Интервью, Культура, Люди, Общество

Александр Мустаев: «Растёт яркое и талантливое поколение людей, увлечённых театром»

В Ижевске подвели итоги регионального этапа фестиваля школьных и студенческих театральных коллективов «Театральное Приволжье».

Александр Мустаев:  «Растёт яркое и талантливое поколение людей, увлечённых театром»

Жюри, возглавляемое председателем Союза театральных деятелей Удмуртии Александром Мустаевым уже определило обладателей гран-при, которые представят Удмуртию на окружном этапе фестиваля, а также победителей и дипломантов в ряде номинаций: «Лучший спектакль», «Лучшая режиссура», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль», «Лучший актёрский дуэт» и других.

Победители пока не называются, однако Александр Мустаев поделился своими впечатлениями от увиденных им спектаклей-участников и мыслями по поводу любительских и профессиональных театральных коллективов.

– Александр Гаевич, довольны тем, что увидели?

– Да, конечно. Во-первых, я знаю, что у нас в Удмуртии любительских театральных коллективов около полутысячи, и те 58 спектаклей, которые я видел, – это уже своего рода выжимки, это те коллективы, которые работают очень интересно и давно. А во-вторых, я ещё раз убеждаюсь, что театр жил, театр жив, театр будет жить. Я уверен, что растёт яркое, талантливое, интересное поколение людей, увлечённых театром. В любительском театральном деле не всякий станет артистом, но я вижу, что у многих есть такое желание.

Порадовали театральные коллективы, которые работают на национальном языке. Большей частью это, конечно, детские коллективы, но есть и один взрослый. Приятно, что язык не забывается, что дети на нём говорят, а когда старшие на нём работают, вдвойне приятно, потому как не вся молодёжь стремится к познанию языка. Сейчас ситуация уже лучше. Молодёжь понимает, что это интересно.

– У нас есть такая молодёжная среда, из которой может вырасти что-то серьёзное?

– Я даже вижу тех, кто уже сегодня готов выйти на профессиональную сцену. Есть и молодые люди очень талантливые, и дети. Но дело в том, что, например, в студенческих коллективах – молодёжь, которая занимается своим делом, изучает свою науку. Я знаю, что она не пойдёт в театральное дело. Для них увлечение театром – это хобби. Вот Медакадемия, например, показали шикарный спектакль, но я не думаю, что там все бросят профессию врача и пойдут в артисты.

– От чего зависит успех молодого театра?

– Прежде всего, от создателя, от организатора, от режиссёра: от человека, который это всё создал, собрал вокруг себя молодёжь. Если он действительно заражён театром и знает, что это такое, тогда к нему тянутся и хотят вместе с ним работать и творить. Например, в Медакадемии появился талантливый человек – они там чудеса творят.

– Талантливых режиссёров много? На кого-то положили глаз, чтобы можно было пригласить работать в профессиональный театр?

– Да, есть очень талантливые режиссёры, ярко работающие, но они сами не пойдут в профессиональные театры. По разным причинам. В профессиональном театре ответственность другая. Если в самодеятельности работаешь с любителями, которые сегодня пришли, завтра ушли, то в репертуарном театре надо работать с теми, кто есть в труппе. Это первая сложность. Во-вторых, бывают такие случаи, когда труппы оказываются «ядовитыми». Труппу ведь просто так не разгонишь. Труппа – это те, кто выходит на публику, те, кто деньги зарабатывает. Режиссёры, работающие в любительских театрах, не пойдут в профессиональные и по другой причине: там есть план, жёсткие обязательства, а они ставят чаще всего для души.

– То есть любительский театр более свободен, и у режиссёра больше возможностей для творчества?

– Да, только жизнь теперь такая, что творческих людей учат считать деньги. И, к сожалению, некоторые берутся за постановку того, что действительно принесёт деньги. Большая часть особенно ярких личностей, которые нам понравились, работает ради того, чтобы было интересно их любительской труппе.

– Можно сказать, что театр – это своего рода прививка от псевдоценностей для тех, кто занят в любительских постановках?

– Это однозначно. Я знаю точно, что если человек участвовал в каком-то спектакле, поднял какую-то серьёзную тему, он никогда уже на этом месте не споткнётся. Я в своё время называл театр школой чувств, потому что и «чувства добрые я лирой пробуждал», только у нас своя лира, театральная. Я работал с очень яркими, талантливыми режиссёрами, которые меня привлекали к своим гениальным работам, и я им благодарен за то, что я стал в тысячу раз богаче, чем был. Каждый спектакль, в котором ты работаешь, каждая премьера – это экзамен. Экзамен на право заниматься этой профессией, экзамен на то, что ты имеешь право со сцены сообщать людям о важном, необходимом. И в любительских театрах, я думаю, хорошие, талантливые режиссёры работают не только ради красивой постановки, а, в первую очередь, ради того, чтобы со сцены сообщать публике о мудром, великом, вечном, важном, нужном.

– Какие-то тенденции, какие-то общие темы для молодёжных и детских театров есть? Куда они движутся, как развиваются?

– Поскольку мы смотрели очень разношёрстные и подростковые, и детские коллективы, то увидели совершено разный уровень интересов, разный уровень материала. Среди взрослых кто-то фольклором увлекается, кто-то мюзиклы ставит, кто-то просто в классику уходит. Те, кто идёт в театр, хотят самовыразиться, и это уже хорошо. Лучше самовыразиться здесь, на сцене. А куда ведёт интерес, полностью зависит от режиссёра. У них интересы совершенно разные. Но то, что я чаще вижу на сцене не холодных статистов-исполнителей, а людей увлечённых, буквально уже видящих себя в актёрской профессии, – это очень интересно. Исчез формализм существования на сцене, появилось желание постичь профессию глубже, и руководители стали работать с ними над пластикой, над речью, дают вокальные уроки.

Театральное мастерство коллективов оценивалось в двух возрастных группах, для каждой из которых были установлены свои возрастные ограничения. В фестивале приняли участие студенческие театральные коллективы, возраст участников которых не превышает 30 лет, школьные театральные коллективы и детские театральные студии.

Фестиваль «Театральное Приволжье» проводится в рамках Года театра, объявленного Президентом России Владимиром Путиным. Организатор фестиваля – Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе и исполнительные органы государственной власти субъектов, входящих в состав ПФО.

ВИЗИТКА

Студенты Ижевского государственного технического университета представили на фестивале пластический спектакль «Игра в жизнь». Это эксперимент молодого режиссёра Елены Парфёновой, которая решила объединить в одной постановке современный танец и драматическое  искусство. «Игра в жизнь» – это произведение о жестокости людей, которые в погоне за своей целью готовы на всё. Театральный коллектив носит название «Прикосновение». Он возник как танцевальный коллектив всего полтора года назад.

Школа актёрского мастерства Ижевской государственной медицинской академии приняла участие в фестивале с мюзиклом «Лес», который написан и поставлен участниками студенческой труппы. Режиссёр-постановщик – Евгений Иевлев, автор сценария, текстов песен и музыки – Артём Крекнин. Это история о том, как природа восстала против человека, превратившего охотничий промысел в забаву, чтобы остановить жестокость и вернуть спокойствие в жизнь. Театральной труппе уже 11 лет. В её состав входят студенты и выпускники академии, а также учащиеся других высших учебных заведений.

Театр «Петрович» Удмуртского колледжа культуры показал постановку фольклорной драмы «Лодка». Его коллектив переосмыслил оригинальную историю о разбойниках, плавающих во главе с атаманом по реке Волге и мстящих помещикам-угнетателям, и отправил разбойника-атамана в поисках любимой.

Спектакль-расследование «Больно молчать» представил театр «Птица». История основана на реальных событиях, которые происходили в жизни журналиста интернет-издания «Meduza» Юлии Дудкиной. Сама столкнувшаяся с травлей в школе, она встретилась со своими бывшими одноклассниками, чтобы понять, почему над ней издевались и что ощущали другие люди, ставшие объектами насмешек в её классе. И статья, и постановка построены как авторское расследование. Подробный анализ, погружение в прошлое и опрос всех участников событий, ставших сегодня взрослыми и самостоятельными личностями, – то, что зрители видят на сцене.

«Детская жестокость – одна из самых злободневных тем, поэтому мы решили выяснить её причины, и какой след она оставляет в жизни человека», – отмечает руководитель театра Светлана Шанская.

Театр «Птица» – это профессиональный репертуарный театр. Кроме основного состава, в «Птице» есть молодёжный и младший коллективы, группа «Синекрылая танагра» и инклюзивный театр.

15.07.2019

Автор материала:

Татьяна Иванцова

Татьяна Иванцова


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта