Вспоминая Катулла…

8 октября
0

Премьерное исполнение Академической капеллой филармонии кантаты Карла Орфа

%d0%ba%d0%b0%d0%bf%d0%b5%d0%bb%d0%bb%d0%b0 Вспоминая Катулла…

Когда в 90-е годы Академическая капелла Удмуртии объявила об исполнении самого известного сочинения немецкого композитора Карла Орфа «Кармина Бурана» («Песни Бураны») – первой части театрально-хоровой трилогии, то все билеты в Театр оперы и балета, где рискнули выступить музыканты, были моментально проданы (12+).

Перед концертом на площади у театра стояли желающие приобрести лишний билетик. Небывалый случай! Объясняется тем, что меломанам наскучило слушать в исполнении разных республиканских и приезжих коллективов примерно один и тот же репертуар классиков девятнадцатого и восемнадцатого века. А где же двадцатый век, который уходил тогда в прошлое, и сочинения композиторов этого времени приходилось слышать только в записи, и то - часто фрагментами. Карл Орф не исполнялся до перестройки и потому, что жил и творил в фашистской Германии, хотя сам он категорически отвергал слухи о сотрудничестве с любителями музыки из высших нацистских кругов. «Катулли кармина» - вторая часть трилогии

Что нам Катулл, что мы ему?

Прежде всего ошеломило обращение к теме любовной лирики Катулла – поэта Древнего Рима., которого переводил Александр Пушкин. Всплыла мысль: да, мечась между Европой и Азией, мы начинаем забывать, что европейская культура, и русская в том числе, выросли на базе древнегреческой и древнеримской, которая осталась в представлении современников где-то в замшелом прошлом, старым пыльным томиком в библиотеке и в списке обязательной для прочтения литературы студентов-филологов. А Карла Орфа латинская поэзия сильно интересовала. Как композитор и капелла вписали это произведение на мертвом латинском языке в сегодняшний день?

В июле 1930 года Орф побывал на полуострове Сирмион на озере Гарда в Италии, близ Вероны. Там он посетил развалины древнеримских купален, носящих название «Грот Катулла». На цветной открытке, запечатлевшей это место, были помещены «строки краткие, будто выгравированные на камне», по словам Орфа:

Ненавижу и все же люблю. Как возможно, ты спросишь? Не объясню я. Но так чувствую, смертью томясь.

Это самый знаменитый дистих Гая Валерия Катулла (87 - ок. 54 до н. э.), римского поэта. О его жизни мало известно, однако из стихов складывается история любви к Лесбии. Предположительно, она существовала реально: это Клодия, римская патрицианка, сестра трибуна и гетера, известная шокирующей свободой нравов. Ее красота и образованность вызвали глубокое чувство поэта, но любовь оказалась исполненной горечи: Лесбия покинула Катулла, ответив на любовь Целия, вероломного друга поэта. В ноябре 1943 году родились «Песни Катулла, сценические игры», и в Лейпциге в один вечер с «Кармина Бурана» состоялась премьера, вызвавшая восторженные овации.

Предощущение рок-музыки

Глубоко и лапидарно, опираясь на обширные знания музыки, вел концерт любимец ижевских меломанов, лектор и композитор Юрий Толкач, вводя слушателей в мир древней культуры. Иллюстрировали звучащую музыку на экране фотографии античных руин, скульптур, росписи фресок и керамики. Главный дирижер Андрей Елисеев вел хористов и солистов по трехчастному морю кантаты с вдохновением и огромными энергетическими затратами, что передавалось в зал и вовлекало в эмоциональную связку. Музыка Орфа далека от усложнений, которые свойственны композиторам двадцатого века. Но в ее простоте скрыта глубина чувств. Древнеримская музыка не дошла до нас, Орф пытается представить, как она могла звучать. Кантата, как считает Юрий Толкач, содержит, кроме того, предощущения будущей рок-музыки и тем самым устанавливает единство времен и единство европейской культуры на все времена.

Эта трилогия, в том числе и «Катулли кармина», создавалась как театрально-концертное произведение. Наша капелла также попыталась представить ее максимально театрализовано с видеорядом и солистами . Реплики хора, хохот, внезапные удары дирижера по медной тарелке, разделение поющих на героев, старцев, возмущающихся нравами молодежи, молодых повес и независимых гетер, - все это создает живую картинку давно ушедшего мира. Но разве изменились переживания и поступки людей с тем, что связано с любовью и страстью? История любви поэта – она на века, и всегда будет волновать.

– Кредо нашей капеллы и меня как руководителя – исполнение исключительно классической музыки всех времен, - говорит Андрей Елисеев. – Каждую программу скрепляют крупные хоровые произведения мировой музыки. Изменять этой позиции не намерены. Следующее масштабное произведение репертуара - Месса Моцарта ре мажор, которая станет подарком к Рождеству.

Фото: Нина ПУЗАНОВА

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

В Удмуртии прошел День в музее для российских кадет
18 октября
Свои акции для кадет провели 18 музеев республики...
Что скрывается под маской
16 октября
В серии портретов Александра Чувашева цирк стал метафорой человеческой жизни...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут