигинские «соборные» (строго блюдущие веру) старообрядцы относятся не менее строго. Каждый член «собора» имеет индивидуальную чашку (размером с пиалу) и ложку. Никто (ни мирские, ни дети, ни другие соборные) не имеет права их брать и тем более из них есть. Чашки стараются прикрывать сверху тканью, чтобы бес не залез. За эту индивидуальность некоторые специалисты по изучению старообрядчества между собой добродушно называют их «чашниками».

За столом путешественники обращают внимание, что жители Кулиги помешивают чай ложкой исключительно «посолонь» – «по солнцу», или, как нам понятнее, по часовой стрелке. Именно так двигается по нему Солнце. Старообрядцы вкладывают в это движение религиозный смысл. Согласно старому обряду именно так трижды обходили вокруг купели при крещении ребёнка. По новому обряду, принятому при патриархе Никоне, вокруг купели обходят в противоположную сторону, против солнца. Есть даже такое суеверие – если хозяйка перемешает брагу не «посолонь», то мужики, напившись её, обозлятся и подерутся.

Сокрытое и открытия

Нательные крестики (тельники) у старообрядцев тоже имеют свои особенности. Например, они делятся на мужские и женские, для мальчиков и девочек. Обязательное условие для всех видов тельников только одно – образа Христа на них быть не должно.

По-особенному трепетно относятся старообрядцы и к своим литым иконам. Медная пластика или литьё используются старообрядцами Кулиги в качестве молельной иконы, которая устанавливается на центральное место в «божничке».

Директор музея «Истоки» Алексей Некрасов делится интересными подробностями:

– У нас в селе был старинный дом. В 1980-х годах прошлого века его пришлось разобрать. Тогда рабочие никак не могли снять дверь с петель: толстая, тяжёлая. Всё же помаялись немного, да справились. И тут-то и состоялось главное открытие: внутри были спрятаны иконы. Позже мы выяснили, что они были изготовлены по заказу в мастерской Николаевского мужского монастыря Верхотурского уезда в 1903 году, а спрятаны здесь во время упразднения в Кулиге советской властью Пророко-Илиинской церкви в 1920 году.

P.S. В заключение поездки проводник «сусанинцев» Алексей Некрасов подводит итог:

– В соседнем Пермском крае часть живущих там старообрядцев до сих пор отказываются пользоваться современным транспортом (автомобили и бензин – от дьявола), ездят на лошадях или ходят пешком. В Кулиге ситуация уже заметно меняется в пользу более здравого рассуждения. Даже старики уже говорят, что ведь по сути всё Богом дано – и продукты в магазинах, и современная техника. Так что старообрядцы Удмуртии становятся всё ближе к цивилизации XXI века.

Путешествия вроде того, что состоялось в рамках проекта «18+», – одна из последних возможностей своими глазами увидеть исчезающую культуру.

Впервые починок казённый Кулигинский упоминается в «Ведомостях о селениях Вятской губернии» в 1802 году, а как село – в 1837-м. Изначально деревня состояла из четырёх дворов, в которых жили около пятидесяти человек. В начале ХХ века здесь обосновались уже около четырёх тысяч старообрядцев.

Слово «кулига» означает невысокую гору, возвышенную местность. По другой версии, название переводится как «новь, раскорчёванное место, лесная поляна, расчищенная под земледелие, починок или выселок в лесу». Придя в лесную глушь, люди вручную очищали местность от деревьев, бурелома и корней под пашню и дома.

Подготовила Анна Вардугина

Фото автора

29.07.2019

2 комментария To “Образ жизни: нафталин и чистая вода”

  1. Иван Бузмаков:

    … Вы когда либо задумывались, кто такие старообрядцы ?? На минуточку … Подсказываю – всё предельно просто, это некий слепок той 700 летней Руси, что была от момента Крещения её князем Владимиром, в 980 году, до Кровавого, никому не нужного Раскола в 1666 году … В этой статье – много разрозненности, сумбурности и несвязанных между собой отрывков и “пыли”. Сделан чрезмерный упор на быт … А главное забыли – здесь живут Древлеправославные христиане, старообрядцы – поморцы, беспоповцы. Вынужденно оставшиеся без священников из за поголовного их убийства нижегородским архиепископом Питиримом, в 1720 году, по приказу Петра Первого (вынужден написать их с большой буквы, хотя они не достойны…). Во время Раскола Руси 1666 года, многие люди остались верны традициям своих родителей, великих предков – Сергия Радонежского, Александра Невского, Дмитрия Донского, Ярославичей, Юрия Долгорукого и многих достойных предков и не приняли модернизированных-монетизированных реформ от Кровавого патриарха никона …

    Справка об основах вероучения

    Древлеправославная Поморская Церковь является истинной преемницей по Символу Веры “Единой Соборной и Апостольской Церкви” Христовой, исповедующей Троическое Божество и Спасителя мира Господа нашего Исуса Христа. Принявшая исповедание от Восточно-Кафалической Церкви и находившаяся в едином лоне Церковного Русского Православия до реформ Никона в середине XVII века, которые разделили церковное единство русской нации. Не отвергающая священства, но лишившаяся его по условиям Последнего времени и пребывающая под Божественной Благодатью. Вопрос о поисках истинного священства после раскола, исторически и догматически исчерпан. Таким образом, Церковь, содержащая все догматы и обряды дораскольной Православной Церкви, которые удалось сохранить в условиях вынужденного отсутствия священства, является Православной Церковью, не имеющей трехчинной иерархии. По приемственности от Соловецкого монастыря и Выговского общежительства в Церкви сохраняются и совершаются избранными мирянами-наставниками таинства крещения и покаяния, церковный безсвященнословный брак, обеспечивающий сохранение христианской семьи. Основами вероучения являются Священное Писание (канонические книги Ветхого и Нового Заветов) и Священное Предание (учение Святых Апостолов, Святых вселенских и поместных Соборов, Святых отцов). В своей церковной деятельности Церковь руководствуется каноническими правилами, изложенными в книге Кормчей (Номоканоне), постановлениями поместных Соборов Православной Церкви в России, принятыми до церковной реформы XVII века, постановлениями Всероссийских Соборов Поморской Церкви 1909, 1912, 2006 и 2012 годов.
    Основными формами деятельности Древлеправославной Поморской Церкви являются:
    – проведение богослужений и требоисполнений в культовых зданиях и помещениях, государственных учреждениях и жилых помещениях и других местах в установленном законом порядке;
    – проповедническая и миротворческая деятельность;
    – основание (восстановление) храмов и молитвенных домов;
    – организация образовательных учреждений, курсов обучения наставников, чтецов, певцов, уставшиков и других;
    – издание и распространение служебной, духовной и образовательной литературы.
    Древлеправославная Поморская Церковь законопослушна и лояльна по отношению к государству. Церковь уважительно относится к законному церковному браку и созданию семьи, защищая ее интересы и не допуская разрушения. Поощряет повышение уровня общеобразовательных и профессиональных знаний, не повреждающих Вероучению. Учит быть полезным обществу, любить свой народ и отечество и защищать ближнего своего, быть честным и трудолюбивым. Для членов Церкви ограничений в отношении исполнения их гражданских обязанностей и прав не имеется. Исключением являются церковные служители, которым запрещена любая деятельность, связанная с насилием
    Пока вот это, главное …

  2. Иван Бузмаков:

    Видимо автор, как турист, галопом проскакал по Кулигинским окрестностям и всё что услышал – тезисно законспектировал в походный блокнотик, “срезал верхушечки”. А суть не выделена – Здесь Живут Древлеправославные Христиане Старообрядцы – Поморцы, беспоповцы. Вынужденно оставшиеся без священников из за поголовного их убийства нижегородским архиепископом Питиримом, в 1720 году, по приказу Петра Первого, через 50 лет после Кровавого Раскола на Руси, 1666 года (вынужден написать их с большой буквы, хотя они не достойны…). Пьяница Петруха надеялся, что старообрядцы, оставшись без священников, все быстро ломанутся к нему, и к кровавым никонианам, в рпц, но был послан в известное на Руси место … А старообрядцы, снялись с насиженных мест и мигрировали из Керженских скитов Заволжья в Верхокамье, на Средний Урал, в Сибирь, на дальний Восток, за границу. На вопрос – “Откуда вы ?”, отвечали – с реки Керженец. Значит – Кержаки … Вот откуда и термин …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта