Женщина с луком: от домашнего очага – до стрельбища
Культура, Люди

Женщина с луком: от домашнего очага – до стрельбища

Фестиваль «Русь дружинная» показал, как менялись с течением времени гендерные роли

В военно-исторических клубах женщин традиционно не меньше, чем мужчин. И большинство из них здесь отнюдь не для того, чтобы появляться на фестивалях в живописных средневековых платьях. Вдохновлённые духом реконструкторства, они осваивают не только привычно женские занятия вроде ткачества и декоративно-прикладных ремёсел, но и кузнечное дело, и воинские искусства. На фестивале «Русь дружинная» историческая правда и современный феминизм переплелись так тесно, в каждой из выбранных сфер женщины чувствовали себя так уверенно и естественно, что казалось: так было всегда.

Кожаные меха раздувают угли в жаровне. Женщина в кожаном фартуке кузнеца щипцами вынимает из углей раскалённый докрасна металлический прут и точными привычными движениями сгибает из него накидной крючок для двери. «Целый день в кузне – непросто, но это и от мужчины требует выносливости. Кузнечным ремеслом женщины в средние века почти не занимались, но если из-за войны или мора другого выхода не было, то брали в руки инструменты», – пожимает плечами она.

Женщины-бойцы приезжают на «Русь дружинную» почти каждый раз, и всегда доходят до финала, при том что соперники-мужчины признаются: спуску им с оглядкой на «слабый пол» не дают, наносят удары в полную силу.

Стреляющих из лука женщин в этот раз и вовсе оказалось больше, чем мужчин – собранных, метких. А выход на огневой рубеж, короткое прицеливание, изящный жест руки, спускающей тетиву более выразительно, чем любое дефиле, представили пластику женского тела в исторической одежде.

Глазовчане Екатерина Житарь и её муж были одними из организаторов военно-исторического клуба «Ратоборцы». Клуб занимается реконструкцией материальной культуры Руси и Золотой Орды XIII–XIV веков: одежды, доспехов и вооружения, предметов быта, а также историческим фехтованием и стрельбой из традиционного лука. Уже более пятнадцати лет они одни из самых успешных участников реконструкторских фестивалей в разных регионах России. Екатерина, мастерски стреляющая из лука, привычным жестом после каждого выстрела поправляющая матово поблескивающие височные кольца – превосходный «экскурсовод», помогает внимательному слушателю вслед за своим историческим «аватаром» шагнуть в средневековье.

– Екатерина, с чего для вас началось такое глубокое и личное погружение в историю?

– Я всегда любила историю, по первому образованию – историк. Великий Новгород возник в нашей реконструкции не случайно. Это было удивительное место, средневековый Вавилон, нетипичный не только для Руси, но и для Европы. Единственным подобным городом была Венеция. Это город-республика, вся его жизнь определялась этим политическим и социальным устройством. Он был необыкновенно разнообразен этнически: там жили славяне, прибалты, финно-угры разных мастей (карелы, ижора, водь, чудь, суоми). В Новгороде были улицы, населённые финно-уграми (например, один из районов города Людин конец), а были чисто славянские улицы. Кроме того, нижегородские ушкуйники (воины-купцы) выходили далеко за пределы новгородских земель, распространяли влияние своей культуры вплоть до Хлынова (современного Кирова), входящего в вассальную Новгороду Вятскую феодальную республику. Они добирались и до территории современной Удмуртии: на Иднакаре они бывали не раз, правда, с не очень мирными целями. Всё-таки ушкуйники не только торговали, но и разбойничали будь здоров.

– Этот костюм – реконструкция костюма жительницы Великого Новгорода конца XIII–XIV вв. Это горожанка из торгового сословия, смешанного происхождения – славянско-финно-угорского. На это указывают славянские и финно-угорские обереги, которые я ношу одновременно. Смешанные браки в Великом Новгороде были вполне обычным делом: найдены захоронения горожан с оберегами, которые это подтверждают. У финно-угров, живших в Великом Новгороде (как и у славян, впрочем), язычество на рубеже XIII-XIX вв. ещё вполне процветало. Православные храмы и традиционные верования предков сосуществовали. В то время у финно-угров особенно популярны были обереги-змеевики от злых духов в виде округлых медальонов. С одной стороны оберега была икона, а с другой – змеиный клубок.

– Насколько исторически точен ваш костюм?

– Не хочу хвастаться, но с ним я занимала первые места в конкурсах исторического костюма на международном фестивале «Куликово поле», где аутентичность ценится очень высоко. Если опираться на источники, то он вполне достоверен: именно так могла выглядеть новгородская горожанка семь веков назад. Весь этот костюм, кроме обуви, я сделала сама. Всего у меня три комплекта одежды, для мужа сшила два, свой исторический комплект – у пятилетней дочери. Но многие реконструкторы (особенно те, кто сам не умеет шить) всю жизнь используют один комплект.

– Что на вас надето прямо сейчас?

– Нижняя рубаха – из «этнографического» небелёного льна ручного ткачества. Льняное платье отделано шёлком домашнего ткачества – шёлк я сама красила крушиной (ягодный кустарник, кору которого использовали для окрашивания натуральных тканей и шерсти в оттенки жёлтого цвета. – Прим.ред.) Навершник (верхняя одежда, надеваемая поверх платья) – из домотканого сукна. Для его отделки использован шёлк, крашенный мареной (корни этого растения позволяют окрашивать ткани в ярко-красный цвет. – Прим.авт.). На голове – убрус из домотканого шёлка, шапочка-волосник (или повойник) и очелье с украшениями. Чем выше был статус женщины, тем больше она носила украшений. У меня такой «нарядный» комплект есть, но стрелять в нём неудобно, так что пришлось надеть довольно скромный вариант.

– Кстати о стрельбе. Стрелы в цель вы всаживаете лихо, доказывая, что «женщина с луком» – это отнюдь не кухонный сюжет. Умение обращаться с оружием – это тоже реальное качество вашего исторического прототипа?

– Нет, вот это для новгородских девушек было нехарактерно. Но в движении исторической реконструкции активно развивается не только направление исторического средневекового боя, но и стрельба из исторического лука. Это очень интересно! Средневековые луки совершенно не похожи на современные спортивные, в них нет ничего, кроме корпуса, тетивы и стрелы. Он настолько прост, что становится единым целым с человеком. Но на самом деле кардинального противоречия между этим занятием и моим историческим образом нет. Роль женщины в Новгороде была специфичной, отличающейся от того, что было в других землях Руси. Горожанки здесь были образованными, могли иметь своё дело, наследовали после своих родителей и мужей, при разводе могли вернуть свою собственность. На берестяных грамотах найдена деловая переписка, которую вели женщины: судя по этим текстам, они сами распоряжались своими финансами, могли давать деньги в долг. Так что «слабыми женщинами» они точно не были. Конечно, домашними делами – ткачеством, ведением хозяйства, кулинарией – они всё равно занимались.

– Палаточный (точнее, шатровый) лагерь, в котором живут на фестивале участники клубов – тоже часть исторической реконструкции?

– Воссоздание аутентичного быта средневекового лагеря – задача сложная. Насколько можем, мы её выполняем. Рубим древесные стволы на дрова для костра. Варим похлёбку и каши в котелках над огнём. Пластиковые бутылки, в которых привезли чистую воду, прячем с глаз долой. Мы стараемся готовить из продуктов, привычных для Новгорода XIV века. Никаких помидоров, картошки, макарон из заводских пачек и консервов в жестяных банках быть не может – не было их тогда на Руси! Как и кофе и чая – только травяные сборы. Если сыр – то домашний, самодельный, если колбаса – то тоже собственного приготовления. Но есть клубы, в большей степени ориентированные на ИСБ (исторический средневековый бой), их сложно назвать реконструкторами в полном смысле этого слова. По сути, они занимаются историческим спортом, и на таких мелочах, как историческая кухня, не заморачиваются. А для нас это довольно серьёзный вопрос. И на многих фестивалях мы с нашими аутентичными блюдами занимали призовые места. Конечно, точных рецептов того, что готовили на Руси в XIII-XIVвв., у нас нет. В письменных источниках (местных летописях княжеств) можно найти описание застолий с перечнем поданных на стол блюд. Но если проанализировать эти тексты, то понять можно многое. Традиционная кухня довольно консервативна: рецепты не менялись столетиями. Изучая их, понимаешь: средние века гораздо ближе к нам, чем может показаться.

Анна Вардугина

25.07.2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта