Столичные амбиции

8 октября
0

Театр оперы и балета объявил планы на юбилейный сезон

%d0%9a%d1%8c%d1%8f%d1%80%d0%b0 %d0%a2%d0%b0%d0%b8%d0%b4%d0%b6%d0%b8 %d0%b8 %d0%9c%d0%b0%d1%80%d0%ba%d0%be %d0%a7%d0%b8%d0%bd%d0%b3%d0%b0%d1%80%d0%b8 Столичные амбиции

В пятницу, 6 октября, открылся юбилейный, 60-й, сезон в Театре оперы и балета Удмуртской Республики. В планах театра в знаковый для него год – уникальная премьера и работа со звездами мировой величины.

К юбилею театр подошел в прекрасной творческой форме и с высокой планкой ожиданий, которую подняли удачи последнего времени. За предыдущие годы здесь сформировались сильные оперная и балетная труппы. Премьеры предыдущих сезонов (балеты «Баядерка» и «Спящая красавица», оперы «Турандот» и «Евгений Онегин») наполнили афишу мировой классикой и при этом стали настоящими зрительскими хитами. Впервые за долгое время театр начал гастролировать по соседним регионам и стал там культурной сенсацией – меломаны Поволжья отметили высокую культуру исполнения и отнюдь не провинциальный стиль спектаклей, позволяющий сравнивать их с постановками театров Москвы и Санкт-Петербурга. Во многих спектаклях (и оперных, и балетных) последних лет участвуют приглашенные солисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Казахстана, Италии.

Чтобы соответствовать собственному заданному уровню, театр должен представить в сезоне как минимум одну масштабную премьеру и дать зрителям возможность встретиться с первоклассными солистами. Все это главный балетмейстер театра Николай Маркелов и главный дирижер Николай Роготнев ижевской публике обещают.

Итальянские страсти

Открыл сезон 6 октября возобновленный спектакль – опера Пуччини «Тоска» с европейскими звездами в главных ролях. Заглавную партию исполнит любимица ижевской публики, итальянская прима Кьяра Таиджи – ее темпераментной игре и сильному, страстному сопрано полный зал ижевского театра рукоплескал не раз (предыдущий раз – минувшей весной). Певица говорит:

– Флория Тоска для меня – квинтессенция итальянского характера: ее эмоции кипят, как вулкан, и вся ее жизнь подчинена любви. Я счастлива, что у меня есть возможность представлять эту героиню на ижевской сцене, которая в свое время открыла мне российскую публику.

Ее сценическим партнером на этот раз станет итальянский баритон Марко Чингари, снискавший себе славу первоклассного исполнителя великих итальянских опер Верди и Пуччини. Если оперным театрам Берлина, Цюриха, Рио-де-Жанейро или даже Гонконга нужен подлинно итальянский звук и итальянский темперамент в спектакле по итальянской классике второй половины XIX века, они приглашают Чингари. В Ижевске баритон исполнит партию Скарпиа – властного, коварного противника Флории Тоски. Главный дирижер театра Николай Роготнев уточняет:

– Кьяра Таиджи уже пела «Тоску» в Ижевске, но сейчас нас ждет совсем другой спектакль, поскольку у нее будет другой партнер. Взаимодействие артистов на сцене полностью преображает спектакль, каждый из них привносит неповторимую энергетику и трактовку образа, и «Тоска» с двумя итальянцами в центральных партиях должна стать важным событием для города.

Драгоценности мирового искусства

Следующее большое событие в театре произойдет уже 8 октября. По словам режиссера Людмилы Материнской, театрализованный концерт Viva opera! станет украшением осенней афиши, драгоценным ожерельем, в котором каждое произведение – бриллиант или жемчужина музыкального искусства:

– Это будет россыпь шедевров мирового оперного искусства. Русскую оперу в спектакле представят наш великий земляк Чайковский и «певец русских страстей» Мусоргский. Италия будет представлена операми Верди, Беллини, Масканьи, Леонкавалло и Доницетти, Франция – Сен-Сансом и Оффенбахом, Австрия – Моцартом. Мы предлагаем неожиданное сценическое решение для представления этих великих сочинений: каждое будет проиллюстрировано живописными шедеврами мастеров, равных по таланту выбранным нами композиторам. Мне кажется, зрителям будет интересно сопоставить музыкальный язык Джузеппе Верди и изобразительный язык Микеланджело Буанаротти или музыку Чайковского и живопись Рафаэля Санти, Камиля Сен-Санса – и Сандро Ботичелли. Тем более что великих композиторов и художников роднит любовь к человеку как самому сложному и совершенному созданию во вселенной.

Солисты труппы в этом спектакле выступят в неожиданных для себя амплуа. Примут участие в программе Viva opera! и итальянцы Кьяра Таиджи и Марко Чингари. Триумф «Баядерки»

Обновленная афиша

Первой премьерой сезона станет мюзикл «Буратино» на музыку Алексея Рыбникова - его зрители увидят в начале декабря. Таким образом, в новогоднюю кампанию театр предложит зрителям сразу три семейных спектакля – «Буратино», «Летучий корабль» и непременного «Щелкунчика». Ставит спектакль Николай Маркелов, сценографию осуществляет петербургский художник Сергей Новиков.

Сохранятся в репертуаре театра все успешные премьеры последних лет, и солировать в них будут приглашенные звезды. Так, 28 октября в «Дон Кихоте» будет танцевать Михаил Тимаев, солист Казанского театра оперы и балета. Партию Калафа в опере «Турандот», которая будет показана в апреле в рамках фестиваля «На родине Чайковского», может спеть солист Мариинского театра, обладатель редкого по красоте и подвижности тенора Ахмет Агади.

Пустят ли зрителей за кулисы?

Рассказывая о предстоящем сезоне, Николай Маркелов спонтанно предложил неожиданную идею: организовывать посещение зрителями репетиций спектаклей – но не генеральной репетиции, когда постановка уже видна во всем объеме, а артисты и музыканты оркестра работают в полную силу, а черновой, когда еще много ошибок, когда на наших глазах происходит поиск верного решения для образа, когда, работая в повседневных джинсах и свитерах, артисты только-только вживаются в характеры своих персонажей. Именно так не знающий изнанки» театра человек может понять, какой огромный путь вся труппа проходит от начала работы над спектаклем до премьеры. Но и этим Маркелов не собирается ограничиваться:

– Большинству зрителей интересно, что происходит за занавесом, когда кончается первый акт. А мы откроем занавес и покажем, как происходит перемена огромных декораций. Как монтируются все эти дворцы и величественные пейзажи. Откуда выезжает слон в «Баядерке». И все эти профессиональные секреты мы можем раскрыть.


Самая русская опера - на ижевской сцене

Кульминацией сезона станет весенняя премьера – опера Николая Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Ставят ее чрезвычайно редко – достаточно сказать, что сейчас «Град Китеж» идет всего на трех профессиональных сценах в Европе. Постановка ожидается масштабная – бюджет спектакля предварительно оценивается в 7 миллионов рублей.

Оформит спектакль Сергей Новиков, а режиссерское кресло займет Николай Маркелов:

– Это мистическая русская опера, раскрывающая, что такое русский дух. Самая русская из всех, когда-либо написанных. Театры редко ставят «Град Китеж». Сейчас эта опера идет только в Москве, Санкт-Петербурге и в одном театре в Нидерландах. Ижевская постановка будет четвертой в мире. И, я надеюсь, она будет наиболее приближенной к замыслу композитора. Другие существующие сейчас спектакли ставили режиссеры нового экспериментального стиля и довольно далеко ушли в своих творческих поисках от того, что написано в оригинальном либретто. Мне же важно сохранить всю ту фантастику и мистику, которыми проникнута эта опера.

– Я помню, что поставить «Турандот» вы мечтали 10 лет. А вот «Град Китеж» вы в планах не называли.

– Эта тема мучила меня давно. Сначала я хотел делать балет по легенде о Китеже, и даже была собрана музыка разных композиторов, но потом понял, что танцевать о духовности очень трудно. Впервые в своей жизни я столкнулся с тем, что выразительные возможности балета не безграничны – есть темы, которые языком танца нельзя проговорить так глубоко и серьезно, как они того заслуживают. Кроме того, я пришел к выводу, что для такого сакрального сюжета, как «Град Китеж», нарезать музыку разных композиторов было бы неправильно – его имеет смысл ставить только на ту музыку, которую написал Римский-Корсаков. Стало очевидно, что нужно браться за оперу.

– Не боитесь, что зритель испугается «философской оперы»?

– Эта опера и вправду сложна и для восприятия, и для режиссуры: в ней практически нет захватывающих перипетий, зато много философии. Целые сцены, пласты смыслов отданы передаче состояний, размышлениям. И, конечно, есть риск в том, чтобы браться за оперу символа, где нет драматического сюжета, где идет поиск Идеи, Смысла, Духа. Где разговор ведется философским, даже религиозным языком (некоторые специалисты даже называют «Град Китеж» литургией). Но мне кажется исключительно важным дать современной публике пережить опыт встречи с этим произведением.

– Вы, как я знаю, мистическое воздействие этой музыки и легенды о Китеже пережили на собственном опыте.

– Да, я даже специально ездил на озеро Светлояр в Нижегородской области, с которым связана легенда о граде Китеже, мистическим образом исчезнувшем с лица земли, но продолжающем отражаться в чистых водах озера. Мне нужно было побывать в этом месте самому, ощутить его энергию. Там настоящий заповедный край, бездорожье, старые деревья вокруг – XXI век как будто исчезает, и ты оказываешься вне времени. Пока мы были в дороге, шел дождь, но как только оказались на берегу озера, небо прояснилось, вышло солнце. Я вошел в воду, окунулся и (знаю, это прозвучит фантастически) почувствовал, что стал моложе лет на 20. Исчезла вся усталость, весь груз забот упал с плеч, я будто снова стал мальчиком, с восторгом всматривающимся в прекрасный мир. Вода в Светлояре золотого цвета и пахнет ладаном. Три раза мы обошли озеро, и я ощутил, насколько это сильное, сакральное место. Церковь, старые кресты, аллея Батыя - я смотрел на все это и слышал в голове музыку Римского-Корсакова, таинственную лесную тему Февронии. Я был поражен, насколько точно композитор передал то состояние, которое испытываешь, находясь на месте волшебного града Китежа. Вслушиваясь в эту музыку, наши зрители тоже смогут его пережить.

– Нас ждет своеобразная «машина времени»?

– Работая над оперой, я погрузился в русское средневековье – много читаю, изучаю произведения искусства. Но ставить все же буду не про древность, а про русскость вообще, про ту русскость, которая существовала во все времена и не утрачена сегодня.

На фото: Кьяра Таиджи и Марко Чингари

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

В Удмуртии прошел День в музее для российских кадет
18 октября
Свои акции для кадет провели 18 музеев республики...
Что скрывается под маской
16 октября
В серии портретов Александра Чувашева цирк стал метафорой человеческой жизни...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут