Пациентам с улицы Победы повезло: поликлиника № 2 – лидер бережливого производства в стране

26 апреля
0

В Городской поликлинике № 2 (Ижевск) спокойно, уютно. На подоконниках – ухоженные растения, на стенах – стильно оформленная информация. Очереди на приём к докторам совсем небольшие. Страховой представитель организации «Капитал. Медицинское страхование» Екатерина Мосова «посетовала»: пациенты так быстро меняются, так скоро попадают на приём, что есть сложности с анкетированием.

%d0%b1%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%b6%d0%bb%d0%b8%d0%b2%d0%b0%d1%8f %d0%bf%d0%be%d0%bb%d0%b8%d0%ba%d0%bb%d0%b8%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%b0 %d1%81 %d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0 %d0%93%d0%a1 %d0%a3%d0%a0 Пациентам с улицы Победы повезло: поликлиника № 2 – лидер бережливого производства в стране

Кто-то в ожидании вызова смотрит телевизор (его установили по просьбе пациентов), кто-то подходит в холле к аппарату и, положив руку в его «рукав», самостоятельно измеряет артериальное давление и пульс. Этот аппарат может успокоить: «Аритмия не выявлена». И насторожить: «Гипертония, степень I, проконсультируйтесь у врача».

Будущие отцы, сопровождающие своих беременных жён в женскую консультацию, времени не теряют: в «уголке для пап» достают из ящика пупсов величиной с младенца и учатся их одевать.

Навигация – указатели на полу и стенах – приведёт вас на нужный этаж, а там… В поликлиниках Ижевска я такого ещё не встречала: номера не только на дверях кабинетов, но и на флажках, расположенных перпендикулярно дверям. Заходишь в холл и сразу видишь, где какой кабинет.

19 апреля в этой поликлинике, первой в России получившей сертификат соответствия требованиям менеджмента бережливого производства, состоялось выездное заседание Президиума Госсовета УР, которое вёл Председатель Госсовета УР Алексей Прасолов. Первый вопрос повестки дня – «О создании новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь в Удмуртской Республике». О том, как внедрялись бережливые технологии, создавалась новая модель поликлиники, рассказала Нина Капачинская, главный врач Городской поликлиники № 2:

– Бережливое производство – это научная организация труда, известная ещё в советское время. Потом эти технологии переняли японцы. Через годы разработки вернулись в Россию, стали использоваться при производстве «КамАЗов». Но методик бережливого производства в здравоохранении в России никогда не было. Их разработали участники пилотного проекта «Бережливая поликлиника» – лечебно-профилактические учреждения Калининграда, Севастополя, Ярославля и Ижевска.

Убрали «стёкла»

– Начали с того, – продолжила выступление Нина Евгеньевна, – что досконально изучили, сколько минут пациент проводит в очереди в регистратуру, как долго сидит у кабинета врача. Интересовались, удовлетворён ли пациент беседой с доктором. Первым делом преобразовали регистратуру. Она стала открытой.

Нет стекла, отделявшего пациента от регистратора. Ввели электронную запись в регистратуру. Это для того, чтобы люди не толпились, чтобы никто «не стоял над душой». Не сразу новшество прижилось, и Нина Капачинская даже ходила в Сбербанк узнать, сколько времени его посетители привыкали брать в инфомате талон и ждать, когда на табло высветится указанный на талоне номер. Ей ответили: на это ушло два года. В апреле открытой регистратуре поликлиники как раз исполнилось два года. Суеты у регистратуры нет.

Больше времени на беседу

Нина Капачинская рассказала и о том, как вводили электронные амбулаторные карты, электронный документооборот. Когда всё это ещё только планировали, пожилые сотрудники заявили: «Уйдём на пенсию!». А потом эмоции улеглись, сотрудники освоили компьютер и тем самым высвободили себе время для беседы с пациентами во время приёма.

Бережливая поликлиника – это бережное отношение как к пациентам, так и к сотрудникам. Если работник чем-то не доволен, он не окажет качественную медицинскую помощь.

– Наша профессия по психологической классификации называется «человек – человек», – отметила Нина Евгеньевна. – Нам надо было воспитать и самих себя, и наших пациентов. Провели психологические тренинги, повысили устойчивость к стрессам, научились не допускать конфликтных ситуаций. Организовали для сотрудников комнату отдыха, отдельные раздевалки (раньше медицинские работники хранили верхнюю одежду в шкафу прямо в кабинете). Подняли зарплату.

Возродили соревнование, по итогам которого сотрудники получают поощрение. При пиковой нагрузке, например, во время эпидемии, приём пациентов ведут и заместители главного врача. Эффективно используются в поликлинике и материальные ресурсы. Нина Евгеньевна показала склад, где медикаментов не так уж и много. А больше и не надо: всё заказанное поставщики доставляют в течение трёх-семи дней.

От цели к цели

Совершенствованию нет предела. Главный врач показала это на примере диспансеризации. Сначала улучшили организацию диспансеризации, которую люди проходят один раз в три года. У отделения, где она осуществляется, – отдельный вход. В поликлинике – одна лаборатория. Но пациенты, пришедшие на диспансеризацию, сдают кровь тут же, в здоровом отделении, с больными людьми они не пересекаются. Благодаря тому, что исследования в лаборатории были автоматизированы, результаты анализов становятся известны в тот же день. Полноценную диспансеризацию пациент проходит не за несколько дней, как прежде, а всего за один день.

А теперь поликлиника восстанавливает диспансеризацию хронических больных. Такие пациенты должны приходить в поликлинику или раз в полгода, или раз в три месяца. Скажем, пациенты с язвенной болезнью желудка должны сдавать анализы и приходить на осмотр к терапевту один раз в полгода. Нина Капачинская рассказала и о том, как выстраиваются взаимоотношения со специализированными центрами республики. При необходимости врач поликлиники не только направляет пациента на консультацию в онкодиспансер, но и сам записывает его на приём. Говорит: «Все ваши данные будут у онколога».

Алексей Прасолов поинтересовался, передаёт ли поликлиника свой опыт другим лечебно-профилактическим учреждениям. «Ничего не таим», – заверила его Нина Евгеньевна. Министр здравоохранения Удмуртии Игорь Титов чуть позже скажет, что два года подряд в Ижевске проводились международные лин-конференции, с опытом бережливого производства в Удмуртии ознакомились коллеги из самых разных регионов страны.

Детский санаторий «Юськи», например, первым в России стал работать по федеральному пилотному проекту «Бережливый санаторий». В результате за год оздоровление в нём прошло втрое больше детей, во столько же раз уменьшилось время приёма детей во время заезда.

Улучшив логистику, в бережливых поликлиниках за 4-5 месяцев втрое сократили время ожидания врача у кабинета, вдвое увеличили время непосредственного общения врача с пациентом. К 2020 году все поликлиники республики, в том числе специализированные, будут работать по-новому,

технологические процессы в них станут более рациональными. В 2019 году бережливые технологии внедряются в онкологической службе республики, причём и в стационаре, хирургическом блоке. В России такие проекты пока единичны. В конце заседания заместитель Председателя Госсовета УР – председатель постоянной комиссии по здравоохранению, демографической и семейной политике Надежда Михайлова предложила коллегам поддержать решение президиума о том, что опыт Городской поликлиники № 2 нужно перенести в другие лечебные учреждения республики. Особенно много проблем в сельском здравоохранении. Поэтому предстоит отработать процесс бережливого производства в одном из сельских районов. Предполагается, что это будет Воткинский район.

Коротко

Первоначально поликлиника, которая сейчас называется Городской поликлиникой № 2 (находится в Ижевске на улице Ракетной), относилась к заводу «Нефтемаш» и обслуживала работников этого предприятия. Постепенно к ней было прикреплено и население, не имеющее отношения к «Нефтемашу»: люди, проживающие на улицах 40 лет Победы, Камбарской, Ленина и других. В поликлинике 13 терапевтических участков, есть практически все узкие специалисты, необходимые для оказания медико-санитарной помощи в первичном звене здравоохранения.

К поликлинике прикреплены 27 тысяч жителей. Это тот максимум, при котором возможно качественное медицинское обслуживание. Первой в России поликлиника получила сертификат соответствия требованиям менеджмента бережливого производства.

Мнения

Тамара МОШКИНА:

– В поликлинике № 2 мне очень нравится. Пришла сюда утром. Назначили укол и тут же его поставили. Сдала биоматериал на анализ – через 40 минут будет результат, и я снова пойду к участковому врачу. Я всем рассказываю, как хорошо в этой поликлинике всё организовано. Уже и сын хочет перейти сюда.

Светлана, жительница улицы 40 лет Победы:

– Три года назад я переехала на улицу 40 лет Победы и прикрепилась к Городской поликлинике № 2. В тот же год прошла диспансеризацию и очень удивилась, что на неё у меня ушёл всего один день. Я из тех пациентов, кого трудно «затащить» в поликлинику, но её сотрудники сами звонят и приглашают на обследование. В апреле предложили пройти маммографию, причём – в субботу. Обследование проходило в порядке очереди, ждала недолго.

В ТЕМУ

Опыт – в тираж

Наталья ЗЯМАЕВА,

главный врач Малопургинской районной больницы, депутат Госсовета УР:

– В поликлинике нашей больницы тоже внедряется бережливое производство. Мы провели хронометраж - сколько часов пациент тратит на посещение поликлиники, установили доски, на которых пациенты могут написать претензии и предложения по улучшению работы поликлиники. Ознакомились с опытом работы трёх поликлиник Ижевска, а также - Можгинской районной больницы. В результате некоторые процессы уже удалось усовершенствовать.

Введены электронная запись на приём к врачу, электронный документооборот. Диспансеризация проходит у нас в отдельном блоке. Здесь и ЭКГ, и другие обследования. Раньше на диспансеризацию человек тратил 3-4 дня, а сейчас всего один день.

Однако остаются трудности с очередями. Наша поликлиника обслуживает 34 тысячи человек. Восемь тысяч из них проживают в Малой Пурге, остальные – в районе. Пациентам из деревень приходится приспосабливаться к расписанию автобуса. И если, скажем, пациент записался на десять часов утра, а приехал в Малую Пургу в восемь, то целых два часа вынужден сидеть в поликлинике и ждать приёма. Поэтому, не имея возможности повлиять на график движения автобусов, мы советуем пациентам, живущим в центре района, приходить на приём к врачу не утром, когда приезжают пациенты из деревень, а во второй половине дня.

Завершили работу по восьми направлениям бережливого производства и начали работать над тремя новыми направлениями. Это оптимизация диспансерного наблюдения пациентов с артериальной гипертонией, диспансерного наблюдения детей-инвалидов и оптимизация работы системных администраторов, обслуживания компьютерной техники.

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Автор статьи

1021030 Галина АНИЩЕНКО редактор отдела писем, Заслуженный журналист УР Все материалы этого автора

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут