Потомки ижевских мастеровых, объединяйтесь!

29 июля
0

В Удмуртии новая общественная организация восстановит забытые страницы истории

%d0%bc%d0%b0%d1%81%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%be%d0%b2%d1%8b%d0%b5 %d0%be%d0%b1%d1%8a%d0%b5%d0%b4%d0%b8%d0%bd%d1%8f%d0%b9%d1%82%d0%b5%d1%81%d1%8c Потомки ижевских мастеровых, объединяйтесь!

Об ижевских кафтанщиках в советские годы было накрепко забыто. А так как многие из их семей участвовали в Ижевско-Воткинском восстании на «неправильной» стороне, то и в семьях, оставшихся в родном городе, воспоминания о прадедах, дедах и отцах не приветствовались. Оберегая детей от опасной информации, родители умалчивали всю правду, и сегодня получилось, что некоторые внуки и правнуки даже не догадываются о славном прошлом своих предков, не знают их имен, не гордятся ими.

Первым историком, громко заявившим в своих книгах и статьях об этом исключительно ижевском феномене, стал Евгений Шумилов. Он настаивал, убеждал, пропагандировал, и в результате образ бородатого ижевского мастерового в длиннополом кафтане и цилиндре стал привычным для горожан. На площади Оружейников был установлен им памятник, а возле школы № 24 на Советской - веселый ироничный Крокодил: название этого экзотического зверя прилипло к ижевским рабочим с легкой руки остроумных вятчан, которые добродушно подтрунивали над ними.

Что объединяет Данилу-мастера и ижевского рабочего

Первого апреля этого года в Ижевске было создано Общество потомков ижевских мастеровых. Председателем его избран Василий Борисович Шестаков.

– Мы хотели поначалу, чтобы это общественное объединение включало только потомков кафтанщиков, - рассказывает он. – Но потом подумали-подумали – кафтанщиков было не так много. По последним данным Евгения Шумилова – 599 (600-м символическим стал в недавнее время еще при его жизни Михаил Тимофеевич Калашников). Зато мастеровых, (по-современному - рабочих) в Ижевском заводе, который объединял два – сталелитейный и оружейный, - гораздо больше.

– Как создавалось общество, по чьей инициативе?

– Его сердцем и идейным вдохновителем стал Музей Ижевска и его директор Марина Рупасова, а также Евгений Федорович Шумилов, который многие годы читал лекции по истории города. В результате при музее собрался клуб краеведов, музейщиков и историков. Мы и решили: все созрело, чтобы для сохранения историко-культурного наследия нашего города и ижевской ментальности как части городской идентичности создать такое общество.

Что такое ижевская ментальность? Чем ижевчане отличаются, допустим, от пермяков, нижегородцев, жителей старинной Вятки и других городов?

Эта тема давно волнует краеведа Юлию Гулакову. Психолог по специальности, собирая материалы о своем родословном древе и предках, она пытается вычленить особенности поведения и образа жизни ижевчанина.

– Ментальность - бессознательная структура, которая передается из поколения в поколение родителями. Свою уникальную ментальность, связанную с особым образом жизни, имели дореволюционные предки ижевчан, и их потомки сохраняют ее.

Ее черты связаны с особенностями уральской горнозаводской цивилизации. С одной стороны, мы часть Урала как промышленного региона, где главный архетип – Мастер с культом труда, а центр поселения – завод как главная ценность. Все остальное служит для завода и его производственной деятельности. С другой стороны – удмуртская земля с песнями, мифами, легендами, язычеством, где обожествлялись все стихии – вода, огонь, металл. Ижевск – это сплав промышленного мировоззрения и языческой ментальности. На всем Урале этот сплав промышленного с остатками разных национальных языческих особенностей существует. Это зафиксировано в сказаниях Павла Бажова о Даниле–мастере и Хозяйке Медной горы, о волшебном олене, высекающем копытами драгоценные камин. Данила-мастер близок ижевскому мастеровому.

Кто на фотографии?

– Другая задача новой общественной организации – сохранение историко-культурного наследия города, - продолжает Василий Шестаков. - А это весь массив ижевской культуры – материальной и духовной: фотографии, здания, семейные истории, вся среда, в которой жили люди. В третьем-четвертом поколении все это теряется. Если мы сегодня не сохраним свидетельства прошлого конца XIX – начала XX века, то все это навсегда исчезнет.

Сегодня Общество потомков ижевских мастеровых собирает все, что можно еще найти. Мы работаем в архивах, восстанавливаем родословные древа, отыскиваем на чердаках и в семейных альбомах старинные фотографии. Порой приходится хватать за хвост исчезающую натуру. Вот, к примеру, эта фотография, которую мы впервые выставляем на всеобщее обозрение в «Удмуртской правде». На ней неизвестный ижевский кафтанщик, возможно, с семьей. Ее мне предоставил Арид Гильфанов. Кто этот мастеровой, как его имя? Может быть, кто-то из читателей опознает этих людей и сообщит нам через редакцию?

Нет сомнения, что это действительно ижевский кафтанщик. Кафтаны давались лучшим рабочим и в других российских промышленных городах - Златоусте, Воткинске, но покрой наших отличался. Они всегда были длиннополыми, обшитыми золотыми галунами. Главное же отличие наших кафтанщиков в том, что это была официальная награда Российской империи: списки награжденных ежегодно утверждал своей подписью лично государь император, а в остальных регионах – губернаторы или главы уездов. Первые наградные кафтаны были пожалованы ижевским мастеровым в 1819 году, последние – в 1915-м. Пока мы изучаем их историю. Возможно, кафтаны шили мастерицы, жившие на Вшивой горке (там сейчас бывший Дворец пионеров). Они носят черты русского народного мужского костюма. Дополнены аристократическими аксессуарами – цилиндром, тростью и перчатками. Награжденные работники - рабочая элита - должны были присутствовать при полном параде на всех церковных, заводских и местных праздниках в полном облачении и стоять особняком от всех рядом, плечом к плечу. Все технологии в то время были секретными, и кафтанщики передавали мастерство только своим детям. Так формировались рабочие династии.

Деды и прадеды

Для активистов новой общественной организации все началось с интереса к истории собственной семьи. Вот и Василий Борисович засел в архиве и открыл материалы, которые заставили его изменить всю свою жизнь, посмотреть на свой город, семью и себя другими глазами.

Он нашел в списке награжденных кафтанщиков четверых своих предков. Это дважды кафтанщик Федос Шестаков, его брат Кузьма Шестаков, по материнской линии – Иван Болтин и Петр Викулов. Они работали на разных участках производства Ижевского завода – ствольщиками, кузнецами, прокатчиками и получали свои императорские награды с 1851 по 1914 год. А фамилия первого представителя рода Шестаковых на Ижевском заводе – Филата Лукяновича - зафиксирована в документах 1828 года.

Узнав об этом, Василий Борисович задумался: а как столь долгая история жизни предков, работавших на Ижевском заводе, отразилась на нем?

– Ничего не зная о своем родословном древе, я пошел учиться в Индустриальный техникум, - рассказывает Василий Шестаков. - Техникум закончил и начал работать на Машиностроительном заводе - как раньше назывался нынешний Концерн «Калашников». Попал именно на оружейное производство. Собирал затворы АК-74. Наверное, сами предки меня туда привели, потому что, как впоследствии выяснилось, я ижевский оружейник в шестом поколении. Вот оно – проявление ижевской ментальности, о которой говорила Юля.

Изучение родословной Юлия Гулакова начала с неожиданной находки старинной фотографии, на которой изображены мастер-кафтанщик с женой. Оказалось, что это ее прапрадедушка и прапрабабушка – Михаил и Дарья Мокрецовы, по фамилии которых назван один из переулков Ижевска, где жила семья, называли Мокрецовским. Позднее дед Михаил построил дом на улице Куренной, ныне – Красной, который сохранился до сих пор. Дед оставил о себе память как мастер золотые руки. От природы был награжден смекалкой и склонностью к изобретательности, за что пользовался большим уважением среди рабочих и имел выборную общественную должность. Кафтан ему дали, по воспоминаниям родственников, за некое изобретение, которые было высоко оценено на производстве.

– Мистические совпадения с наклонностями и талантами предков отметила в себе и Юлия Гулакова. Как психолог она участвует в подготовке беременных женщин к родам. Каково же было ее удивление, когда она узнала, что ее бабка Дарья Мокрецова была целительницей, повитухой, выправляла надорвавшимся на тяжелой работе мастеровым грыжи!

Брендинг территории

Одно дело – обозначить общество на бумаге, заказать печать, принять устав и прочее, другое - реально участвовать в воссоздании исторической памяти жителей города. Какие шаги к этому уже делаются?

– Сразу скажу, что членом нашего общества может стать любой человек, который разделяет наши интересы и изучает свою родословную, даже если он не является потомком мастеровых или кафтанщиков Ижевского завода. В нашем активе пять человек, их хорошо знают ижевчане. Это, кроме нас с Юлей, Марина Рупасова, Евгений Селивановский, редактор журнала «Иднакар» Алексей Коробейнков. А всего человек двадцать. Каждый занимается своим направлением. Селивановский готовит сейчас к выпуску второй альбом фотографий Ижевска. Марина Борисовна в музее со своими сотрудниками «пишут» историю экспонатами и выставками – Ижевск взбудоражил приезд потомков одного из генералов, управляющего Ижевским заводом Ивана Новикова, и выставка о его жизни. Коробейников ориентирует журнал «Иднакар» как научно-историческое издание, где печатаются статьи с новыми фактами, найденными в архивах, увлекательные версии и гипотезы, кроме того, он издал около двадцати своих книг об Ижевско-Воткинском восстании. Члены нашего общества проводят экскурсии по старинному Ижевску. Я вхожу в состав общественно-экспертного совета Агентства по сохранению наследия Удмуртской Республики, Юля - в Градостроительный совет города. Участвуем в городских слушаниях.

30 мая в Ижевск из Москвы приезжала съемочная группа художественного сериала, пока условно называемого «Кафтанщики». Если у них все сложится и начнутся съемки, мы будем их консультировать.

Если обобщить сказанное, то сегодня Общество потомков ижевских мастеровых занимается брендингом территории, раскручивая уникальную историю города и завода. И первые ласточки полетели. Кафтанщики Ижевска интересуют киношников, писателей, например, Алексея Иванова. Их жизнь так и просится в увлекательный оригинальный сюжет. Да и туристы, инвесторы скорее заинтересуются городом, который имеет свое неповторимое лицо.

– Мы живем в кризисе, и для того чтобы общество вышло из него, требуется восстановить наш главный ресурс – корни, историю, какова бы она ни была, не деля ее на красную, белую и черную, - считает Юлия Гулакова. - Это нужно, чтобы у наших детей было будущее. Без этого мы, как пылинки, которые несет по ветру.

Фото автора

.

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Полицейский батальон
20 августа
В сфере внимания патрульно-постовой службы не бывает спокойных дней...
Жители Удмуртии вместе со всей Россией отметят День Государственного флага
20 августа
Праздничные мероприятия, посвящённые этому событию, пройдут во вторник, 22 августа во всех муниципаль...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут