В Государственном театре оперы и балета Удмуртии поставили «Щелкунчика»

10 апреля 2013
0

Новое, уже второе явление «Щелкунчика» П. Чайковского в Государственном театре оперы и балета Удмуртии - очередная, более высокая ступень, на которую поднялся коллектив в стремлении освоить глубины музыки нашего гениального земляка.

Hkm492837d3lqbg08n97h7992gct63 В Государственном театре оперы и балета Удмуртии поставили «Щелкунчика»

Нынешний «Щелкунчик» в авторской хореографии главного балетмейстера, заслуженного деятеля искусств республики Николая Маркелова рождался в исторически насыщенном окружении многочисленных постановок этого знаменитого балета, который по традиции идет во всем мире в новогодние и рождественские праздники. Только известных у нас в стране и за рубежом – более сорока, а сколько хореографов второго и третьего ряда обращались к этому названию? Не счесть. И все они пытались разгадать непростой код этой партитуры, где в звучащих образах зашифрованы представления о двойственности природы человека, о борении добра и зла, о взрослении и силе любви, о творчестве и возможностях сочинителя, о мире взрослых и детей, и многое другое... Вот в такое нелегкое соревнование вступил наш театр.

На сцене – лаборатория волшебника, мага и алхимика. Им может быть Фауст или Коппелиус. Но на этот раз - Дроссельмейер, который сродни им, – один из героев сказки Э.-Т.-А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». По ней Мариус Петипа, который мечтал поставить этот балет, но не смог из-за болезни, создал либретто. Крутятся шестеренки, кипит, булькает в ретортах и перегонном кубе неведомое зелье. Гномы помогают волшебнику создавать нечто невиданное доселе. Мир Дроссельмейера – затемненное пространство, и потому на сцене сумрачно, сквозь суперзанавес поначалу едва различимо происходящее. Мастер-чародей не приносит с собой свет, он всего лишь много знающий и умеющий человек. Не может вдохнуть душу в Щелкунчика – это по силам только мощной созидательной духовной инстанции. Но об этом балет расскажет дальше.

Мы привыкли, что в спектакле, если он рассчитан исключительно на детей, главные герои - Щелкунчик в облике куклы, а потом - Принца, и Мари. Н. Маркелов обратил внимание на Дроссельмейера – фигуру загадочную, таинственную, владеющую тайными знаниями. По его плану происходит вся эта волшебная история. Он движет действием, он создает куклу Щелкунчика и заставляет ее ходить, приводит в дом войско мышей. Он верит в силу любви Мари, и сопровождает молодых героев на протяжении всего испытания.

Партия Дроссельмейера насыщена пантомимой. Артист Петр Овчинников вместе с балетмейстером нашел для своего героя элегантную позу, повторяющуюся на протяжении спектакля, ставшую его пластической характеристикой – наклоненная немного назад спина с поднятой рукой. Поза создателя, демиурга, дирижера событий. Он напоминает в какой-то степени самого Гофмана, романтика, мечтателя, автора немыслимых таинственных историй, возникающих из обыденности. Танцовщик уже замечен балетоманами как замечательный артист, мастер создавать запоминающиеся яркие образы – например, Гамаша в «Дон Кихоте». Здесь он предлагает многомерный, более сложный, двойственный, но хорошо читаемый портрет героя, который поставлен в центр событий и осознается как главный персонаж. Именно он придумал и ведет этот сюжет, а любой творец – волшебник. Разве тот же Чайковский – не волшебник?

Балетная сказка застает Мари в переломный момент – уходит детство, является со всеми своими тревогами и радостями первая любовь. В доме президента Зильбергауса светло и празднично, наряжена елка, собираются гости – дети и взрослые. Настает час подарков. Танцуют ожившие куклы, которых дарит детям чародей Дроссельмейер. А где-то за дверью в темноте собирается мышиное войско.

Дуэт Мари и Принца - романтичная история зарождающейся первой любви. Оба еще подростки, только осознают свои возможности. Принц в исполнении Ильшата Умурзакова - почти ребенок с едва пробивающимся пушком над губами. Танцор – очень легкий, естественный. Он не подчеркивает те или иные сложные па танца, выполняя их на одном непрерывном дыхании. Мари Татьяны Павловой – классична, строга, несколько отстранена. Адажио второго акта, отданное этой паре, центр выражения чувств. Хореографический язык его, как и всего балета, за исключением дивертисмента во втором акте, основан на классическом танце, обогащенном традициями двадцатого века. Здесь целая энциклопедия разнообразных поддержек, в которых героиня Т. Павловой взлетает вверх и замирает на руках партнера в красивых позах.

Обращают внимание эффектные построения кордебалета в сценах метели (лучше всего за ними наблюдать с балкона театра), перестроения танцовщиц-снежинок следуют за изменяющимся характером музыки. Борьба с мышами и победа над ними – не единственное испытание, которое преодолевают Маша и Щелкунчик. Снег, мороз – второе. Снежинки вначале – грозная сила, которая пытается закружить и погубить героев, но постепенно мороз спадает, они оттаивают и становятся друзьями влюбленной пары. Стройно и светло прозвучал хор театра, усиливший впечатление от снежного вальса (хормейстер - заслуженный деятель искусств Удмуртии Людмила Елисеева). За несколько лет работы Н. Маркелова в театре кордебалет приведен в приличное состояние, что подтвердила эта премьера.

Огромная, выросшая на глазах ель охватывает всю сцену. Это уже не нарядное праздничное дерево, а трудный путь наверх. Главный художник театра, заслуженный деятель искусств России В. Анисенков создал соотносимую с хореографическим и музыкальным образом балета сценографическую картинку, которая активно участвует в действии. Замечателен и впечатляющ проход героев через четыре зеркала в зазеркалье. (Этот прием предложил Н. Маркелов). Отменным цветовым и композиционным вкусом отмечены театральные костюмы. Прочерчена динамика их появления в соответствии с взрослением Мари: она вначале в детском платьице, потом в длинной «шопеновской» пачке, затем в укороченной и в финале – в короткой «лебединой».

Н. Маркелов - воспитанник санкт-петербургской хореографической школы - ориентирован именно на ее стилистические особенности. Это видно и в этой постановке - по округлых рукам, по стремлению выработать у солистов и кордебалета «жесткую» спину. (Пример «чисто» питерского танца Игорь Габетдинов в партии Франца). Большая часть балета доверена детям-танцорам. Это также традиция, идущая от первого представления балета в 1892 году в Мариинском театре, где были заняты учащиеся императорского хореографического училища. Сегодня наш театр вместе с Министерством культуры, печати и информации УР готовит для себя кадры в республиканских школе-интернате и училище искусств. Балетоманы, аплодирующие юным танцорам, должны благодарить педагогов-репетиторов - Я. Осееву, П. Овчинникова, Л. Устюжанину. Дети в «Щелкунчике» достойно исполняют сольные партии (кукла Щелкунчик - Елизавета Мокрушина) и пантомиму (мыши).

Обычно в балете оркестры подстраиваются под «ноги» танцовщиков, ускоряя или замедляя темпы, обозначенные в партитуре композитора. Заслуженный деятель искусств Удмуртии Н. Роготнев, главный дирижер театра, в союзе с балетмейстером-постановщиком решили максимально сохранить оригинал Чайковского, испытывая пиетет перед ним. Танцовщикам были предложены темпы и ритмы, соотносимые с музыкой. И потому оркестр в одной эмоциональной тональности с тем, что происходило и показывалось на сцене, исполнил фактически симфоническую версию балета.

Герои прошли испытания. Любовь Мари вдохнула в безобразную куклу Щелкунчика душу, и он превратился в прекрасного Принца. Эта страница останется в ее памяти на всю жизнь. Как останется вера в то, что любовь - великая сила, которая посылается людям свыше.

Красота стоит денег, и немалых. «Щелкунчик» в Театре оперы и балета республики поставлен на средства выигранного в прошлом году гранта Правительства Удмуртии, так же, как и впечатляющий оперный спектакль «Аида». Искусство такого качества дорогое, оно по карману обеспеченному, хорошо живущему обществу. Хочется надеяться, что мы приближаемся к этому идеалу.

Фото: visit-petersburg.ru

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

«Открытый город»: фестиваль современной культуры пройдёт в Ижевске
14 августа
**Творческие площадки, живая музыка, искусство на улице города, мастер-классы, уличное кино – всё это...
Интерьер как произведение искусства. Современные краски превращают ремонт в творческий процесс и дают возможность воплотить самые смелые художественные замыслы
10 августа
**Фестиваль искусств «Ижевск. ДА», который начнётся 6 сентября, уже сейчас объединяет художников, диз...
Ижевск примет участие в V Международном фестивале уличного кино
8 августа
**Уже 9 августа на самом большом открытом экране на территории Фан-зоны в парке им. С.М.Кирова начнет...
«ИЖЕВСК. ДА». Арт–фестиваль ответит на вопрос, может ли город объединиться вокруг искусства
31 июля
**6 сентября в городе начнётся уникальный по масштабу и продолжительности фестиваль искусств «Ижевск....

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут