Cпецпроекты УП, Планерка

МИХАИЛ ЧЕРЕМНЫХ: «У Ижевска есть шанс»

В редакции газеты обсудили, как скоро изменится профессия учителя, почему Ижевску выгодно стать городом-университетом, и попытались разобраться: ЕГЭ – это хорошо или плохо?

В 1990-е годы школам разрешили быть разными: появились профильные классы, новые системы обучения и воспитания, поменялись учебники. В России заговорили об инновационном движении в образовании. Именно тогда – в 1990 году – в Ижевске, в числе первых школ повышенного уровня в Удмуртии, появился Гуманитарный лицей. В его стенах ученики начали изучать проектную деятельность и благодаря тьюторам строить карьеру прямо со школьной скамьи.

Бессменный руководитель Гуманитарного лицея Михаил Черемных на прошлой неделе занял кресло главного редактора «УП» .

Анна Вардугина:  Как вы себя самоопределяете?

– Это вопрос, которым должен задаваться каждый человек на разных этапах жизни. Я профессионально занимаюсь развитием.

Переход на новый уровень развития всегда достаточно сложное и рискованное действие. Если говорить о личностном развитии, человек должен практически умереть в старом качестве и родиться в новом. Он должен отказаться от старых установок и шагнуть в неизведанное. Этот переход в новое пространство, новое качество философы маркируют как очень значимую человеческую ситуацию. Фактически как ситуацию рождения Человека. И я есть тот, кто помогает эти переходы делать. Неважно – людям, организациям или городу.

Игорь Егоров:  Тьюторство развито только в вашем лицее?

– Нет, сейчас это практикуется во многих школах нашей страны. Тьюторство – это профессия, которая изначально появилась в средневековых английских вузах – Оксфорде и Кембридже. Под тьюторством понимают сложившуюся форму университетского наставничества.

Сегодня университет – это сложная конструкция. Например, Кембриджский университет – это управляющий офис и 33 колледжа. Чтобы в этой огромной конструкции разобраться, конечно, кто-то должен помогать студенту ориентироваться и строить свой путь в университетском образовании.

Энвиль Касимов:  ЕГЭ – это хорошо или плохо?

– В этом году исполнилось ровно 10 лет, как в России ввели ЕГЭ. Такая система приёма экзаменов должна была решить несколько задач. Первое – приведение в единообразие школьных программ. Второе – отказ от вынужденной сдачи экзаменов два раза подряд: в школе и в вузе. Третий момент – ликвидация субъективности в оценке знаний школьника. Это положительные стороны ЕГЭ. Ещё должна была уйти коррупция при приёме в вуз. Но на полях замечу, что почти сразу она перешла в школы – появилось очень много «липовых» 100-балльников.

И есть очень большой минус. Введение ЕГЭ в стране шло одновременно с разработкой новых Федеральных государственных образовательных стандартов. В реальности они вообще не состыковались. Сейчас мы имеем потрясающего содержания стандарты. В них всё заложено: про тьюторство, индивидуальные программы, проектирование, персональные образовательные маршруты, сетевое взаимодействие. Но ЕГЭ, умощняясь, сейчас является самым большим тормозом введения стандартов. Его недостаток в том, что единый госэкзамен по содержанию построен как отчёт выпускника о накопленных (выученных) им знаниях, а не о его умениях, опыте и представлениях о мире и себе самом.

Анжела Поздеева:  Вы руководите Гуманитарным лицеем почти 30 лет. Чем отличается ученик 1990-х годов от ученика 2019 года?

– Когда мы встретились с первыми нашими лицеистами в начале 1990-х, мы обнаружили мощнейшую жажду свободы, желание понять себя. В них было сильное качество – революционное (в хорошем смысле слова) вдохновение. Им только нужно было предоставить возможность, а остальное они всё делали сами. Потрясающий пример – Света Едыгарова. Девочка приехала к нам в 9 класс из глухой удмуртской деревни и практически не знала русского языка. Сегодня она доктор наук, профессор, соавтор первого французско-удмуртского разговорника. И таких, как она, было большинство.

В отличие от них, многие современные дети не только не знают, чего они хотят, но и не хотят хотеть. У них нет никакого желания и стремления, они плывут по течению. Это большая проблема.

Но в то же самое время, как ни парадоксально, это дети с огромным потенциалом: они могут найти любую информацию, они общаются со своими сверстниками из разных уголков планеты, они готовы отстаивать свою точку зрения до конца. И они принципиально честные!

Энвиль Касимов:  Может, с развитием Интернета в будущем совсем отменят образование?

– Отменят школьное образование, построенное на передаче информации. И это уже произошло. Если я – школьник – могу слушать лекции профессора Гарварда, то зачем я буду слушать условную Марью Ивановну с указкой у доски?

Яркий тому пример – Академия Хана – крупнейший в мире бесплатный образовательный сайт, предоставляющий обучение в онлайн режиме.

– Значит, учитель – это умирающая профессия?

– Учитель как передатчик информации – да. Информация становится знанием только тогда, когда ты начинаешь её применять. Вам же все уши прожужжали в школе про бином Ньютона, вы хоть где-то это «знание» применили? В вас так много было напичкано информации, которая в реальности оказалось вообще не нужна. Не лучше ли было это время потратить на что-то более полезное? Например, научить вас добывать знания самому.

– Полпред Президента России в ПФО Игорь Комаров заявил, что в Ижевске дети получают хорошее образование и уезжают. Получается, высокое качество образования влияет на деградацию города?

– Этот вопрос связан со стратегией, которую город выберет в самое ближайшее время. Если город собирается здесь аккумулировать сильные кадры для какого-то мощного технологического, промышленного рывка, то, конечно, отъезд хорошо образованных молодых людей – это плохо. Но мы же можем построить стратегию на этом – обеспечивать всем желающим сильное образование. Создать город-университет. Как город Томск, например, или Кембридж. Люди приезжают сюда, получают очень качественное образование (кстати, платят свои деньги за учёбу) и уезжают. На смену им приезжают новые. Это может быть точкой роста для города. И во время разработки концепции развития Ижевска я это и заложил в её основу.

Анна Вардугина:  Был ли у вас самого в детстве наставник?

– Того, кто бы профессионально этим занимался, нет. Это были случайные встречи. Например, когда мне было 11 лет, один из папиных друзей стал со мной серьёзно обсуждать литературу. И ещё была одна значимая встреча, которая перевернула мою жизнь. Будучи школьником, я активно занимался в Театре юного зрителя в ДК «Октябрь». Собирался быть актёром. Но на мой выбор будущей профессии повлияла учительница литературы Алиса Дмитриевна Муханова. После встречи с ней я пошёл на филфак.

Энвиль Касимов:  Что для вас Ижевск?

– Во-первых, это место, где я родился. Меня многое связывает с этим городом. Я, кстати, жил в удивительном доме – на Советской, 9. Это знаменитый дом с аркой. Мой папа работал на заводе инженером и ему выделили там квартиру. Город я познавал прямо с крыши своего дома. Во-вторых, Ижевск – это место, где я познавал себя одновременно с познанием города. И ещё один важный момент. Для меня Ижевск – это то, за что я отвечаю.

– Мы знаем о творческой стороне вашей личности. Помните, как появился ваш первый стих?

– Мой папа часто ездил на рыбалку со своими друзьями и иногда брал меня с собой. Мне было около
5 лет. Мы ехали на поезде и остановились на стации Пычас. Я впервые услышал это название, которое меня впечатлило, и у меня родились стихи:

Пычас подчас бывает хмурым,

И льют дожди весь день подряд,

Но снова солнце ярко светит,

И избы выстроились в ряд.

Надежда Бондаренко:  В феврале вы стали советником главы города по стратегии социально-экономического развития Ижевска. Вы можете уже сейчас оценить совместную работу?

– Замыслы главы города мне близки, и я считаю, что Ижевску очень повезло с нынешним мэром – это сильный человек. Олег Бекмеметьев – первый мэр, который решился на проведение полномасштабной стратегической игры по развитию Ижевска. Этот замысел трудно понять, думая только о ближайшей перспективе, потому что это не то, что лежит на поверхности. Бывают действия, главные результаты которых мы увидим только через 10-15 лет. Например, образование даёт эффект только спустя 40 лет после того, как вы его начали.

УП вопрос:

Вопрос от предыдущего гостя «Планёрки», директора зоопарка Светланы Малышевой: «Опыт какой страны вам хотелось бы использовать в Удмуртии, чтобы улучшить здесь качество жизни?»

– Опыт Израиля, безусловно. Там живут люди, объединённые одной идеей, которые оказались способны в пустыне, на камнях и на болоте сделать цветущий сад.

Сейчас Израиль во всём мире признаётся «национальным старт-апом». Мы думаем, что способных к предпринимательству людей всего 3%. Канадская система образования исходит из того, что только 3% не способны. А Израиль считает, что такая способность есть у каждого. Потому что они понимают предпринимательство в широком смысле слова: когда ты реализуешь свой замысел, несмотря ни на какие внешние факторы и ограничения. Пора взлетать, а у самолёта ещё нет крыльев? Взлетай! По дороге достроишь. Нужно брать в пример то, как они живут и относятся ко всему миру. Следующий гость редакции пусть ответит, какой ключевой ресурс развития Ижевска?

УП задание:

– Сегодня задача № 1 для столицы Удмуртии – активизировать человеческий потенциал внутри города. У Ижевска есть реальный шанс сделать рывок. Либо он через 30-40 лет станет городом-миллионником, либо станет стотысячником. И этот выбор должны сделать мы. В апреле пройдёт стратегическая сессия, где будут определены основные векторы развития Ижевска. «Удмуртская правда» может стать информационным партнёром и рассказать своим читателям о важности этого события.

Фото Сергея РОГОЗИНА

21.03.2019

Автор материала:

Анжела Поздеева

Анжела Поздеева


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта