Стихия красоты, отваги и мастерства.

4 февраля
0

Современный цирк принимает вызов новых технологий: на трёхмерные фильмы с цифровыми спецэффектами он отвечает спектаклями, где человек на глазах публики управляет потоком лазерных лучей, где живые звери выполняют удивительные трюки, где воздушные акробаты почти преодолевают закон гравитации. Именно такое представление, где немыслимые по сложности, эффектности и эмоциональности эпизоды сменяют друг друга на манеже, где настоящее чудо рождается непосредственно на глазах зрителей, идёт в эти дни на манеже Государственного цирка Удмуртии.

Dsc 3004 Стихия красоты, отваги и мастерства.

Чудеса на наших глазах.

Ледовое шоу «Айсберг» — без преувеличения, одно из самых красивых, романтичных и цельных представлений, существующих сегодня в российском цирке. В нём нет ни одного случайного элемента, — все номера и репризы проводят публику через весь спектр эмоций и впечатлений. Радостно хохочут при появлении эксцентричной парочки хоккеистов—любителей, лихо гоняющих по манежу на лезвиях, прикрученных прямо к валенкам. Не отрываясь, следят за полётом воздушных акробатов и с восторгом рукоплещут каждый раз, когда закрутивший в воздухе сложный прыжок артист встречает точно на траектории своего стремительного полёта надёжные руки партнёра—ловитора. Замирают от сказочной красоты номера с дрессированными попугаями ара, где, кажется, оживает детская мечта о прекрасной принцессе и очаровательном принце и их верных крылатых помощниках.

В очередной раз поражаются выдумке и возможностям человека, наблюдая за полётом и трюками юной гимнастки на канате, работающей в воздухе… в коньках. Радуются номерам с дрессированными собаками и кошками. Стараются запомнить каждое мгновение феерического светового шоу, когда дискошары рассыпают по всему залу, манежу и куполу тысячи сверкающих бликов, сквозь которые пульсируют лазерные лучи, волны, снопы света. Восклицают «не может быть!», видя моноциклистов в ярких костюмах санта—клаусов, которые с удивительной лёгкостью исполняют трюки на льду – конечно, колёса моноциклов «обуты» в ребристую, шипованную резину, но безупречного мастерства артистов это не отменяет. Как и идеального баланса и ловкости «снеговиков», прыгающих на льду через скакалки.

Синтез искусств высшего класса.

Цирковой спектакль на льду «Айсберг» — это трюки и номера, которым рукоплескала публика многих стран мира. Клоунский дуэт Просвирниных (в нём работают два Сергея, отец и сын), например, недавно получил высшую профессиональную награду – «Серебряного клоуна» международного циркового конкурса в Монте—Карло. Просвирнины «заводят» публику куражом и иронией и смело соединяют цирковое искусство с балетом и джазом. В «джазовом» номере Сергей Просвирнин—старший сначала устраивает фантастического класса «фирменное» барабанное соло, лихое, сочное, место которому – в лучших клубах Чикаго или Нью—Йорка, а потом вместе с сыном бьёт степ – со вкусом, с безупречным чувством стиля (в финале номера к ним присоединяется младший представитель династии, внук Сергея Просвирнина Алексей). А в «балетном» номере семейный дуэт переосмысливает классический танец, превращая его в бурлеск, комедию—буфф, карнавал! Просвирнин—старший говорит:

— Мне не пришлось учиться стоять на коньках, потому что я родился и вырос в Сибири, а там хоккей в крови у каждого пацана. Я много гонял шайбу в своё время и в программе использую хоккейные коньки. А вот моему сыну Сергею пришлось учиться кататься – он до участия в программе никогда на коньках не стоял. Он освоил их за год – мы готовились к участию в этом шоу заранее, очень хотели присоединиться к нему.

Номер о балете – авторский, оригинальный. Я ставил его сам, с помощью солиста Большого театра, народного артиста России Евгения Зернова. В его основе – классическое па—де—де. Именно за этот номер в прошлом году в Монте—Карло мы получили «Серебряного клоуна» — это высочайшая награда для ковёрных. Для ледового шоу номер был адаптирован, появились новые элементы, которые на ковре невозможны – когда балерина превращается вдруг в конькобежца, несущегося по кругу с криком «Дорогу!».

О своём внушительном опыте Сергей Просвирнин рассказывает:

— Если на заводе рабочему ставят трудодни, то барабанщику можно записывать «попочасы» — вот этих попочасов я за свою жизнь за барабанной установкой отсидел порядочно. Я играю не только на барабанах, но и на саксофоне, люблю джазовую музыку, хочу принести её в цирк в том или ином виде. Соединить фирменную джазовую игру с цирковым номером мечтал ещё в юности, когда поступал в эстрадно—цирковое училище. И я сделал номер, который для широкой аудитории смешной сам по себе, но искушённая в джазе публика видит, что тут все «по—взрослому». Причём я сразу понимал: если делать номер с музыкой – то по высшему разряду, иначе не стоит и браться. Стажировался в Нью—Йорке, чтобы бить степ классно. Брал частные уроки у американских и европейских барабанщиков. Мой сын играет на барабанах лучше, чем я, поэтому когда—нибудь, когда он решит работать уже самостоятельно, без меня, он сможет сделать что—то ещё более впечатляющее.

Уникальный номер.

В единственном в мире (!) аттракционе с участием белых медведей «Северное сияние» всего шесть участников – заслуженная артистка РФ Юлия Денисенко, артист Юрий Хохлов и полярные медведицы Дора, Мотя, Кнопа, Умка. С первой же минуты появления на ледовом манеже огромные медведицы (их рост – 220—230 см, вес – порядка 350 кг) покоряют зрителей непосредственным и органичным поведением: катаются по льду на животах, подгребают к умным мордам ледяную крошку, которую только что сами наскребли внушительными чёрными когтями. Когда аттракцион только создавался, его пытались насытить реквизитом, показать разнообразные возможности дрессуры. Но со временем артистам стало понятно, что гораздо убедительнее и эффектнее выглядит номер без невероятных трюков, когда внимание зрителей сосредоточено на самих медведях, на их естественном поведении.

Дрессировщик Юрий Хохлов объясняет:

— Мы с Юлией поддерживаем европейский стиль дрессуры. Он заключается в том, что животные не делают ничего, что не свойственно им в природе: не ходят по проволоке, не крутят огненные булавы, лежа вверх ногами, не ездят на велосипеде. То, как они играют с мячом в нашем номере, похоже на забавы медвежат с разными предметами. На задние лапы при необходимости медведи поднимаются и в дикой среде: у них превосходный баланс. Полярники часто видят, как белый медведь «танцует вальс», разглядывая что—то на линии горизонта. Кроме того, для нас было важно, чтобы на манеже медведи выглядели обаятельными, а не угрожающими. В нашем номере нет ни одного трюка, в котором они должны демонстрировать грозный рык или ту стремительность, с которой охотятся.

Чтобы работать с белыми медведями, нужно уметь дружить с ними, уметь договариваться. Ни в коем случае нельзя наказывать, заставлять делать то, чего им не хочется. Я для них папа – заботливый и строгий. А Юлия – мама, подруга, сестра в одном лице.

— Как вы встретились с вашими белыми партнёршами?

— Все четыре медведицы взяты (а, по сути, спасены) из дикой природы – двадцать лет назад это было ещё возможно. Мир белых медведей – это жёсткий мир выживания. Если взрослый самец обнаруживает медвежат, он их убивает – избавляется от будущих конкурентов за территорию и пищу. Если мать погибает (браконьеры не щадят даже кормящих медведиц), то у медвежат нет шанса выжить. Если медведица голодает сама, то и малыш обречён. Специалисты знают – белые медвежата в природе гибнут часто. Раньше учёные, наблюдающие за полярными животными в естественной среде обитания, сообщали, когда находили медвежонка—сироту. Попасть в зоопарк или цирк для такого малыша было единственным шансом на спасение. Когда я летал забирать очередного медвежонка—сироту, меня сопровождала представительница партии «зелёных» из Европы. Зоозащитники должны были убедиться, что происходящее – на благо животному. И когда мы забрали эту маленькую медвежку, зоозащитница расцеловала меня в обе щеки, потому что увидела – спасён зверь, который в другом случае был бы обречён.

Зоозащитницу звали Дороти, и медвежонка я назвал в её честь – это наша Дора. Мы окружили их такой заботой, которая в дикой природе невозможна. В природе двадцатилетний медведь уже не может охотиться – он не догонит добычу и погибнет от истощения. Наши животные, которым исполнилось уже 19 лет, едят мясо (говядину любят, а свинину – не очень), рыбу (минтай, мойву и горбушу), творог, молоко, яйца, рыбий жир, морковь. Летом очень любят арбузы (а вот к дыням совершенно равнодушны). Яблоки любят только одного сорта – голден, и мы с радостью выполняем их капризы.

Фото Сергей РОГОЗИН

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Тайны боёв в Крыму
19 апреля
Рассекречены документы о битве за Севастополь...
Пригласительный билет.
18 апреля
Приглашение на культурные мероприятия, запланированные в Ижевске в ближайшее время. ...
«Птица счастья» сегодняшнего дня
11 апреля
**Полька сменяет русские народные танцы, через пару минут все кружатся в танго, а после – страстное ф...
Картина маслом
8 апреля
**Много лет находившиеся в опасных условиях живописные полотна из коллекции музея перевезены в центр ...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут