Полный цикл бюджетного контроля. Роль контрольно–ревизионных органов в социально–экономической сфере

1 ноября
0

В современных условиях в Российской Федерации проблема финансирования социальной сферы приобретает особое значение и становится одной из ключевых. Россия провозглашена социально ориентированным государством, что подразумевает приоритетное финансирование социальных расходов и первостепенное значение социально–бытовой инфраструктуры в развитии человеческого потенциала. Конституция РФ гласит, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

%d0%ba%d1%80%d1%83 %d0%bc%d0%b8%d0%bd%d1%84%d0%b8%d0%bd%d0%b0 Полный цикл бюджетного контроля. Роль контрольно–ревизионных органов в социально–экономической сфере

Социально ориентированная экономика

Формирование социально ориентированной экономики предполагает создание нормальных условий жизни людей, удовлетворение духовных потребностей, способствующих повышению качества жизни населения; формирование эффективной системы социальной защиты населения. Для того, чтобы социальная сфера получала приоритетное развитие, необходимо обеспечить и приоритетное поступление средств в эту сферу.

Главной целью социальных расходов является повышение материального и культурного уровня жизни населения соответствующего региона. Социальные расходы государства включают расходы на образование, социальную политику, здравоохранение, физическую культуру и спорт, культуру и искусство. Однако на развитие человеческого капитала влияет гораздо более широкий круг расходов, это затраты на содержание и развитие жилищно–коммунального хозяйства, расходы, осуществляемые государством через государственные внебюджетные фонды.

Расходы государства на социально–культурные мероприятия являются финансовой гарантией получения гражданами необходимого уровня социальных услуг, закреплённого в основном законе страны. Возможности по развитию человеческого капитала и решению всего комплекса социальных проблем зависят, в первую очередь, от финансовых возможностей органов власти. Бюджетные средства являются основным источником финансирования социально–культурной сферы.

За эффективное использование средств

Сложившаяся тенденция сокращения расходов бюджетов на социальную сферу многократно увеличивает требования к управлению расходами бюджетов бюджетной системы, к разработке успешной финансовой тактики и стратегии. Организация надлежащего контроля за использованием бюджетных средств является важнейшим условием построения социального и благополучного государства, защиты интересов его граждан. В таких условиях на первый план выходит государственный финансовый контроль. Его задача состоит в обеспечении рационального, эффективного и законного использования государственных средств, повышении эффективности финансовой политики государства.

Одним из органов государственной власти, осуществляющим государственный финансовый контроль, является Федеральное казначейство и его территориальные органы. В соответствии с законодательством Российской Федерации на них возложены полномочия по контролю и надзору в финансово–бюджетной сфере: контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации; контролю за полнотой и достоверностью отчётности о реализации государственных программ, а также полномочия по контролю за использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно–коммунального хозяйства, контролю за использованием средств, формирующих фонды капитального ремонта на счетах регионального оператора.

Иными словами, казначеи осуществляют полный цикл бюджетного контроля: от предварительного, проводимого в момент совершения операций, до последующего, осуществляемого по результатам исполнения бюджета, а также применяют меры ответственности к лицам, совершившим нарушения действующего законодательства.

Значимая роль отводится последующему контролю. Так, за 9 месяцев 2018 года Управлением Федерального казначейства по Удмуртской Республике проведено 62 контрольных мероприятия, в том числе 43 контрольных мероприятия (69,4%) на объектах социально–экономической сферы. В их число входят: проверки соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета в рамках государственных программ: на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог; реконструкцию набережной, центральной площади, сетей электро– и водоснабжения в г. Сарапул; развитие сельских территорий. Проведены проверки использования средств, выделенных на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, на поддержку государственных и муниципальных программ формирования современной городской среды, благоустройство дворовых территорий, проверены средства федерального бюджета, выделенные федеральным учреждениям высшего образования. Ежегодно УФК по Удмуртской Республике проверяется использование средств у региональных операторов, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, а также использование средств Фонда содействия реформированию жилищно–коммунального хозяйства, предоставленных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. На особом контроле находятся средства Резервного фонда Президента Российской Федерации на строительство объектов социальной сферы.

Объём охваченных проверками средств составил 24,8 млрд. руб., из них 6,45 млрд. руб. (26%) на объектах социально–экономической сферы.

Какие нарушения выявлены

При проведении контрольных мероприятий было выявлено нарушений на общую сумму 756,5 млн. руб., из них на объектах социально–экономической сферы – 255, 8 млн. руб. (33,8%). Наиболее существенные из них нарушения, связанные с:

– использованием межбюджетных трансфертов с нарушением условий их предоставления;

– недостижением показателей результативности госпрограмм;

– недостаточным контролем за подведомственными учреждениями или учреждениями, получающими средства субсидий со стороны уполномоченных министерств, контроля и надзора по объектам строительства;

– нарушениями при предоставлении социальных выплат;

– нарушениями в постановке граждан на учёт для предоставления социальных выплат;

– невыполнением или несвоевременным выполнением этапов программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Удмуртской Республике;

– неосуществлением сноса аварийных жилых многоквартирных домов;

– предоставлением недостоверной отчётности о выполнении государственных программ;

– нарушениями правил ведения бухгалтерского учёта, учёта имущества;

– отсутствием претензионной работы по исполненным с нарушениями контрактам;

– нарушениями законодательства о контрактной системе;

– и другие.

Проверки расходов на строительство и капремонт

Существенный объём средств, выделяемый на социально–экономическую сферу, занимают расходы на строительство и капитальный ремонт. Для эффективного проведения таких проверок органами Федерального казначейства привлекаются специалисты в области строительства, что позволяет выявлять такие нарушения, как оплата завышенных объёмов работ, оплата работ, выполненных с нарушением технологических правил производства работ, оплата работ, расценки по которым не соответствуют выбранной по проекту технологии, а также другие нарушения и недостатки. Сумма выявленных нарушений по их заключениям составила 23,2 млн. руб. По результатам проверок, на основании направленных Управлением Федерального казначейства по Удмуртской Республике представлений, предписаний, объектами контроля в адрес подрядчиков направляются претензии о приведении работ в соответствие или возврате средств, направляются исковые заявления в суд, недостатки частично устраняются в рамках гарантийных обязательств. За 9 месяцев 2018 года общая сумма устраненных нарушений составила 35,3 млн. руб., в том числе по результатам контрольных мероприятий в социально–экономической сфере – 34,6 млн. руб. (98,0%). Взыскано в доход федерального бюджета 30,3 млн. руб. на основании уведомлений о применении бюджетных мер принуждения в соответствии с приказами Министерства финансов Российской Федерации.

Результат – эффективность

По результатам контрольных мероприятий объекты контроля видят нарушения и недостатки в своей деятельности и оперативно принимают меры по их устранению и недопущению их в дальнейшем. Кроме того, объектам контроля постоянно рекомендуется осуществлять внутренний контроль за эффективным и целевым использованием бюджетных средств, что впоследствии позволит им предотвращать повторное допущение аналогичных нарушений и осваивать средства в соответствии с законодательством. Только тогда социальная сфера получит достойное развитие, когда каждый рубль достигнет своего назначения.

Таким образом, роль контрольно–ревизионных органов в социально– экономической сфере заключается в том, чтобы в ходе реализации социальных функций государства был осуществлён эффективный контроль за расходованием средств, выделяемых на развитие социальной сферы как на уровне объектов контроля, так и на уровне органов государственной власти, наделённых данными полномочиями.

Развивая систему контроля, в дальнейшем можно достичь повышения эффективности бюджетного финансирования социальной сферы и на этой основе повышения качества жизни населения – как основной цели проведения социально–экономической политики государства. При этом наличие развитой системы контроля является обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны, гарантией улучшения общей социальной и экономической ситуации в стране, снижения количества правонарушений в финансово–хозяйственной деятельности государства.

Подготовлено УФК по Удмуртской Республике


В ТЕМУ

95 лет КРУ Минфина России

В соответствии с Указом Президента РФ от 02.02.2016 г. № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово–бюджетной сфере» и постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово–бюджетной сфере» функции по контролю и надзору в финансово–бюджетной сфере переданы в Федеральное казначейство.

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Alibaba и eBay дадут уроки удмуртским предпринимателям.
16 ноября
**В пятницу, 16 ноября, в Ижевске выступят руководители представительств Alibaba и eBay в России. Они...
Юкаменский район: от туризма до льнозавода.
15 ноября
**Сельчане развивают свою территорию, но и помощь республики им трубеется. Начиная свою работу на по...
Постпредство Удмуртии: перезагрузка продолжается.
15 ноября
За большим количеством маленьких шагов придёт успех. **«Перезагрузка» постоянного представит...
Тенденции на отечественном и зарубежных рынках обсудили на форуме «Сделано в Удмуртии».
15 ноября
**В рамках Республиканского форума «Сделано в Удмуртии» в Ижевске состоялся круглый стол «Перспективы...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут