В Ижевске были показаны шесть эскизов к шекспировским спектаклям

11 сентября 2013
2

Второй год подряд Русский драматический театр выигрывает федеральные гранты Министерства культуры на проведение режиссерских лабораторий. С 2 по 8 сентября здесь состоялась творческая лаборатория «Вселенная Шекспира», посвященная творчеству великого драматурга. Итогом недельных репетиций режиссеров из Баку, Харькова, Москвы, Петербурга и Ижевска с артистами труппы нашего театра стали шесть эскизов спектаклей по комедиям и трагедиям Уильяма Шекспира. Более мощный старт театрального сезона и вообразить было сложно.

P1570916 В Ижевске были показаны шесть эскизов к шекспировским спектаклям

Репетиции в театре шли ежедневно, с утра до вечера, в атмосфере постоянного поиска, эксперимента. Как сказала режиссер Роза Саркисян, чаще всего на репетиционной площадке звучала фраза «Давайте попробуем!». Шекспировские тексты проверяли на прочность, перенося их в новое время, задавая самые разные эстетики и способы актерского существования.

Все шесть отрывков сыграли в один день – 8 сентября, при полном зрительном зале (как и в прошлом году, режиссерская лаборатория вызвала у ижевчан большой интерес). За полчаса режиссеры и актеры должны были убедить зрителей, что именно такой спектакль они хотели бы увидеть в полном объеме: заранее было объявлено, что как минимум один эскиз превратится в полноценный спектакль и войдет в репертуар Русского драматического театра. После завершения показов зрители получили возможность проголосовать за тот или иной эскиз, но заранее было оговорено, что решение о приглашении режиссера на постановку в наш театр будет основываться не только на зрительских симпатиях.

Кто же из них первый упадет?..

Режиссер из Санкт-Петербурга Максим Соколов уже получил приглашение на постановку в Русский драматический театр – в декабре он начнет ставить здесь лирическую драму «Метель» по повести Пушкина. А для шекспировской лаборатории он выбрал трагедию «Ромео и Джульетта».

Отрывок стал образцом постмодернистского театра 21-го века. Здесь Джульетта стоит по утрам у балетного станка, влюбленные исполняют эффектную пластическую композицию под песню Земфиры «Небо Лондона», знаменитый диалог Ромео и Джульетты на балконе происходит, когда на героев от пережитых чувств буквально падает небо – на сцену опускаются все софиты, как громоздкий и все же задающий высокую романтическую ноту Млечный Путь, мешающий героям мгновенно заключить друг друга в объятия. И все-таки они выбираются из этого скопления светил, касаются друг друга робко и естественно (такого одновременно чувственного и чистого объятия мы не видели, пожалуй, со времен фильма «Вам и не снилось», который тоже рассказывал историю современных Ромео и Джульетты). Чтобы актеры смогли передать и дух шекспировского стиха, и язык тел влюбленных, режиссер и занимался с ними биомеханикой Мейерхольда, и просил внимательно вслушиваться в то, как читают Шекспира британские актеры – без «литературщины», не торопясь, осмысливая каждую фразу. Результат этой работы оказался превосходным: молодой актер Вадим Истомин, для которого роль Ромео стала дебютом в нашем театре, присвоил слова шекспировского героя настолько полно и естественно, как будто они его собственные. Влюбленное сердце обычного юноши из 21-го века само собой, без напряжения, заговорило легкими стихами. А Джульетта Александры Ложкиной оказалась подкупающе нежна и воздушна.

Кроме актеров театра, участниками эскиза Максима Соколова стали паркурщики, члены ижевской команды Energy of Acrostreet. Молодой режиссер, которому, кажется, интересно все на свете, нашел их благодаря Интернету еще до работы в Ижевске. В сценическом отрывке они пока просто продемонстрировали свое мастерство. Зрители убедились: сложнейшие акробатические элементы они выполняют без видимых усилий, с настоящим артистизмом. Если же Соколов получит возможность поставить спектакль полностью, то ребята превратятся в членов семей Монтекки и Капулетти, и их удивительные прыжки станут частью уличных битв между враждующими кланами.

Сейчас еще рано говорить о том, состоится ли в Ижевске эта постановка, но зрители лаборатории ей свои симпатии уже отдали: по итогам голосования, треть всех голосов получил именно эскиз «Ромео и Джульетты».

Шекспировские герои нашего времени

Москвич Александр Гнездилов перенес действие трагедии «Отелло» на южный курорт. Эффектная блондинка Дездемона (Дарья Гришаева), сидя в шезлонге в темных очках, потягивает коктейль и листает глянцевый журнал. Генерал Отелло (Юрий Малашин) носит прекрасно сидящий легкий светлый костюм и всей своей повадкой спокойного, несуетливого, не склонного к дешевым эмоциям человека убеждает, что высокого поста в армии он добился благодаря острому и глубокому уму, а не умению выслужиться перед вышестоящим начальством. Мнимая измена жены ранит его настолько, что он на глазах зрителей едва не умирает от медленно накатывающего сердечного приступа. И эта тихая, неслышная боль оказывается сильнее экспрессивной ярости, которой так любят наделять «бешеного мавра» иные режиссеры. В этой заявке на спектакль все говорят негромко, без декламаций и поз, почти переводя эпическую трагедию в бытовую плоскость. И обнаруживается, что «Отелло» может быть историей о современном человеке, его ошибках, сомнениях, иллюзиях. И в центре истории оказывается не заштампованный наивный ревнивец, а живой, настоящий человек – такой, к которому и обращен театр 21-го века.

Ижевчанин Андрей Опарин, актер и режиссер театра «Молодой человек», представил отрывок из волшебной сказки «Буря». Волшебство появилось уже на первой минуте показа. На длинном, во всю сцену, плаще волшебника Просперо ожили сцены из далекой жизни: пронеслись чьи-то лица, проплыл по морю величественный парусник, разразилась гроза. Видеопроекции стали постоянной частью современного театра, но редко их используют так изобретательно и уместно, как это сделал Андрей Опарин. Продолжая игровую эстетику своего родного театра «Молодой человек», он вывел на сцену монтировщиков и сделал их равноправными партнерами профессиональных актеров. А чудовищный Калибан стал в его эскизе наглым, циничным и все же трусливым гопником.

В эскизе режиссера Александра Николаева по трагедии «Ричард III» самого короля Ричарда зрители не увидели. Зато оценили бравирующих своим хладнокровием и остроумием убийц герцога Кларенса – лощеных юношей с кроваво-красными губами, которые поначалу воспринимают смерть, как игру, но осознают в конце концов, какое ужасное злодеяние совершили.

Опасные шутки

Режиссер из Баку (Азербайджан) Ирада Гезалова выбрала для комедии «Укрощение строптивой» неожиданную форму – эротическую клоунаду. Жанр этот уходит корнями в площадный средневековый театр с его вниманием к человеческим страстям и порокам, с яркой формой и зачастую довольно скабрезными шуточками. А поскольку сам Шекспир – плоть от плоти этой народной театральной культуры, и многие его шутки на вкус рафинированных эстетов могут показаться вульгарными и физиологичными, этот яркий и смачный театральный балаган ничуть не диссонирует с текстом комедии. Традиционный театр изображает строптивицу Катарину надменной дамой в пышных одеждах, Ирада Гезалова же одела Елену Мишину, играющую Катарину, в клоунски-гипертрофированный костюм силового борца: шорты из лайкры, обтягивающую майку, высокие кеды. Комический эффект образа этой силачки достигнут нелепым желто-рыжим париком в кудряшках «под пуделя», безвкусно-пестрыми аксессуарами и разухабистым гримом. Строя гротескные клоунские гримасы, Катарина тягает гирю, рвет в клочки цепь и стращает: не подходи, зашибу. Перевоспитание в милую, нежную девушку начинается с появлением в ее жизни и в пространстве спектакля Петруччио – решительного, брутального, энергичного. Правда, в отличие от строптивой Катарины, ее отца Баптисты и сестры Бьянки, которые играют чистую буффонаду, самозабвенно дурачась в своих лохматых париках и клоунских нарядах, делая размашистые клоунские жесты и строя смешные рожи, Петруччио в исполнении Андрея Демышева оказывается персонажем почти реалистическим. Он играет с «чистым» лицом – без грима и парика, на нем обычная одежда, он артистичен, но остается в рамках «реалистической комедии». И вот тут в эскизе Ирады Гезаловой появляется неоднозначная, опасная тема. В ответ на очередную комическую подначку от клоунессы Катарины вполне реалистичный мужчина Петруччио с недоброй гримасой отвешивает ей такую оплеуху-затрещину, что она кубарем летит вокруг всей сцены, не чуя под собой ног. И с этого момента начинается ее «перевоспитание». Окончательно кроткой и женственной она становится после очередных сцен домашней тирании, сыгранной Андреем Демышевым исключительно достоверно. Сперва он в непритворном гневе отчитывает Катарину за пригоревшее мясо и швыряет на пол тарелку с окороком. Потом устраивает ей психологическую пытку, заставляя уяснить, что муж всегда прав: если он говорит, что Луна – это Солнце, значит, Солнце, и точка. К этому моменту уже и Елена Мишина играет психологический реализм и боится этого мужчину всерьез и соглашается с умоляющей тихой интонацией, лишь бы снова не быть битой. А в следующей сцене счастливо льнет к нему, осознав, как хорошо быть слабой и покорной женщиной. В ситуации, когда многие зрители до сих пор уверены (ошибочно, но за один день такие стереотипы не изживаются), что задача театра – учить, давать ориентиры, как жить правильно, эта режиссерская концепция пугает. При той статистике домашнего насилия, которая, к сожалению, существует в нашем обществе, транслировать с театральной сцены установки «тресни жену как следует, чтобы не позволяла себе лишнего», и «хорошая жена своего мнения иметь не должна, достаточно того, что мнение есть у мужа» - штука весьма сомнительная. От тяжелого осадка «пропаганды домостроя» не спасает ни комедийный жанр, ни яркая клоунская эстетика.

Гамлет и Смерть

Взяться за «Гамлета» - значит принять, вероятно, самый серьезный театральный вызов. Спектакль по этой пьесе не может быть для театра проходным, случайным уже просто потому, что «Гамлет» благодаря многим поколениям режиссеров и прекрасных актеров приобрел значение того сюжета, с помощью которого высказываются главные мысли о поколении, о времени, о природе человека. Роза Саркисян в своем этюде интуитивно уловила очень важный для наших дней момент: несмотря на обилие в «Гамлете» персонажей, вся рассказанная история оказалась монодрамой самого Гамлета, его личной трагедией и хроникой распада. Образная система лаконична и при этом почти шокирует теми смыслами, которые позволяет считать зрителю. С первых рядов зрительного зала кажется, что большую часть времени на сцене Гамлет проводит в какой-то странной песочнице, захватывая в горсть и рассыпая раз за разом песчаные струйки. Упущенное время, утекающая сквозь пальцы жизнь, вечные вопросы, которые либо нужно решить, пока течет песок в невидимых песочных часах, либо уже не решить никогда - в такую отчаянную по своей экзистенциальности ситуацию режиссер помещает своего Гамлета. Пересыпающийся песок создает иллюзию постоянного движения, хотя Гамлет остается на месте, - и это работает как метафора всей жизни. Видимость действия, видимость поступков… А вот для зрителей, сидящих на верхних рядах, сценография открывает другую, еще более драматичную историю. При взгляде сверху создается полная иллюзия, что бессильно опустившийся на колени, шарящий длинными нервными пальцами по песчаной насыпи Гамлет - Михаил Солодянкин… сидит на могиле отца. И не может перестать говорить о нем, снова и снова возвращаясь к его гибели, и то ли предчувствует, то ли предрекает собственную скорую смерть. И внезапно новое значение приобретают наизусть знакомые шекспировские сцены. Вот красавица Офелия легким шагом проходит по песку, обращаясь к Гамлету, напоминая ему о его любви в ней, и не может понять, отчего он темнеет лицом и начинает говорить с ней резко и обвиняюще. А он в этот момент осознает, что она не разделяет боль его утраты, что она смогла легко «перешагнуть через могилу» его отца, перескочила через эту смерть легким шагом, что она не чувствует того, что чувствует он, и значит, - она чужая. Теперь уже навсегда. Вот в следующей сцене, говоря с Клавдием, занявшим трон его отца, Гамлет в раздражении швыряет в него горсть песка, усиливая жестом брошенные злые слова. Но если эта странная песочница – могила, то сцена приобретает зловещий, жуткий окрас: не решаясь обнажить против Клавдия меч, Гамлет все же проклинает его самым страшным проклятием. Швырнув в него могильной землей, он уже подписал ему приговор. Потом в «песочнице» оказывается Гертруда. Она с яростным остервенением кромсает садовыми ножницами засохший цветочный куст, будто отвешивает мертвому мужу пощечины (ножницы клацают так же жестко и ритмично, как яростные удары): ты мне живым покоя не давал, а теперь и мертвый не даешь, стравливая Клавдия и Гамлета?! Срезая стебли куста, она будто пытается вырезать саму память о мертвом муже, а поняв, что это невозможно, с отчаянной усталостью бросает ножницы рядом с покалеченными цветами.

И как же сильно звучит в этой «могильной ограде» вечный монолог «Быть или не быть?»! Михаил Солодянкин играет без аффектации, будто рождая каждую следующую фразу из самой глубины измученного ума. В его глазах с каждой минутой нарастает градус отчаяния и настоящего, не показного для матери и дяди, безумия, порожденного горем и бессилием. «Быть?» - спрашивает он у самого себя. «Или не быть?» - с сомнением, с требованием ответа в голосе поднимает глаза к небу. И сам выбирает конечное небытие, не пытаясь даже преодолеть границ могилы, в центре которой он сидит все это время.

Показанный на гала-представлении лаборатории отрывок из «Гамлета» пока не позволяет говорить о том, насколько был бы хорош весь спектакль, поставленный Розой Саркисян. Но он свидетельствует, что Гамлет в труппе Русского драматического театра есть. И быть Михаилу Солодянкину исполнителем этой этапной в судьбе каждого артиста роли или не быть – вопрос только к самому театру.

Комментарии

2 комментария

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

В Музейно-выставочном комплексе им. М.Т. Калашникова открылась выставка «Спецназ»
12 декабря
**Выставка посвящена истории специальных подразделений ФСБ, органов внутренних дел Удмуртии, УФСИН ...
Парки Ижевска: зима – это веселье! А на фан—зоне в три раза больше веселья! У нас веселье в кубе!
8 декабря
**15 декабря на территории фан—зоны в парке им. Кирова начнёт принимать гостей тематический городок F...
Пригласительный билет.
8 декабря
Приглашение на культурные мероприятия, запланированные в Ижевске в ближайшее время....
Брошь в стиле «бохо».
7 декабря
В последний день ноября в Государственном цирке Удмуртии дано представление для людей с ограниченны...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут