Марина Рупасова: «Я до сих открываю для себя Ижевск»
Планерка

Марина Рупасова: «Я до сих открываю для себя Ижевск»

«Такие города, как Ижевск, любить трудно, а уважать нужно бесконечно»

 

В редакции газеты обсудили, как искусство преображает музей, чем бы могла стать дача фабриканта Петрова, и когда Ижевск был самым еврейским поселением.

Марина Рупасова, занявшая кресло главного редактора «УП» на этой неделе, родилась и выросла не в Ижевске. Но она одна из тех немногих ижевчан, кто знает многое о жизни города за все его 259 лет. Заместитель директора ВЦ «Галерея» Марина Борисовна занимается созданием Музея Ижевска. Уже более 40 лет она проводит экскурсии по улочкам нашей столицы и 5 лет встречает гостей в стенах Генеральского дома.

Марина Борисовна оказалась в Ижевске в тот год, когда пединститут стал университетом. Она обещала себе больше не приезжать сюда, если не поступит в вуз. Но всё сложилось – истфак, встреча с будущим мужем, семья и жизнь, посвящённая изучению города. Она родилась в Новороссийске, её отец человек военный, из-за чего приходилось часто менять города. Но спустя годы она всё же самоопределяет себя так: «Я ижевчанка».

Анна Вардугина: Как меняется ваш Ижевск?

– Меняется кардинально в ощущении города. Ижевск в моём восприятии переживал несколько стадий. Одно время это был город для учёбы, город друзей, семьи. А когда я пришла работать в музей, то город я начала постигать профессионально. Хотя и окончила истфак, но должна признаться, что на работу в музей я пришла с минимальными знаниями по истории города. И я до сих пор открываю для себя Ижевск. Когда мы начали создавать музей, я понимала, что почти ничего не знаю об этом городе. Но у меня меняется его ощущение, я начинаю его больше понимать и уважать. Я всегда говорю, что такие города, как Ижевск, любить трудно, а уважать нужно бесконечно.

– Какие моменты из истории Ижевска заставляют его уважать?

– Этот город задумывался как город умных людей и умных технологий. Надо отдать должное его создателям, они высоко ставили планку. Это была ориентация на лучшее, что было в то время в Европе. А это требовало соответствующих людей. Я долгое время задавала себе вопрос: а какими были те инженеры, специалисты, мастера, которые приезжали работать на завод? Ведь чаще всего это была военная элита, приехавшая из Санкт-Петербурга. Ощущали ли они себя какими-то аутсайдерами жизни, попав сюда? И, работая в музее города, я поняла, что нет. Это были люди, которые умели вокруг себя создавать пространство. Они жили счастливым ощущением жизни, самоуважением. Командиры завода, инженеры создавали театры, библиотеки. Это влияние прослеживалось на всех стадиях развития города. Люди, которые приезжали сюда, перевозили другую культуру и транслировали в местное пространство – это и создавало «котёл плавки» понятия «Ижевск».

Игорь Егоров: Вы работали раньше в Национальном музее им. К. Герда. Когда в вашей жизни зазвучала тема Ижевска?

– Ижевск в моей музейной ориентации возник сразу. Город никогда не имел своего отдельного музея, и тогда ещё Республиканский краеведческий музей изначально строился во многом на истории Ижевска. Поэтому город вошёл в мою жизнь одновременно с исторической специализацией: надо было водить экскурсии, начитывать материал… Но специфика Национального музея в том, что он даёт образ всего региона. А вот проект отдельного музея города для меня был экспериментом. Когда город предложил такой формат создания музея, я, честно говоря, долго колебалась, стоит ли уходить туда. Но зайдя в Генеральский дом, поняла, что хочу в этом месте работать. Меня это здание абсолютно покорило. Это было «кульбитом» моей жизни, и я об этом ещё ни разу не пожалела.

– Интерактивный формат музея Ижевска уникален?

– Интерактивный формат сегодня – музейная норма. Наши особенности в другом. Музей Ижевска на сегодня не самостоятельная институция. Пока это отдел выставочного центра «Галерея». И первой задачей было создание концепции этого музея (чем он будет отличаться от всех остальных), формирование коллекции. Притом, что за музеем пока нет закреплённого здания. Те пять комнат Генеральского дома, которые мы сейчас занимаем, мы арендуем, и говорить о стационарной экспозиции пока невозможно. На сегодня у нас режим выставочной деятельности и пиара будущего музея. Наша задача – попробовать как можно больше интересных форматов и показать, что правильный музей –  это не только хранитель памяти, а и точка роста, и место, которое развивает город.

Сергей Рогозин: Сколько концепций музея города существует на сегодня? И какая ближе музею Ижевска?

– Никто не отменял концепцию традиционного краеведческого музея, который выстраивает историю места в соответствии с его хронологией, важными периодами, историями людей. Это самая распространённая модель. Но концепция музея города всегда зависит от образа места и того здания, которое отведено музею. Когда-то Национальный музей задумывал сделать филиал-музей Ижевска в Доме Захария Лятушевича. Образ этого дома настраивает на бытовой музей. А Генеральский дом сразу задал очень высокую и даже пафосную планку.

Для меня в концепции музея очень важны характеристики Ижевска как города-завода в развитии на протяжении ряда веков. И я, честно говоря, противник создания там музея с линейной экспозицией, которая показывает историю как последовательную хронику событий. Дом позволяет создавать пространство, где вы маршруты выстраиваете сами. И мне видится там возможность каких-то развилок, благодаря которым можно попадать в разные эпохи.

И я убеждена, что современный музей должен разговаривать языком современного дизайна и искусства.

Анна Вардугина: Вы как-то фильтруете те вещи, которые несут люди из своих личных архивов, чтобы музей не превратился в барахолку?

– Взгляд на предметы может быть разным. Музей современности как раз очень много собирает из того, что не является предметом искусства. Например, бытовые предметы, которые приобретают ценность спустя время. Первое время власти Ижевска выделяли средства на приобретение предметов. Мы могли поискать что-то в антикварных лавках или у коллекционеров. Но я не уверена, что это нужно продолжать. Генеральский дом и музей города не должен стать вторым «музеем Петра Чайковского». Не надо обставлять дом типовой мебелью того времени. Антикварные предметы нужны для создания атмосферы, для создания образа. Но по пути представления истории Ижевска только XIX века мы точно не пойдём.

– Вы с самого открытия музея начали работать с современными художниками. Почему возникло это партнёрство?

– Когда мы делали первую экспозицию, не было ни коллекций, ни концепции. Позвать художников и сделать экспозицию про мифы города средствами актуального искусства – это была идея предыдущего директора ВЦ «Галерея» Галины Таранухи. Музейщики отвечали за идеи, содержание, концепцию и то послание, которое мы хотим вложить в эту экспозицию. А вот создание образа – это работа художника, потому что он работает со смыслами. И с этой задачей хорошо справляется актуальное искусство.

Если музейщик больше работает на логику восприятия и знания, то художник воздействует на эмоции. Научное знание – это достояние узкого экспертного сообщества. Как только оно «переплавляется» искусством, это становится доступно всем. И художникам Ижевска это удалось.

Мы стараемся всеми силами сохранять образ главного зала музея – зала приёмов. Это пространство работает своим пафосом, высокими потолками, видами из окон. Художники только подчеркнули интерьер: инсталляцией в наличниках, деревянными скульптурами. Образ генерала, созданный Анфимом Ханыковым, я считаю одной из главных «фишек» нашего музея.

Анжела Поздеева: На базе музея реализуются городские проекты. Один из них – «Ижевский Декалог», одноименная выставка которого стала лучшим реализованным проектом фонда В. Потанина. Какие проекты в работе сейчас?

– Первый проект – это «Школа гидов 55+». Более 30 человек старше 55 лет освоят новую для них профессию экскурсовода. Реализация проекта уже запущена: идёт обучение, разрабатываются маршруты, в августе наши «ученики» уже начнут проводить свои первые публичные экскурсии.

И есть ещё один проект, который реализуется совместно с благотворительным фондом еврейской общины «Хэсэд-Ариэль». Проект «Творите добро тому городу, в который я вас изгнал» направлен на исследование и изучение историй еврейских семей Ижевска. Не многие знают, что до 1917 года Ижевск был самым еврейским поселением в Вятской губернии. И в наступающий год 100-летия государственности Удмуртии, когда мы будем говорить о разных национальных историях Ижевска, мы «споём» эту еврейскую «мелодию» нашего города. Итогом работы станет выставка, которая откроется в марте 2020 года.

Сергей Рогозин: Какова судьба дачи фабриканта-оружейника Ивана Петрова, которая ещё была и пионерским лагерем? Нельзя ли там тоже сделать музей?

– История семьи Петровых – это история очень многих страниц Ижевска. Кроме того, там история Воложки, а значит и история дачной жизни интеллигенции города. На месте инвестора я бы организовала там «музей уДачной жизни». Мы знакомы лично с семьёй Петровых – правнучка Ивана Фёдоровича живёт в Москве. Мы даже привезли экспонаты из этой семьи – латунный тазик, действующую чугунную мясорубку фирмы «Huskvarna», накидки, воротнички, вышивки, наволочку из кисеи. Семья ждала, что когда-то на Воложке откроют музей, и хранила все вещи. Но сегодня владелец не проявляется, а дача пока внесена в список вновь выявленных объектов.

Игорь Егоров: Где лично для вас находится сердце Ижевска?

– У меня есть два таких места. Сердце – это то, что прокачивает энергию города. У Ижевска это пруд, плотина и Главный корпус оружейного завода. Это сочетание задаёт смыслы территории, понятие города-завода, выстраивает все градостроительные характеристики. И раньше это на самом деле задавало ритм города – звон колокола, гудок, потоки людей у проходной, несущиеся по улицам города, как по кровеносным сосудам.

А второе место – это душа города. Для меня это внутренний двор Арсенала. Рядом напряжённая улица центра города, а там шума не слышно и есть полное ощущение петербургской матрицы.

Сейчас появилось третье место – Генеральский дом.

УП вопрос

Вопрос от предыдущего гостя «Планёрки», министра культуры Удмуртии Владимира Соловьёва:

– Что в вашей жизни самое главное?

– Само состояние жизни.

У следующего гостя редакции я бы узнала рецепт его любимого блюда в подарок музею города. Потому что сейчас мы мечтаем собрать гастрономическую книгу Ижевска. Из семьи Петровых у нас есть, например, рецепт рыбного пирога с саго.

УП задание

– В рамках празднования 100-летия государственности Удмуртии в Ижевске будет запущен проект «Сто лиц столицы». И нам не обойтись без рейтингового голосования, чтобы выявить именно сотню выдающихся людей столицы, которые определяют наше «лицо». Мне бы хотелось, чтобы «Удмуртская правда» приняла в этом участие.

Подготовила Анжела Поздеева

Фото Сергея Рогозина

18.07.2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта