Управляющие компании отстранят от сбора средств за воду и отопление

12 ноября 2017
0
%d0%94%d0%b5%d1%82%d0%b8%d0%bd%d0%ba%d0%b8%d0%bd %d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%8f Управляющие компании отстранят от сбора средств за воду и отопление

Платежи пойдут в обход

В Госдуму в ближайшее время внесут законопроект, благодаря которому из системы платежей за услуги ЖКХ исчезнут посредники – УК и ТСЖ. Документ подготовил Минстрой России. Идею оплаты коммунальных ресурсов в обход «управляек» поддержал премьер Дмитрий Медведев. Предполагается, что это улучшит ситуацию с долгами в отрасли. Так ли это, разбирался корреспондент газеты «Удмуртская правда».

Вынужденная мера

Для Удмуртии прямые расчеты с населением за коммунальные услуги давно не новость. Удмуртский филиал ОАО «Энергосбыт Плюс» еще с 2013 года начал в Ижевске в одностороннем порядке расторгать договоры поставщиков услуг с управляющими компаниями и сам выставлять счета жителям за электроэнергию, тепло и горячую воду. Основанием для этого служит признанная или подтвержденная решением суда задолженность УК перед ресурсниками в размере более двух среднемесячных платежей. Последний пример - расторжение договоров поставки ресурсов с УК «Кама» и «Жилфонд». Однако ситуацию это спасает только отчасти.

По словам директора Удмуртского филиала ОАО «Энергосбыт Плюс» Дениса Детинкина, на начало сентября задолженность потребителей за электроэнергию, тепло и горячую воду перед компанией составляет 4,7 млрд. рублей, из них 3,5 млрд. - это просроченная задолженность. Половину данной суммы составляют долги управляющих компаний и ТСЖ. Это годовая ремонтная программа компании «Т Плюс» на реконструкцию и развитие тепловых сетей в Ижевске и Сарапуле. Население платит при этом более или менее исправно. Только 5 процентов домохозяйств в Удмуртии имеют долги по коммуналке. Самые дисциплинированные - старшее поколение, пенсионеры.

– Конечно, нас тревожат все долги, но более всего по группе «население», а именно управляющие компании и ТСЖ. Если по бытовым абонентам, это непосредственно жители на прямых договорах, ситуация более-менее стабильна - глубина задолженности в среднем не превышает 2,5 месяца, то по УК и ТСЖ - уже шесть и более месяцев. Поэтому переход на прямые расчеты с населением - это вынужденная мера, - отметил Денис Геннадьевич.

Кто виноват?

Основная причина сложившейся ситуации, - это несовершенное законодательство, и посредники пользуются этими дырами в законе. Например, управляющие компании, собирая деньги с населения за коммунальные услуги, должны перечислять их ресурсникам в тот же день, но они этого не делают и не несут за это никакого наказания. Применить меры воздействия к должнику (подать заявление о принудительном взыскании долга, расторгнуть договор энергоснабжения) энергетики могут по истечении двух месяцев. Но к моменту взыскания долга, когда в компанию придут судебные приставы, из нее уже могут быть выведены все активы, и долг превращается в «пустышку», он уже ничем не обеспечен.

– Для взыскания задолженности мы используем все предусмотренные законом меры. По электроэнергии у нас возможностей, конечно, больше. За долги мы можем ограничить должника в получении услуги. А вот по теплу и горячей воде можем взыскать долги только через суд. Каждый месяц мы готовим и передаем в суды около 6 тысяч исков по физлицам и более 200 исков по юрлицам. Компании-должники делают все, чтобы затянуть сроки, судебные заседания могут длиться на 1,5-2 года. Бывает так, что к моменту получения судебного решения у должника уже нет жилого фонда, да и самой компании уже нет. И, конечно, никаких денег уже не взыскать, - отметил Денис Детинкин.

Что делать?

Еще одна причина возникновения долгов - равнодушие к этому вопросу жильцов и попустительство контролирующих органов. УК собирает с жильцов деньги, но вместо того, чтобы расплачиваться за энергоресурсы, проводит в доме ремонты. Жильцы довольны: подъезды чистые, стеклопакеты стоят, во дворе асфальт и цветы, вопросов к своей «управляйке» у них нет. Но они должны быть - почему у компании долги за тепло и свет? За какие деньги создается в доме вся эта красота? Куда уходят деньги, собираемые с жильцов по статье «за содержание» и «капремонт» - в квитанциях есть и такие строки.

Нередко деньги, собранные с населения, просто разворовываются. Только за последний год в стране было возбуждено 2,5 тысячи уголовных дел в отношении нерадивых управленцев, которые беззастенчиво залезали в карман жильцов. Так, 28 августа Устиновский районный суд г. Ижевска вынес приговор в отношении бывшего руководителя ООО «УК Эксперт». Компания собирала с жителей средства за тепло и ГВС, но не перечисляла их энергетикам. Ущерб поставщику тепловых ресурсов – Удмуртскому филиалу ПАО «Т Плюс» превысил 1,8 млн. рублей. Руководитель управляющей компании был взят под стражу в зале суда, ему назначено наказание в виде лишения свободы на 5,5 года с отбыванием в колонии общего режима.

Подобных примеров много в других регионах страны. Чтобы прекратить этот беспредел и не вводить «во искушение» добросовестных посредников, Минстрой РФ предложил: управляющие компании и ТСЖ будут собирать деньги только за свои услуги - уборку подъезда, текущий ремонт и так далее. При этом оплата за воду и отопление будет идти непосредственно поставщикам ресурсов.

– Большинство добросовестных управляющих компаний положительно относятся к этой инициативе, - говорит Денис Детинкин. - Для них сбор денег за коммунальные ресурсы - лишняя головная боль. Деньги надо собрать, перечислить нам. Собираемость не стопроцентная, значит, надо работать с неплательщиками, держать штат юристов, тратить время и деньги.

Прямой платеж – кто «против»?

Однако не все управляющие компании готовы добровольно расстаться с деньгами населения. Так, компании «Жилфонд» и «Кама» после расторжения договоров на поставки ресурсов еще несколько месяцев незаконно выставляли счета за коммунальные ресурсы жильцам. Ситуация с «двойными» платежками может повториться и с ООО «Городская УК». Дело в том, что управляющая компания через суд вернула себе право собирать с жителей нескольких домов платежи за коммунальные ресурсы. Удмуртский филиал ОАО «Энергосбыт Плюс» вынужден был заключить с ней договоры на поставку ГВС и электрической энергии, и УК сама начала выставлять платежки жильцам. Но перечислять эти деньги энергетикам не спешит. На сегодня долг компании уже приближается к 40 миллионам. Поэтому энергетики вновь обратились в суд о принудительном взыскании задолженности. После получения судебного решения они начнут процедуру расторжения договора энергоснабжения и будут вновь выставлять плату непосредственно жителям.

– Ситуация с «двойными платежками» не нова, все это было в 2012-2013 годах. В этом году компании «Жилфонд» и «Кама» повторили этот трюк. С апреля по июнь «Жилфонд» и с мая по август «Кама» вводили жителей в заблуждение, незаконно требуя с них плату. Мы допускаем, что эти события могут повториться и в будущем, но уже с участием ООО «Городская УК». В случае расторжения договора управляющая компания может продолжать выставлять платежки, и несмотря на наши предупреждения, часть жителей может не разобраться - кому платить, и будет очередной наплыв клиентов в наших офисах. Мы это уже проходили, - сказал Денис Детинкин.

В энергосбытовой компании уточнили, что в ситуации с «двойными» платежками по УК «Кама» есть решения Арбитражного суда Удмуртской Республики. На днях суд отказал УК в удовлетворении исков к ПАО «Т Плюс», ООО «УКС» и ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» о запрете выставления жителям прямых платежей за отопление и ГВС. Суд не нашел в действиях энергетиков нарушения действующего законодательства.

Также Арбитражный суд УР отказал УК «Жилфонд» в удовлетворении иска к ПАО «Т Плюс» и ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» о запрете выставлять жителям прямые платежные документы за отопление. Данное решение суда вступило в законную силу - действия энергетиков по выставлению прямых платежей за тепло жильцам домов под управлением «Жилфонда» признаны правомерными и обоснованными.

К чему готовиться?

C принятием закона о переходе на прямые расчеты за коммунальные услуги технически для жителей ничего не поменяется. Но они будут защищены от возникновения подобных ситуаций. Управляющие компании по-прежнему будут обслуживать дома. Только управлять они будут хозяйством, а не деньгами жителей. Законопроект еще должна рассмотреть Госдума. А пока Удмуртский филиал ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» постарается держать ситуацию с недобросовестными компаниями-должниками под контролем.

– В случае расторжения договоров энергоснабжения мы примем все меры для своевременного информирования жителей домов. Будут извещены контролирующие и надзорные органы. Тем не менее, опыт подсказывает, что выполнение всех обязательных процедур не является гарантией того, что управляющая компания-должник будет вести себя добросовестно, - прогнозирует Денис Детинкин.

Вполне возможно, что будут и «двойные платежки», и листовки, и агитация через старших по дому. Затем появятся возмущенные обращения жителей в различные приемные и негодующие письма в высшие инстанции. Конечно, энергокомпания усилит работу в офисах обслуживания и, как всегда, будет встречаться с встревоженными и недоумевающими клиентами, объяснять им суть происходящего. Очень вероятно, что в ситуацию опять придется вмешаться чиновникам из федеральных, республиканских и городских структур и в очередной раз разъяснять горожанам, что все действия энергетиков законны. И скорее всего, все это будет происходить на фоне равнодушия и уверенности в своей безнаказанности директора и владельцев ООО «Городская УК».


Между тем

Комментируя ситуацию с очередями в офисах обслуживания в Ижевске, директор Удмуртского филиала ОАО «Энергосбыт Плюс» рассказал о причинах их появления и о том, что сделано для решения проблемы. Так, ежемесячно в офисах Ижевского отделения очно и заочно обслуживается от 20 до 25 тыс. клиентов. Из них 9,7 тысячм клиентов – это посетители, которые приходят передать показания приборов учета. При этом анализ ситуации с очередями, который провели в компании за 10 месяцев этого года, выявил следующую тенденцию: 33 процента обращений связаны с перерасчетом за отопление по итогам года. 45 процентов - с единым платежным документом. 12 процентов - с двойными квитанциями по домам УК «Жилфонд» и «Кама».

Чтобы снять остроту проблемы, компания увеличено количество офисов, приняла ряд организационных мер, урегулировала вопросы передачи данных между филиалом и заказчиками. Кроме того, начиная с 7 ноября ижевские офисы, расположенные по адресам: ул. 7 Подлесная, 100, ул. Ленина, 27 и ул. Татьяны Барамзиной, 84, будут работать с 8.00 до 18.00.

– Сейчас ситуация стабильная, - подчеркнул Денис Детинкин. – Очередей в офисах практически нет. Основные вопросы, с которыми приходят люди, касаются отсутствия данных по приборам учета и показаний после перехода на прямые расчеты по тем или иным услугам. Чтобы навести порядок и здесь, мы подготовили и направили соглашение о взаимодействии в управляющие компании, жильцы которых находятся с нами на прямых договорах. Правда, пока его подписала лишь одна управляющая компания. Но мы не теряем надежды договориться со всеми УК, будем продолжать работать в этом направлении, - подчеркнул Денис Детинкин.

На фото: Денис ДЕТИНКИН: «Переход на прямые расчеты с населением – это вынужденная мера». (Фото Диля Ахмадишина, медиагруппа «Центр»).

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Экспертное мнение. Мария Сергеева: "Фан-зона: пришло время оценки"
21 сентября
В этом году в самом сердце парка имени Кирова появилась фан-зона. Интересно, что посетить её может лю...
Форум – это праздник
20 сентября
**В преддверии Дня оружейника Глава Удмуртии Александр Бречалов на Ижевском механическом заводе, кото...
Интервью по поводу. Евгений Шумилов: «Мы родом из города оружейников»
20 сентября
**На открытии выставки «Оружие ижевских заводов» музейные работники аккуратно поправили выступавших г...
В День оружейника в Ижевске сварили 30 литров рябинового варенья
20 сентября
**В столице Удмуртии прошёл гастрономический фестиваль «Рябина Fest». Он посвящён ижевскому смыслу «р...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут