Интервью, Культура

«Тела людей дребезжат от постоянного поиска любви»

Евгения Мальцева

Родилась 30 марта 1983 года в Ижевске. В 1997 г. с отличием окончила ДШИ № 12, в 1997-2000 гг. училась в ижевском Художественно-эстетическом лицее № 98. В 2005 г. с отличием окончила обучение на отделении ИЗО Института искусств и дизайна УдГУ. С 2005 по 2009 гг.стажировалась в Казани, в творческой мастерской живописи Российской академии художеств. Первая персональная выставка «Антигламур» состоялась в 2006 году в Казани. В 2008-м там же прошла вторая персональная выставка Мальцевой – «Эрос». С нею художница была номинирована на Государственную премию Мусы Джалиля. В 2008 году Мальцева принята в Союз художников России. С тех пор провела ряд персональных выставок в Москве и Ижевске, участвовала в десятках совместных выставок в России и за рубежом. В 2012 г. получила вторую премию им. И.Е. Репина в области современного академического искусства «Против течения» за картины цикла Masculin. В 2014 г. получила за автопортрет Академическую премию президента Российской академии художеств Зураба Церетели. Четыре раза становилась стипендиатом Министерства культуры РФ. В базе данных российского современного искусства InArt Евгения Мальцева занимает 32-ю строку в топ-100 молодых авторов, представляющих актуальное российское искусство мирового уровня. Сама художница определяет художественное направление, в котором работает, как «экспрессионистический реализм».

Пот и кровь, сила и ярость

Евгения Мальцева – художник с очевидно индивидуальной манерой не только письма, но и мышления. Для широкой аудитории она взламывает стереотип о художнике-женщине. В её работах нет и тени «салонности», милого изящества линий и мягкости цветов. Мальцева – это вырвавшаяся наружу лава вулкана, огонь и тёмный пепел, пот и кровь, раздрай и бунт, сила и ярость. Её персонажи гудят изнутри, как воздух вокруг высоковольтных проводов. И почти все они – мужчины. Для выражения её нутра, для передачи силы её эмоций мускулы и мощь мужского тела подходят лучше: «Я пишу мужское тело так, как ощущаю своё – с большим ресурсом силы, с возможностью рубануть с плеча, но при этом могущее быть и бессильным, и вибрирующим от напряжения. Я поняла это ещё на университетском рисовании античных скульптур – изображая нагих атлетов и богов, чувствовала, что могу через эту пластику говорить о себе. И даже если я пишу женщин, у них получается крупная, маскулинная мускулатура». О том, как этот вулкан прорвало, она вспоминает так:

– Однажды, ещё в аспирантуре, я красила картину под музыку Моцарта и позволила кипящей во мне ярости выплеснуться. Подавленной ярости много внутри каждого из нас, она разрушительна, а я позволила ей выйти наружу и стать моим художественным языком. Сначала мне было стыдно, неловко выносить в картины настолько личное, но потом я подумала, возможно, именно эта предельная искренность будет отзываться в сердцах зрителей, поможет им понять себя, осознать и прожить свои чувства, освободиться. Искусство стало в том числе моей арт-терапией.

Рука и голова

Анализируя свой художественный язык, Евгения Мальцева приходит к такому выводу:

– У меня были хорошие мастера, которые дали мне крепкую академическую школу – это база изобразительного искусства. Владея этой базой, я могу «развлекаться», как мне угодно: я чувствую, что технически смогу воплотить задуманное. Хорошо «поставленная» рука в самом деле очень важна: зачастую рука художника умнее, чем голова. Голова рациональна. Рука более интуитивна, спонтанна и даже изобретательна. Гораздо лучше получается, когда я перестаю контролировать процесс, позволяю руке писать самой.

Учась в Казани и Москве, Мальцева сравнивала свои работы с работами местных художников, а затем и со всем мировым современным искусством, представленным в больших музеях и частных галереях. Благодаря открытому взгляду расширялись не только её художественный метод, но и круг тем, которые заставляли её рефлексировать.

Душа и тело

Уже более десяти лет каждый проект Мальцевой становится событием, но сама она выбирает работу, которая может рассказать о ней максимально много, картину «Исповедь (Достоевский)» из проекта «Песнь Песней». Эта масштабная картина – результат долгого исследования собственной природы и острых проблем современного российского общества. 

– Всю свою жизнь я внимательно наблюдаю за тем, что происходит с обществом, с человеком, человеческой психикой и ментальностью. Один из серьёзных конфликтов нашего времени – проблема принятия своего тела и связанная с этим проблема сексуальности. У нас сохраняется довольно негативное наследие советской эпохи, в которой человеческая сексуальность игнорировалась официальной культурой. Тело и секс были табуированы, их было принято стыдиться. А после десятилетий табу и стыда в страну хлынула порнография – другая крайность, в которой физиология не связывалась с эмоциональной жизнью человека. Вместо человека, которому не нужен секс, а нужно только интеллектуальное развитие, нам предъявили человека, которому для счастья нужен только секс. Новая культура учила относиться к телу потребительски. Женское тело опять стало товаром. А сейчас всё заметнее голоса религиозных консерваторов, которые воспринимают тело как инструмент деторождения, а желание чувственного наслаждения готовы приравнять к распущенности. Мы никак не можем найти баланс, при котором союз мужчины и женщины воспринимался бы как естественное желание взаимной интеллектуальной, душевной и физической близости, как взаимная радость. Чтобы поднять эту тему, я обратилась к первооснове – библейской «Песне Песней». Это текст о том, что для двоих влюблённых людей одинаково важна и желанна и душевная, и телесная связь.

Разумеется, в буквальном иллюстрировании строф «Песни песней» я не видела для себя смысла. Гораздо важнее осмыслить, как тема отношений может быть высказана в наше время. И тут для меня стало очевидно, что непременными «третьими» участниками наших взрослых романов становятся писатели, которые сформировали наше представление о чувствах, о путях решения большинства конфликтов в личной сфере. Модели поведения, подсмотренные в классических романах, становятся нашими собственными паттернами. Уже став старше, я поняла, что Достоевский очень точно описал все типы созависимого поведения. Например, несчастная Настасья Филипповна, судьбу которой мы знаем лучше и подробнее судьбы своей бабушки, – яркий пример травмированной личности, не способной выстроить здоровые отношения и мечущейся между платоническим возлюбленным Мышкиным и потенциальным абьюзером Рогожиным. В жизни люди оказываются ровно на тех же самых развилках, мучаются таким же выбором, зачастую не имея возможности получить одновременно духовную близость, заботу и гармоничные телесные отношения. Достоевский в препарировании человеческих отношений – абсолютный реалист.

Искусство и жизнь

Так появилась очень значимая для Евгении Мальцевой картина «Исповедь (Достоевский)». Это часть триптиха, на двух других полотнах изображены Ошо и Фрейд, также исследовавшие человеческую природу. В этой картине соединились реалистическая и абстрактная живопись. Образ Достоевского здесь – парафраз знаменитого портрета кисти Василия Перова. Фигура писателя довольно хорошо проработана, детализирована. А фигуры мужчины и женщины размываются до наброска силуэтов, почти чистой абстракции, где работают только цвет и энергия мазка. Отвечая на запрещённый вопрос «о чём ваша работа», Мальцева говорит:

– Пара как будто приходит к Достоевскому на духовную исповедь. Мужчина и женщина полностью открыты перед ним – они обнажены и эмоционально, и физически. Тела людей здесь дребезжат от непонимания происходящего, от постоянного поиска любви, страха неприятия и отвержения. Мазки, вибрирующие линии – это их смятение. Но Достоевский смотрит на них так, как люди смотрят в телевизор (на его фигуре даже есть голубоватый отсвет, как будто он сидит перед светящимся экраном): для него их история – очередная серия длинного сериала на одну тему. Это усложнение пространства ставит дополнительный вопрос: что для нас реальнее – знакомые всем сюжеты искусства или реальные «бытовые» судьбы обычных людей. Каждый зритель должен сам ответить на этот вопрос.

23.07.2019

Автор материала:

Аватар

Удмуртская правда


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта