Культура, Люди, Общество

Удмуртия и Эстония: арт-сближение

Проект «Экспедиция про.родники» станет началом долгого творческого сотрудничества художников финно-угорских стран и регионов

В Удмуртском республиканском музее изобразительных искусств состоялась выставка современных художников из Эстонии, участвовавших в масштабном проекте «Эспедиция про.родники». Ижевская публика познакомилась с видео-артом и концептуальным искусством международного уровня и смогла уловить его специфическую эмоциональную интонацию.

«Маленький» народ с большой силой духа

Чтобы узнать характер народа, нужно знакомиться с его искусством – именно в нём наиболее выразительно преломляются волнующие людей той или иной страны темы и внятно проявляется свойственная этому народу интонация. Судя по подборке лучших работ художников, представленной в Ижевске, современные эстонцы – глубоко рефлексирующие, болезненно переживающие проблемы малочисленного народа в глобализированном мире, прикладывающие серьёзные усилия для того, чтобы разрешить для себя вопросы взаимоотношений с предками, с природой, с социумом, и при этом готовые иронизировать над самими собой – и подчас довольно едко, используя чёрный юмор.

Основу проекта составил показ концептуального видео. Один из лидеров эстонского современного искусства Яан Тоомик показал подборку видео, в которых он лаконично и при этом образно, метафорично осмысляет жизнь своего современника во всех его ипостасях – отца, сына, мужчины. В каждом из двухминутных видео заданная тема возводится в статус экзистенциальной проблемы. Обнажённый, бегущий на коньках по льду мужчина – таким Тоомик видит состояние отцовства: ничем не защищённый человек, который в каждую минуту рискует оступиться, ежесекундно существующий в экстремальных условиях, не останавливающийся в своей гонке ни на секунду. В видео «Сын» молодой человек исступлённо танцует прямо на могиле с установленным надгробным камнем, на котором легко читается фамилия «Тоомик». В какой-то момент танец становится похож на шаманское камлание, на вызов духов умерших предков. Яан Тоомик признаётся, что для исполнения этого перформанса ему пришлось перешагнуть через собственное культурное табу, а часть эстонской публики сочла его поступок слишком радикальным. «Но я знал, что делаю. Я потерял отца, когда мне было 6 лет, и всю сознательную жизнь искал способ установить общение с ним», – говорит художник.

Молодые художники Силья Саарепуу и Виллу Плинк исследуют жизнь «маленького человека» – неприметного на первый взгляд обывателя, который, тем не менее, абсолютно всерьёз ищет своё место в этом мире. Их короткометражные фильмы исследуют представителей общества потребления, которые пытаются стать ближе к природе, но не всегда находят для этого верный способ. О разрыве этой связи рассказывает фильм EGO 157: молодая пара в чёрных офисных костюмах приезжает на респектабельном чёрном авто на поляну, ступает на землю модной городской обувью и… внезапно включается в гротескный танец под нелепую музыку, явно не чувствуя ни своих тел, ни мелодии. Закончив этот странный, очень искусственный танец, юноша и девушка уезжают, так и не увидев окружавшей их красоты. А вот в фильме «Кама-Кама» герои несут природное начало в себе: шум воды звучит всё время, пока они идут по сельским глинистым дорожкам, неся фанерный макет лодки. Оказавшись на берегу реки, они и вовсе растворяются в окружающем пространстве.

Выставка вышла за пределы музея. В музейном парке были развешаны отпечатанные на шёлке фотоработы Юри Ойавера. На них – стоящий на голове мужчина, сам Юри, с неестественно прямо вытянутыми вдоль тела руками, с испуганным лицом. Чтобы расшифровать смысл этого проекта, считает Оайвер, нужно заглянуть в историю Эстонии: «Я рассказал о трагедии мужчин маленького народа. Эстония – одна из самых маленьких европейских стран, зачастую мы вынуждены выполнять волю более крупных и сильных государств. В годы Второй мировой войны мы оказались между Германией и Советским Союзом. Обе империи проводили в Эстонии мобилизацию, нередко оказывалось так, что в немецкую и советскую армии призывались родные братья или отцы и сыновья. Они понимали, что им придётся воевать друг против друга, – и это при том, что сами эстонцы совсем не воинственны. Думаю, они чувствовали себя так, как я во время съёмки – в неестественной, нежеланной позиции».

Взаимное обогащение

Инициатором проекта «Экспедиция.Про.родники» стал художник Владимир Дубосарский – одна из ключевых фигур современного постсоветского искусства, в последнее время много и плодотворно сотрудничающий с удмуртскими художниками и УРМИИ, и, кроме того, преподающий арт-дисциплины в Эстонии. Будучи связанным с двумя финно-угорскими регионами, он увидел возможность для совместных творческих поисков и открытий художников из Удмуртии и Эстонии:

– Сейчас происходит процесс глобализации и в экономике, и в культуре, и противовесом ему возникают местные движения. И очень перспективной оказывается история, когда близкие народы живут в разных местах, знакомятся, делают какие-то обмены. Это позволяет им более объёмно понимать себя и состояние современного мира. К счастью, культурные институции, бизнес и власть в Удмуртии поддержали эту инициативу, сегодня у неё большие перспективы как здесь, так и в Эстонии.

Участниками проекта стали как художники, много раз бывавшие в Удмуртии (Андрюс Йоонас не раз участвовал в этно-футуристических симпозиумах в разных районах республики), так и открывающие её для себя впервые. За время экспедиции художники успели познакомиться со многими культурными объектами Удмуртии, встретиться с удмуртскими художниками и сотрудниками музейной сферы. Важность этого творческого исследования Удмуртии подчёркивает Сергей Орлов, ведущий современный художник региона, «крёстный отец» большинства актуальных художников региона:

 – Это самая представительная делегация художников из Эстонии по количеству и по качеству. Есть художники мирового класса, как Яан Тоомик, например. Эстонцы, которые были здесь первый раз, уже делились своими впечатлениями, – им очень нравится чистота, нетронутость характеров и природы в Удмуртии. Они даже высказывали пожелание, что не надо строить здесь аэропорт с международными рейсами. Они говорили: цивилизация вас погубит. Нужно сохранять определённую дистанцию от большого мира, чтобы не потерять некую чистоту, заповедность. Им здесь нравится и потому, что Удмуртия – их прародина. Они такие восторженные! Я впервые увидел, как они поют – очень красиво! Мне кажется, взаимное проникновение, взаимное творчество, взаимное обогащение даст очень хорошие перспективы. Это первая такая большая экспедиция, и я думаю, это будет продолжаться в конкретных проектах, связанных с искусством.

Из Удмуртии – в Эстонию

Завершая работу в Удмуртии, художник Яан Тоомик отметил: «Наш визит оказался крайне плодотворным, мы получили сильные впечатления, которые в дальнейшем могут стать основой для наших новых проектов. Мы были рады представить в Ижевске свою выставку, а на будущий год надеемся принять в Эстонии с «ответным визитом» группу художников из Удмуртии».

Сергей Орлов расширяет перспективы сотрудничества художников из Удмуртии и Эстонии:

– Мы хотим сделать Удмуртию центром финно-угорского мира, и проект «Экспедиция про.родиники» приближает нас к этой цели. Возможно, в ближайшем будущем будет создана организация, которая поддерживала бы и развивала культурные связи финно-угорских народов и государств, – глобальный международный центр финно-угорской культуры. Особенно важно, что мы почувствовали внимание и поддержку со стороны власти на уровне республики (нас поддержали Глава Удмуртии Александр Бречалов, руководитель Администрации Главы и Правительства УР Сергей Смирнов, министр культуры УР Владимир Соловьёв, исполняющий обязанности руководителя Агентства печати и информации Приск Мгои), а также со стороны бизнеса (проект осуществлён благодаря поддержке Агрохолдинга «КОМОС ГРУПП» и лично Андрея Шутова). Это делает дальнейшее международное сотрудничество реалистичным.

Участники проекта – Владимир Дубосарский и художник Юри Ойавер  получили  благодарность Министерства культуры Удмуртской Республики с формулировкой «за укрепление международных связей между Удмуртской Республикой и Эстонией». Министр культуры УР Владимир Соловьёв отметил: «Благодаря таким проектам, как «Экспедиция про.родники», о республике узнают за её пределами, получают о ней позитивное представление».

12.07.2019

Автор материала:

Анна Вардугина

Анна Вардугина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта