Ван Гог и Тулуз-Лотрек «окуклились»

15 июня 2016
0

В Ижевске вновь открылись «Кукольные сезоны» - масштабный проект, к которому выставочный центр «Галерея» и художники готовятся по два года. В этом году главной темой стало «окукливание» картин художников разных стран и эпох, а сама выставка получила подзаголовок «Сошедшие с полотен».

Dsc 1351 Ван Гог и Тулуз-Лотрек «окуклились»

Трехмерным вещественным воплощением персонажей живописных и графических картин занялись кукольники из Ижевска, Сарапула, Москвы, Тулы и Перми.

Нужно соответствовать шедевру

Директор московской кукольной галереи «ВахтановЪ» и известный коллекционер Ирина Мызина, которая несколько лет назад первой в стране спровоцировала художников-кукольников на работу с живописными образами, говорит:

— Эта тема будоражащая, сложная, она не дает художникам расслабиться. Чтобы сделать собственную работу по Пикассо или Ван Гогу, надо иметь определенную наглость – этакую внутреннюю уверенность, что твоя работа будет соответствовать масштабу оригинала, не опростит его, не «облегчит». Как бы вызывающе это ни звучало, кукольник должен проявить себя не слабее, чем автор картины, при этом не повторить работу живописца, а развить придуманные им образы, внести что-то свое в понимание темы и характеров персонажей.

Для большинства художников предложение «Галереи» в самом деле стало творческим вызовом: до сих пор они работали с собственными образами, полагаясь только на свои фантазию, вкус и чутье, и были абсолютно свободны в формировании характера своего персонажа. Творческие ограничения, казалось, подстерегали со всех сторон. Работа с полотнами, входящими в золотой фонд мировых шедевров, означает необходимость готовиться к критике: скорее всего, найдутся зрители, которым не понравится такое провокационное, игровое обращение с классикой. А обращение к творчеству ныне живущих художников требует выполнения ряда требований, связанных с авторским правом. В первую очередь, необходимо письменное согласие самого художника, чтобы его живописные или графические персонажи представили в виде кукол.

От Пикассо до художников Удмуртии

И все-таки художники рискнули. Они не побоялись «замахнуться» на шедевры Пикассо, Тулуз-Лотрека, Васнецова, Шагала, Вермеера и вступить в творческий диалог с современниками. На выставке есть куклы-персонажи Бориса Иванова, Владимира Любарова, Анны Силивончик – художников из России и Белоруссии, создающих свои авторские миры на грани фольклорного и примитивного искусства, рассказывающих о своих героях с лирической, ироничной и философской интонацией.

Есть на выставке и парафразы картин художников из Удмуртии Василия Мустаева и Елены Ведерниковой. Известный как иллюстратор детских книг, Мустаев вдохновил мастера-кукольника Надежду Степанову на создание хулиганской, с мухоморами в экстравагантной шляпе и ватным облачком дыма изо рта Бабы-яги. Ижевская художница Ирина Попова, создающая виртуозные механические куклы, представила на выставке удивительную карусель с персонажами из любаровской «деревни Перемилово» – чудаковатыми, наивными, трогательными, немного старомодными.

Информация о выставке-конкурсе, которая готовится в Ижевске, быстро распространилась в сообществе мастеров-кукольников. К проекту присоединились художники из разных регионов России. Экспрессивные, яркие, стильные куклы-портреты модели Тулуз-Лотрека Жанны Авриль создала художница из Тулы Мила Ямпольская. Кукольная Жанна лихо отплясывает канкан – над высоко поднятой стройной ногой в черном чулке взлетает розовое кружево платья и белый шелк мелко плиссированной нижней юбки. Внутренний импульс этой тонкой фигурки, балансирующей на одной ноге, так силен, что возникает иллюзия настоящего танца – бесшабашного, свободного, дерзкого.

Художница из Перми Оксана Ахмадыршина уже давно признавалась в своей любви к картинам в технике батик (роспись по шелку) ижевчанки Елены Ведерниковой. Проект «Сошедшие с полотен» стал решающим для нее толчком к тому, чтобы приступить к созданию сложной многофигурной композиции по мотивам шелковой картины Ведерниковой «На половине лета». Она говорит:

— Еще до объявления конкурса «Галереи» я хотела сделать картину Елены Ведерниковой в кукольной технике. Надо сказать, такое желание возникло у меня впервые: всерьез куклами я занимаюсь не очень давно, всего пару лет, но всегда работаю с теми образами, которые рождаются у меня в голове. Конкурс оказался дополнительным стимулом приступить к созданию кукол по мотивам батика Ведерниковой. Я не собиралась копировать ее персонажей «один в один» - гораздо важнее было передать источаемое картиной ощущение тепла, света, непринужденности, радости от детства и лета.

Работа оказалась трудоемкой. Оксана начала работу в марте, а закончила буквально накануне открытия выставки: в Ижевск художница привезла ее, еще пахнущую краской и клеем. Используя технику папье-маше, краски и текстиль, художница не просто придала объем сюжету, но и деликатно передала настроение оригинала – почти прозрачный нежный тон батика с его акварельными переходами цвета и негромкими интонациями. Лица детей - едоков арбуза прописаны тончайшими штрихами, каждая складочка их юбочек и коротких штанишек тщательно проработана. Приглушенные тона композиции превращают ее в воспоминание о детстве, слегка подернутое дымкой прошедших лет. Жюри конкурса, пораженное бережным и умным воплощением сюжета Елены Ведерниковой, наградило Оксану Ахмадыршину дипломом «Живое воплощение».

Диплом «Мастер Откровение» жюри отдало юной ижевской художнице Елене Морозовой. Созданная ею кукла «Курильщик» поразительно точно воспроизводит героя одноименной картины, написанной ровно 130 лет назад не слишком известным в России греческим художником Георгиосом Яковидисом. Этой работой - одновременно очень серьезной и по-мальчишески хулиганской - Морозова открыла широкой публике не только свой талант, но и большого мастера живописи. Их теперь уже общий с Яковидисом герой – своеобразный европейский Том Сойер, отважный и пытливый ребенок, познающий взрослый мир.

Диалог учеников и мастеров

Значительную часть конкурсной экспозиции уже традиционно занимают работы учеников ижевской ДШИ № 2. Мастерство изготовления авторской куклы здесь преподают уже много лет. Правда, всерьез этим сложнейшим, кропотливым, требующим почти ювелирной точности и проработки деталей делом занимаются только девочки из старших классов. Получив предложение сделать с нами кукол для проекта «Сошедшие с полотен», педагоги школы приняли принципиальное решение: копировать картины их воспитанницы не будут. Преподаватель Светлана Щукина говорит:

— Сначала мы сомневались, стоит ли вообще браться за эту тему, а потом решили согласиться с одним условием: это будет не полное копирование, а развитие образа, продолжение истории персонажа. Художников и картины, с которыми они будут работать, дети выбирали сами. Там, где на картине только портрет, они додумывали весь образ, сочиняли ситуацию, в которой оказывается персонаж. Иногда отталкивались даже от меньшего, чем лицо.

Примеров такой фантазийной работы много. На картине Чюрлениса «Соната моря» видна только рука морской царевны, и из этой детали 15-летняя Наталья Шишкина вылепила Повелительницу моря – огромную, похожую на закручивающуюся морскую волну, с русалочьим хвостом, опутанную кружевной пеной и водорослями, с кораблем, запутавшимся в прическе. Чтобы создать куклу по мотивам портрета «Девушки с жемчужной сережкой» великого голландца Яна Вермеера, 15-летняя Алена Плотникова не только провела долгие часы, вглядываясь в картину, но и посмотрела одноименный фильм. В итоге родилась кукла, изображающая девушку-служанку, занятую всеми домашними делами сразу: у подола ее длинного платья стоят лохань со стиркой и молочный бидончик, а в руках – керамический кувшин.

Из картины Федора Решетникова «Опять двойка» 15-летняя Лейсан Кашапова использовала только два центральных образа – неудачливого мальчишки-ученика и его собаки – и значительно доработала их. У этого бледного, уставшего ребенка настолько опустошенное и отрешенное лицо, так очевидно, что у него опустились руки не только в прямом, но и в метафорическом смысле, что фигура воспринимается скорбным памятником трудностям учебы. Юные художницы стали настоящими соавторами живописцев.

Среди других школьных (рука не поднимается называть их ученическими, настолько они хороши) работ – Птица Гамаюн, подсмотренная у Васнецова, пушкинская Пиковая дама и Анна Ахматова со знаменитого портрета Натана Альтмана.

Центр кукольного искусства

Проект «Сошедшие с полотен» занимает только половину выставки. Вторая половина отдана под коллекцию старейшей и крупнейшей кукольной галереи страны «ВахтановЪ». Здесь представлены 95 работ в разных техниках – от фарфора и дерева до текстиля и самоотвердевающего пластика - и разных стилях – от классической куклы и мишек Тедди до экстравагантных и изысканных персонажей, рожденных безграничной фантазией художников. Особое место на выставке занимают портретные куклы, воспроизводящие знаменитые роли великих российских актеров – Мюнхгаузена в исполнении Олега Янковского, Глеба Жеглова в исполнении Владимира Высоцкого, дуэт Ростислава Плятта и Фаины Раневской из спектакля «Дальше-тишина» и Вячеслава Тихонова в роли из фильма «Андерсен. Жизнь без любви», где он сыграл не то безумца, не то Бога.

Директор галереи Ирина Мызина говорит:

— В последние годы Россия стала центром кукольного искусства, и самые интересные кукольники сегодня – из России. Недавно на конференции в США художница из Голландии сказала, что в мире есть несколько стилей, в которых создают кукол, – французский, немецкий и русский. И русский – это открытая книга, приглашающая вчитаться в нее. Российские художники стараются не просто создать эффектный визуальный образ, но и вложить в свою работу философские мысли, сильный эмоциональный заряд, чтобы зритель, глядя на куклу, задумался о чем-то важном, начал переживать внутри себя некую историю.

Фото автора

Большой фоторепортаж с выставки здесь

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Сергей Орлов: «Хочу вернуть искусству сакральный смысл»
16 ноября
Художник-экспериментатор отмечает 60-летие в состоянии творческого поиска....
Мелком – по грусти и унынию
16 ноября
В Удмуртской государственной филармонии проходит первая в истории республики выставка художественных ...
Цирк на грани человеческих возможностей
12 ноября
В Ижевске выступают представители третьего и четвертого поколения прославленной цирковой династии...
Глазовский «Парафраз» завоевал Гран-при «Театрального АтомГрада»
10 ноября
Фестиваль театров городов присутствия «Росатома» проходил в Димитровграде с 4 по 10 ноября...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут