В бензин добавили налогов

8 июня
0

Тревожные цифры. Рост цен на автомобильное топливо не обошёл стороной и Удмуртию. Первая волна началась в январе, потом бензин дорожал почти весь апрель, подскочили цены и в мае. По последним данным Удмуртстата, с 28 мая по 4 июня подорожали все виды топлива, например, АИ-92 на 78 копеек до 41,19 рубля, АИ-95 – на 82 копейки до 44,38, дизельное – на 78 копеек до 44,51 рубля.

Screenshot 1 В бензин добавили налогов

Бесстрастная статистика не отражает настроения водителей: они хватаются за голову и теперь, прежде чем заправиться, ищут в Интернете, где сегодня топливо дешевле. Удорожание горючего уже начало затрагивать и тех, кто не пользуется автомобилями. От стоимости топлива традиционно зависят цены почти на все виды товаров и услуг.

Конечно, в сложившейся ситуации потребители обвиняют «ненасытные» нефтяные компании и государство, которое не ограничивает их аппетиты. Эксперты советуют не винить нефтяников во всех грехах и напоминают, что такая ситуация прогнозировалась ещё осенью, когда власти принимали решение о так называемом «налоговом маневре».

Бензин утекает из страны

Суть налогового маневра состоит в повышении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) вместе с одновременным снижением экспортных таможенных пошлин. «У нас 60% стоимости автомобильного топлива – это фактически платежи государству. Если бы государство хотело по-настоящему снизить цены на бензин, оно бы снизило эту долю», – объяснил директор аналитического департамента инвесткомпании «Альпари» Александр Разуваев.

«Многие уже забыли, но нынешняя ситуация – не первая. Несколько лет назад государство уже опускало вывозные пошлины. Нефтяным компаниям стало выгоднее продавать бензин за рубеж, российские заправки опустели, а цены взлетели. То же самое происходит и сегодня. «Цены на топливо в России не такие уж и высокие. Они гораздо ниже, чем в Европе и в Белоруссии, например», – сказал Разуваев.

Экономисты и участники рынка говорят, что переработка нефти на внутренний рынок стала нерентабельной. Сложился парадокс: оптовые цены превысили розничные. Поэтому некоторые компании, чтобы как-то компенсировать потери, увеличили объём продажи топлива за границу.

«У нас сейчас нефтепереработка на внутренний рынок по сути убыточна. А поставки на внешний рынок, экспорт всячески упрощены. Нефть – товар ценный, поэтому он не должен доставаться России. Вот как можно объяснить эту политику, и нам обещают, что она будет усугубляться», – говорит директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

Разорвать порочный круг

Увеличение налогов гораздо быстрее приводит к росту цен на бензин, чем удорожание самого «чёрного золота», утверждают эксперты. При повышении НДПИ должны снижаться акцизы, иначе рост цен неизбежен. Однако государство в последние годы не пользовалось своим правом уменьшать акцизы, получая двойные поступления в бюджет.

После совещаний правительство всё-таки решило пойти на этот шаг, и с 1 июля вместо запланированного повышения акцизы будут снижены на 2 тысячи рублей за тонну для дизельного топлива и на 3 тысячи – для бензина. Власти считают, что эта мера поможет остановить рост цен на топливо. Участники рынка в этом не уверены.

«Акциз ни разу не снизился за всё это время, более того, он каждый год повышался. Сегодня акциз составляет около 11 тысяч по бензинам и 7 тысяч по дизельному топливу. Если бы налоговый маневр реализовывался, как было задумано, сегодня акциз был бы 2,5 тысячи на дизельное топливо и примерно 4-4,5 тысячи за бензин», – сказал президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. «Это ситуация действительно порочного круга, который надо разрывать, и здесь главным инструментом, безусловно, должны стать налоги. Мало снизить акцизы на 3 тысячи рублей за тонну, нужно, конечно, снижать значительно больше», - считает член комитета по энергостратегии ТЭК Торгово-промышленной палаты РФ Рустам Танкаев.

Нефтяники обеспечивают рынок

Объёмы экспорта оказались такими, что при росте производства топлива на внутреннем рынке его стало не хватать. Федеральная антимонопольная служба уже направила компаниям с госучастием – «Роснефти» и «Газпромнефти» – уведомления о необходимости увеличить отгрузку на российскую биржу.

«У нас спрос на бензин Евро-5 вырос по сравнению с прошлым годом, в первом квартале, на 200 тысяч. Соответственно, вроде бы производство выросло в два раза – 400 тысяч. Но большая часть этого производства ушла на Запад, на экспорт», – говорит директор Фонда экономических исследований Михаил Хазин.

В «Роснефти», в свою очередь, отмечают, что компания полностью выполняет требования государства по поставкам. С января по апрель этого года на внутренний рынок было отправлено 24,4 % автобензинов при нормативе в 10 %.

Стоит отметить, что доля экспорта у крупнейшей российской нефтяной компании самая низкая - 2,4 % от общего объёма произведённого топлива. Это ниже, чем у других российских компаний. В «Роснефти» полагают, что основным драйвером роста цен является несбалансированная система налогообложения, которая приводит к потерям на внутреннем рынке и подталкивает нефтяников к экспорту. Эксперты и участники рынка ждут дальнейших шагов правительства по урегулированию налогового режима.

Фото mkset.ru

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Удмуртия принимает своих белорусских коллег
22 июня
На прошлой неделе нашу республику посетила делегация из Беларусь. В ее составе – представители ОАО «Б...
Рост госдолга остановлен. Открыто обсуждаем параметры республиканского бюджета
14 июня
В Государственном Совете Удмуртской Республики проходят публичные слушания по проектуЗакона «Об испол...
В Удмуртии с рабочим визитом находится делегация Генерального консульства Венгрии в Казани
14 июня
Возглавляет делегацию Генеральный консул Адам Штифтер. В течение двух дней, 13 и 14 июня, гости смогл...
Точки роста. Удмуртия стала одним из самых заметных участников ПМЭФ-2018
8 июня
Подводя итоги работы республиканской делегации на Петербургском международном экономическом форуме, А...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут