В поисках исчезнувших деревень

13 августа
0

Строящийся уникальный музей объединил всех жителей Сепа

%d1%81%d0%b5%d0%bf В поисках исчезнувших деревень

23 сентября в деревне Сеп Игринского района откроется Народный музей исчезнувших деревень. Пространство, созданное по международным музейным стандартам, позволит погрузиться в мир семи деревень, когда-то существовавших вокруг Сепа, увидеть лица их жителей, услышать их голоса, узнать невероятные истории их жизни. Для самого Сепа это обращение в прошлое, как оказалось, изменило настоящее и скорее всего значительно повлияет на будущее.

Создание Музея исчезнувших деревень оказалось уникальным опытом и для жителей Сепа, и для автора и куратора проекта Александра Юминова, и для администрации района. У Юминова в багаже более чем десятилетний опыт реализации проектов в деревнях и селах Удмуртии (среди них «Аутентичная география», «Бускельос», «Бобья-Уча contempo»), но впервые он оказался в ситуации, когда инициатива исходит от самих жителей деревни, а его грантовая и профессиональная деятельность (сейчас он научный сотрудник нижегородского Музея современного искусства) всего лишь помогает реализовать на высоком уровне то, что придумали деревенские жители. Он говорит:

– С Сепом у нас давние отношения: впервые мы работали здесь еще десять лет назад, собирая фактуру для проекта «Аутентичная география», и уже тогда поразились, насколько много интересных и качественных культурных событий здесь организуется и проводится, и как жителей поддерживает администрация. А в 2013 году, делая очередной проект (сепские дети учились у профессиональных мультипликаторов создавать анимационные фильмы о своих планах на жизнь), мы узнали, что здесь прошел День деревень, на который практически со всей страны съехались жители населенных пунктов, которые когда-то стояли вокруг Сепа, а потом исчезли. И в Сепе, чтобы встретить их «не с пустыми руками», сделали большие альбомы, в которых страница за страницей, как улицу за улицей, воссоздали эти деревни – с портретами людей, с короткими аннотациями. Люди, рассматривая эти альбомы, гладили старые фотокарточки пальцами, плакали, вспоминали… а местные говорили, что хорошо бы целый музей сделать про эти исчезнувшие деревни. Нам оставалось только подключиться и подать заявку на гранты. В итоге мы получили Президентский грант, грант Фонда Потанина и грант Фонда «Перспектива», эти средства в сумме позволили построить музейное пространство в здании сельской библиотеки и обеспечить профессиональную учебу музейному делу группе из 14 жителей Сепа, которые провели основную работу по сбору материала. Они ездили на лекции и семинары в Нижний Новгород, а профессионалы-музейщики приезжали к ним. В результате мы получили беспрецедентный результат: сейчас в деревне есть почти полтора десятка человек, которые точно знают, как составлять музейные фонды, архивировать фотографии и документы, вести каталоги, формировать экспозиции не на уровне любительского краеведческого уголка, а профессионального современного музея. В процентном соотношении общего числа жителей и тех, кто может компетентно поддерживать работу музея, Сеп сегодня обгоняет многие крупные города. Более того, в итоге сбором материала (поиском артефактов бытовой культуры исчезнувших деревень, записью интервью, расшифровкой, переводом их с удмуртского на русский, потому что многим бывшим жителям исчезнувших деревень естественнее говорить именно на удмуртском) занимались не только эти 14 обученных человек, а практически вся деревня, что само по себе удивительно – деревенским людям, чтобы осуществить все это, пришлось существенно изменить расписание своей жизни, встроить в нее всю эту журналистскую, этнографическую, историческую работу. А администрация села широким жестом отдала под музей большое здание в центре Сепа, где раньше располагалась только библиотека, а потом планировали разместить административную часть. «Подарок» оказался более чем удачным: соединение библиотеки и музея сегодня один из наиболее актуальных трендов развития культурных пространств в Европе. Библиотека становится частью экспозиции – она очерчивает информационное пространство, необходимое для работы с тем культурным пластом, который исследует конкретный музей. Сельская библиотека прекрасно впишется в пространство музея, где в экспозиции будет представлено много документов и старых фотографий.

Точка сбора

Когда узнаешь все это, уже не удивляет, почему каждый участник проекта уточняет, что в названии музея «народный»– не звание, определенное приказом «сверху», как у артистов или художников, а сама суть проекта. Его в самом деле создают все вместе – к сбору материала подключились не только жители Сепа всех возрастов от школьников до пенсионеров, но и люди из других поселений района. Информацию о том, что в Сепе собирают артефакты жизни исчезнувших деревень и готовы выслушивать истории бывших жителей этих деревень часами, передают из уст в уста. То и дело в Сеп безо всякого предупреждения приезжают незнакомцы со словами «Это вы тут экспонаты для музея собираете? Наши родители в этих деревнях жили, и у нас кое-что сохранилось – возьмите, если нужно». Записанные на диктофоны и видеокамеры интервью с жителями исчезнувших деревень теперь интересуют жителей Сепа больше, чем любые ток-шоу: в них звучат такие истории, пережитые на их родной земле, что у слушателей раз за разом перехватывает горло и набухают слезами глаза. Начатый как попытка сохранить, память об исчезнувших деревнях (раз уж их больше нет, пусть хоть образ их останется), сбор информации привел к поразительным результатам: жители Сепа и других окрестных живых деревень острее осознали собственную особость и одновременную уязвимость и силу перед лицом времени. Поняли, что если придавать значение каждой повседневной мелочи, рассказывать истории своей жизни, то они не исчезнут вместе с людьми, сохранятся в памяти кого-то другого, продлятся.

Человеческая история старых деревень

В музее не будет экспонатов, которые можно было бы назвать исключительными в контексте российской культуры. Угольные утюги, старые сундуки, платья из домотканой холстины, дуги и колокольцы – таких предметов много в каждом краеведческом музее. И все же эти предметы овеществляют, делают осязаемым тот предметный мир, который и был плотью исчезнувших деревень. Глядя на них, легче в деталях представить уникальные (и вот тут, действительно, каждая имеет неизмеримую ценность, поскольку существует в единственном экземпляре) личные истории, рассказанные жителями этих деревень.

В 1930-х юная девушка купила отрез фланели и сшила себе юбку. В этой юбке она сфотографировалась в 1947 году, уже пережив коллективизацию, войну и голод. Вот и сама эта фотография - здесь она вместе со своими родными, дожившими до тех дней. Юбку и фото она, почти столетняя бабушка, в этом году принесла в музей.

Или вот деревянное блюдо для просеянной муки – гладкое, чуть вогнутое. Его принесла семья Елькиных, вышедшая из исчезнувшей деревни Митраки, и рассказали драматичную и прекрасную послевоенную историю. Чтобы дети не крали просеянную муку (а выросшие без лакомств, они могли засунуть в рот горсть сырой муки, и она казалась слаще сахара), мать семейства рисовала на муке замысловатый узор. Если узор оказывался нарушен, детей ждало наказание. Выручала уникальная память одного из сыновей, которой он отличался с детства. Он съедал несколько щепоток муки, разравнивал оставшуюся по блюду и по памяти рисовал точно такой же узор. Этот дар получили и его дети – дом Елькиных полон картин. Юминов говорит:

– Когда вы узнаете эту историю, утилитарный бытовой предмет обретает колоссальную человеческую ценность. И, конечно, важно успеть собрать эти истории. Бабушка со своей фланелевой юбкой – какая удача, что она дожила до времени, когда начали собирать музейную экспозицию. А мужчина, рисовавший в детстве узоры на муке, уже не может рассказать другие истории о своей жизни – он потерял речь после инсульта вскоре после того, как принес в музей то блюдо. И эти истории, собранные в Музее исчезнувших деревень, становятся принципиальным отличием сепского музея от всех многочисленных деревенских краеведческих музеев, где предметы быта обезличены, не открывают конкретных человеческих историй, из которых и складывается наша общая история.

До открытия остается полтора месяца, а в администрации Игринского района и в сепском Доме культуры уже готов план развития музея и способы привлечения посетителей. Глава МО «Игринский район» Татьяна Юрьевна Чуракова говорит:

– Благодаря музею произойдет развитие территории и появятся новые рабочие места: если раньше у нас была только ставка библиотекаря, то с тем потоком посетителей, который мы обеспечим музею, понадобятся постоянные музейные сотрудники – и мы введем эти ставки. Музей ни в коем случае не будет работать «для галочки» - он будет живым, интерактивным, меняющимся. Обязательно создадим вокруг музея дополнительные точки притяжения: разработаем и проведем событийные мероприятия, которые станут поводом приехать в музей в конкретный день. Экспозицию будем менять как минимум раз в год – благодаря неиссякаемому потоку вещей и рассказов - это реальный план. И, конечно, мы рассчитываем на то, что посетителями музея будут не только жители района: мы уже провели переговоры с туристическими операторами как в республике, так и за ее пределами, и Музей исчезнувших деревень сразу после своего открытия будет включен в популярные туристические маршруты по Сибирскому тракту и на родину Лопшо Педуня. Кроме того, будем организовывать событийные мероприятия, стимулирующие не откладывать посещение музея до лучшего случая, а приехать в него в определенные дни. А лучшим результатом создания музея было бы возрождение самих деревень – после всего произошедшего нас бы это совсем не удивило.


В июле Сеп с рабочим визитом посетил врио Главы Удмуртии Александр Бречалов. После осмотра строящегося музея и уже собранной коллекции экспонатов он заявил, что готов поддерживать настолько необычные и значимые для района и республики инициативы.

На фото: Музей поделит с библиотекой здание в центре села, вблизи от Дома культуры. Со временем их и близлежащие объекты планируется объединить в «культурный квартал» (Фото автора).

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Полицейский батальон
20 августа
В сфере внимания патрульно-постовой службы не бывает спокойных дней...
Жители Удмуртии вместе со всей Россией отметят День Государственного флага
20 августа
Праздничные мероприятия, посвящённые этому событию, пройдут во вторник, 22 августа во всех муниципаль...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут