Затейные достоинства камских Гольян

26 марта 2013
0

Несмотря на слепящее мартовское солнце, ветер на Каме гуляет зябкий. Ежатся на речном льду рыбаки, открывают фляжки, растирают руки и терпеливо ждут. То ли рыба сытая, то ли удача, махнув хвостом, из Гольян ушла в Докшу - к тамошним рыбакам. У гольянских участников подледного лова клюет на мормышку один только ёрш! Знать бы рыбацкому ледобуру, куда уплыли ельцы, окуньки и налимы, незаметно промелькнули бы три часа ожидания.

149447 original Затейные достоинства камских Гольян

Но не падают духом ценители рыболовной романтики. Не ради спонсорских призов пришли рыбачить, хоть и знают, что главный автор-зачинщик соревнований и судья Вячеслав Сунцов заранее заботится о богатом призовом фонде, держит марку рыболовных соревнований. Бытовую технику, электронику и рыбацкую экипировку члены жюри присуждают не только самому удачливому, но и самому усидчивому рыбаку, самому молодому, самому пожилому и тридцать третьему участнику (поскольку нынче соревнования в Гольянах проводились в тридцать третий раз).

За три десятка лет рыбацкие состязания, впервые прошедшие в Гольянах в далеком 1980 году с подачи охотколлектива открытых первенств по подледному лову рыбы, стали настоящим брендом села. Даже в названии Гольян - имя маленькой ярко-пестрой рыбки из семейства карповых. Когда-то давным-давно она, говорят, в больших количествах водилась на правом берегу Камы. Теперь в местных водах рыбки гольянки уже нет, но название села сохранилось.

Точной даты возникновения Гольян никто сегодня назвать не может. Известно только, что первое упоминание о селе встречается в описях 1621 года. К тому времени здесь было уже двенадцать дворов. Сами гольянцы считают, что их село появилось в период присоединения Удмуртии к России. Испокон веков здесь жили православные русские, селяне-умельцы, труженики-крестьяне. Со строительством Ижевского завода в Гольянах появились пристани. Самая крупная из них вскоре превратилась в главный речной порт. Отсюда на ижевский завод отправляли чугун и необработанное железо, из купеческих городов Вятской губернии доставляли продукты питания и дорогие ткани.

Возрождение храма

Купцов в Гольянах никогда не было, зато водились зажиточные люди с частными пекарнями и мельницами на речке Гольянке. Все торговые пристани, базары и торжки располагались в центре села, рядом с деревянной Крестовоздвиженской церковью. В 1795 году святыня сгорела от удара молнии. Взамен нее первый губернский архитектор из Вятки Семен Росляков спроектировал каменную церковь с тем же названием. Так бы себе и стояла, если б не Гражданская война. Слишком велико было в Гольянах противостояние революционной власти. В 1929 году одну из самых первых в Удмуртии православных церквей разрушили до самого основания.

С тех пор в селе традиция празднования Воздвижения честного животворящего Креста Господня вместе с храмом была утрачена. Все это время гольянцы довольствовались временным Богоявленским приходом на первом этаже двухквартирного дома. Пока местный батюшка, отец Александр Филиппов, не задумал возродить храм. Даже автомобиль продал, лишь бы были деньги на строительство. Желающих помочь в богоугодном деле нашлось немало: частные предприниматели, директора крупных фирм и простые сельские жители. Девятиклассник Миша Светлаков вместе с папой помогал рыть котлован для фундамента, расчищал площадку для будущей церкви. На школьных уроках труда гольянские мальчишки строгали доски для церковной стройки.

Уже осенью, в праздник Воздвижения честного Креста, после праздничной литургии был совершен крестный ход из домового молельного дома к месту строительства храма. Благочинный Ижевского округа, митрофорный протоиерей Виктор Костенков совершил торжественный молебен с чином закладки памятного камня и освящения основания храма. На сегодняшний день полностью готов цокольный этаж и подвальное помещение - здесь будут крестильный зал и трапезная. Следующий на очереди - зал для церковной службы. Глядишь, скоро и купол с колокольней появятся. Снова будет в Гольянах своя церковь, к которой непременно потянутся люди.

Исторические бренды

В Гольянах установлен обелиск в память о подвиге моряков красной военной флотилии, вызволивших из белогвардейского стана «баржу смерти». Было это в 1918 году. Белые откатывались вверх по Каме, захватив при отходе из Сарапула в качестве заложников семьсот человек, заподозренных в сочувствии большевикам. Узников терзали холод уральской осени и голод. Часто среди ночи из трюма выводили на палубу нескольких заложников. Слышались выстрелы и всплески воды: тела расстрелянных сбрасывали в реку.

Когда весть о «барже смерти» дошла до штаба красной флотилии, командование решило во что бы то ни стало помочь попавшим в беду товарищам. Разведчики донесли, что плавучая тюрьма поставлена на якорь у села Гольяны, в ближнем тылу белых, и что прорваться туда можно лишь под прямой наводкой вражеских батарей. Даже если красная флотилия попробует пробиться туда с боем, враги успеют затопить баржу.

Командующий Волжской флотилией Федор Федорович Раскольников предложил другой план. Три миноносца, подняв андреевские флаги вместо красных, полным ходом пошли по Каме к Гольянам. Белогвардейцы всюду принимали их за суда флотилии адмирала Старка, действовавшей против большевиков. Им и в голову не пришло, что красные предприняли столь дерзкий маневр.

И вот корабли у Гольян. Посреди реки баржа. Несколько сот вражеских солдат спокойно наблюдают с берега, как на нее подают буксир: командир одного из миноносцев говорит начальнику баржевого караула, что заложников приказано расстрелять в Уфе и для этого надо отбуксировать плавучую тюрьму подальше от Гольян. Тот ничего не подозревает: он и сам слышал, что с пленными решено больше не возиться... Баржа снимается с якоря. Миноносцы прибавляют ход. Скрылись Гольяны. Тут краснофлотцы после короткой стычки разоружают караул, открывают трюмы - и 432 человека из семи сотен пленников, не ждавших ничего, кроме смерти, оказываются на свободе.

В 1964 году шестой класс гольянской средней школы под руководством Лидии Васильевны Сидоровой, учителя русского языка и литературы, начал собирать материал о памятнике баржевикам, замученным белогвардейцами в плавучей тюрьме в 1918 году. Узнали, что поставлен он был в 1928 году, на десятилетие освобождения баржи. Газетная заметка Гундорина в «Удмуртской правде» о подвиге красной флотилии под названием «Подвиг отважных» более конкретно определила задачу поиска. Ребята обратились к автору с просьбой о помощи. Он подсказал несколько адресов. В редакции различных газет были разосланы просьбы и запросы. Кандидат исторических наук А. Константинов, работавший в Ленинградском институте истории, помог собрать информацию о Ф.Ф. Раскольникове и ветеранах Волжско-Камской флотилии. Стали разыскивать бывших узников «баржи смерти» и одновременно тех, кто освобождал Волгу и Каму. Завязалась переписка, потом поездки, встречи. Спустя год по материалам поиска гольянские школьники открыли музей Памяти баржевиков.

Он и теперь так называется, несмотря на то, что, помимо трагического предания о барже здесь рассказывают историю жизни села в первые годы Советской власти и в годы Великой Отечественной войны, демонстрируют этнографическую экспозицию предметов старины и быта гольянцев. Нынче старейшему музею Завьяловского района исполняется 48 лет. «Сколько раз нам советовали осовременить название музея, но мы стоим на своем, – говорит заведующая музеем Памяти баржевиков Евгения Юрьевна Корепанова. – Раз уж «барже смерти» были посвящены первые музейные стенды, идти наперекор истории вовсе не хочется».

Сельский туризм

Гольяны у жителей республики прочно ассоциируются с пляжным и палаточным отдыхом, рыбными заводями и грибными местами. К югу от Гольян, в сторону села Макарово, ездят туристы на обрывистый берег Камы под названием Холодный ключ - единственный в Удмуртии естественный рельеф для занятий скалолазанием. Сюда каждое лето приезжают ребята из альпинистских клубов, пьют чистую воду из студеных родников, поднимаются на смотровую площадку «Жемчужина». Так в народе прозвали небольшой пятачок цветущей полянки, за то что окружен плотным кольцом вечнозеленого сосняка. Отсюда открывается прекрасный вид на противоположный берег Камы. Невообразимая красота!

Летом дорога на Гольяны оживлена так же, как в городе. Из Ижевска домой возвращаются селяне, едут на участки дачники, занимают места на песчаных берегах рек туристы. Живописная природа села, с одной стороны, увеличила туристическую привлекательность Завьяловского района, а с другой - сыграла с Гольянами дурную шутку.

  • Мы с супругой живем в Гольянах семь лет, двух сыновей здесь вырастили, но еще никогда туристы так не мусорили на Каме, как в последнее время, - признается недавно избранный глава муниципального образования «Гольянское» Андрей Чирков. – С противоположного берега Камы гольянские экологические отряды вывозят полные мешки мусора. В прошлом году в прибрежной зоне мы поставили мусорные контейнеры. Нынче, как только растает снег, их количество придется увеличивать.

Попытки разбить платную стоянку и ограничить проезд к Каме не увенчались успехом. Отдыхающие по-прежнему моют здесь свои машины, оставляют мусор, разводят костры возле памятника баржевикам. Словом, ведут себя безобразно. Тем временем на Гольянах лежит особая ответственность за экологическую сохранность природных территорий. «Село находится в особо охраняемой зоне национального парка «Нечкинский», - подчеркивает Андрей Юрьевич, - в одном из ценнейших резерватов дикой природы, где сохранились уникальные массивы пойменных лесов, речные, озерные и болотные экосистемы, природные комплексы и историко-культурные объекты Среднего Прикамья. За четыре года, на которые народ избрал меня главой, я хочу сделать максимально много для развития села».

Новый глава хочет развивать в Гольянах сельский туризм. Благо сделать это позволяет природный и культурно-исторический потенциал села. Если удастся заручиться поддержкой спонсоров и района, то рядом с новой церковью на въезде в Гольяны появится усадьба русской культуры с мельницей, колодцем, кузницей и домом ремесел, чтобы была возможность угощать гостей традиционными блюдами, показывать обряды, календарные праздники и быт русского народа.

Этническая изба в представлении Андрея Юрьевича и культурных работников Гольян решила бы сразу несколько проблем: одновременно стала бы местом притяжения туристов и гарантом занятости гольянской молодежи в культурно-массовой жизни села. Администрация Гольян совместно с музеем баржевиков возьмется за разработку туристических маршрутов, в которых найдется место русской избе, гостевым домам, водным экскурсиям по Каме и гольянскому пляжу, словом, - и познавательному, и спортивному, и сельскому, и даже гастрономическому туризму.

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Экологический арт-объект установлен у Ижевского вокзала
26 июля
**На площади у Ижевского железнодорожного вокзала открыт специальный экологический арт-объект. Он пре...
Свалка – не место для мусора Ижевчане могут внести вклад в дело по очистке окружающей среды
2 июля
11 июня в Устиновском районе Ижевска прошёл квест-субботник «Чистые игры» - мероприятие, направленное...
Удмуртия как экологический ориентир. Московские социологии изучают готовность родникового края к сбору и утилизации отходов
1 июля
**По данным различных исследований, в наши дни вопросы экологии волнуют жителей России порой даже бол...
Кто вернёт контейнер? Лилия Шустова, активист «Зелёного паровоза», рассказала о перспективах раздельного сбора мусора в Ижевске
21 июня
Четыре года назад неформальное сообщество активистов и волонтёров «Зелёный паровоз» начало устанавлив...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут