От «культурной провинции» до культурного центра мирового значения. За полтора десятилетия сфера культуры в республике получила мощный толчок для развития

1 марта
0

Годы «перестройки» были самым драматичным временем для сферы культуры. Театры теряли зрителей (те «дорвались» до коммерческих антреприз с участием сериальных звёзд и с азартом смотрели низкопробные, на грани фола комедии с двумя стульями и диваном в качестве реквизита), ветшали без ремонта, и чтобы выжить, сдавали часть площадей арендаторам. Во дворцах культуры открывались стихийные рынки, кинотеатры были проданы частному бизнесу и перестроены в рестораны и автосалоны. Только в «нулевых» началось восстановление и расширение «культурной» инфраструктуры, инициированное государственными структурами, за которым последовало возрождение искреннего интереса жителей республики к искусству высокого класса.

%d1%80%d1%83%d1%81%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%b4%d1%80%d0%b0%d0%bc%d1%82%d0%b5%d0%b0%d1%82%d1%802 От «культурной провинции» до культурного центра мирового значения. За полтора десятилетия сфера культуры в республике получила мощный толчок для развития

Если в конце 1990–х Удмуртия превратилась в культурную провинцию, то в последние полтора десятилетия она «отыгрывает» себе статус одного из самых интенсивно развивающихся культурных центров с превосходными объектами инфраструктуры, которые позволяют осуществлять самые смелые и интересные проекты.

Материально–техническая база учреждений культуры начинает укрепляться и развиваться в начале 2000–х. Своеобразным рубежом не только между веками, но и культурными эпохами стал снос старого здания ижевского цирка, который произошёл в декабре 1999 года. С этого времени, с каждым годом набирая обороты, в республике строятся, реконструируются и капитально ремонтируются десятки объектов культуры, начиная с сельских школ искусств и районных домов культуры и заканчивая крупнейшими театрами, музейными комплексами и центрами культурного наследия. Укрепление и развитие материально–технической базы позволило профессионалам и любителям сферы культуры получить достойные, соответствующие требованиям сегодняшнего дня условия для работы. Эта основа дала возможность создавать спектакли и выставки, проводить фестивали и культурные форумы самого высокого уровня. «Удмуртская правда» при участии Министерства культуры и туризма УР предлагает вспомнить самые важные этапы возрождения отрасли культуры в Удмуртии.

2000–2005 гг. – Строительство циркового комплекса «Государственный цирк Удмуртии», включающего гостиницу, технические помещения и зал на 1770 мест с самыми современными на тот момент в регионах России звуком, светом, лазерной техникой и машинерией.

Строительство комплекса обошлось в 1,2 миллиарда рублей. В 2008 г. Государственный цирк Удмуртии стал площадкой для Международного циркового фестиваля в Ижевске, который быстро занял место одного из главных культурных событий республики (ежегодно его посещает около 20 тысяч зрителей), одного из крупнейших профессиональных фестивалей в России (за 10 лет его участниками стали 1,5 тысячи артистов с пяти континентов) и сделал Ижевск и Удмуртию узнаваемой территорией на мировой карте циркового искусства от Китая до Монте–Карло.

2004 г. – Открытие Музейно–выставочного комплекса им. М.Т. Калашникова, который сегодня по праву входит в число самых узнаваемых и посещаемых культурных объектов Удмуртии.

2008 г. – В Ижевске сдана первая очередь Зоопарка. Зоологический парк Удмуртии стал местом притяжения для жителей республики и гостей из соседних регионов. Сегодня ижевский зоопарк по оценке профессионального сообщества входит в число лучших зоопарков не только России, но и Европы. Ежегодно его посещает более 600 000 человек, что сопоставимо с численностью жителей самого Ижевска.

2008 г. – Реконструкция монумента «Навеки с Россией» и восстановление Михайловской колонны в Ижевске.

2008 г. – Строительство Дома культуры с современным залом на 500 мест в посёлке Кизнер.

2009 г. – Капитальный ремонт в Государственном театре кукол УР. Оборудован зал со специальными креслами, которые позволяют с одинаковым удобством смотреть спектакли и взрослым зрителям, и малышам. Обновлённый вид фасада театра с построенной башенкой–шпилем становится одним из архитектурных символов культурного Ижевска.

2010 г. – Капитальный ремонт районного дома культуры в п. Кез и русского сектора в архитектурном музее–заповеднике «Лудорвай» (Завьяловский район). С этого времени специальные программы музея–заповедника становятся более насыщенными, что позволяет привлекать на праздники в «Лудорвай» всё больше посетителей не только из Удмуртии, но и из других регионов.

2011 г. – В сентябре завершается реконструкция ДК «Ижмаш» под Государственный русский драматический театр. Республика вкладывает в создание новой театральной площадки 650 миллионов рублей. Удаётся сохранить уникальную архитектуру и акустику зала на 708 мест.

Современные условия работы дают толчок к началу нового этапа в жизни труппы. Спектакли театра становятся номинантами национальной премии «Золотая маска» и победителями международных фестивалей, получают резонанс далеко за пределами региона.

2013 г. – Реконструкция Дома культуры в с. Бураново (Малопургинский район). У коллектива «Бурановские бабушки», занявшего призовое место на конкурсе «Евровидение» в Баку, появляется собственная концертная площадка, а Бураново становится одним из периферийных центров культуры республики.

2015 г. – Реставрация и реконструкция Государственного мемориально–архитектурного комплекса «Музей–усадьба им. П.И. Чайковского» и ДК «Юбилейный» в г. Воткинск. В усадьбе строится профессиональный камерный концертный зал, появляется выставочное пространство, облагораживается сад, музейная экспозиция оснащается интерактивными цифровыми технологиями. Родина Чайковского получает площадки высокого профессионального класса, позволяющие проводить концерты исполнителей международного уровня.

2016 г. – Ремонт фасадов бывшего театра им. В.Г. Короленко. Сейчас здание используется как репетиционная база театра танца и песни «Айкай».

2016–2017 гг. – В республике реализуется федеральная программа поддержки кинотеатров в малых населённых пунктах. Благодаря сумме в 5 миллионов рублей из бюджета страны в 2016 году открыт новый кинотеатр в п. Игра. В 2017 г. выделенных 10 миллионов рублей оказалось достаточно на переоснащение кинозалов в Воткинске и посёлке Ува.

2017 г. – Капитальный ремонт кровли, помещений и фасадов здания историко–культурного музея–заповедника «Иднакар» в Глазове. Оборудование зон отдыха культурно–спортивного центра «Можга» (п. Можга). В этот проект на условиях софинансирования республикой и федеральным бюджетом вложено 10 миллионов рублей.

Кстати

О том, насколько значимым и естественным стало «потребление культуры» для жителей Удмуртии и насколько востребованы музейные проекты республики у гостей региона, говорят следующие цифры посещаемости всех музеев республики:

В 2004 г. в музеи Удмуртии было куплено 8 778 билетов. В 2016 году – 669 500 билетов. В 2017 году – 1 194 256 билетов. За 13 лет интерес к музеям вырос в 136 раз!


Основа развития общества

Одним из свидетелей и активным участником всех важнейших преобразований в области культуры в Удмуртии стал Дмитрий Иванов – первый директор Государственного цирка Удмуртии, министр культуры Удмуртии в 2009–2014 годах, сегодня занимающий пост главы государственной компании «Росгосцирк».

– Культура и развитие общества – вещи неразрывно взаимосвязанные. Я убеждён, что общество должно базироваться на трёх вещах – культуре, образовании и здравоохранении. И культуру я не случайно ставлю на первое место в этом триумвирате: культурный человек осознаёт ценность остальных социальных базисов и делает всё от него зависящее, чтобы обеспечить себя, своих близких и свою страну в конце концов достойной социальной сферой.

Когда я возглавил Министерство культуры Удмуртской Республики, отрасль ежегодно получала миллиард рублей по линии государственных капитальных вложений.

Одним из важных событий того периода стало создание новой сцены для труппы Русского драматического театра. Если вы помните, в начале «нулевых» в самом центре города стоял ДК «Ижмаш», о котором люди смутно помнили, что в нём был хороший зал. Убедиться в этом было невозможно, потому что в здании с обколупанными стенами и разбитыми лестницами бойко торговали дешёвой обувью, немодными шапками и амулетами. Он был превращен в гигантскую рыночную палатку. И я до сих пор с чувством гордости вспоминаю, что за время моей работы в министерстве культуры этот полуразрушенный ДК превратился в современный, технически оснащённый, с большими возможностями сцены и прекрасным зрительным залом театр. Тогда же была проведена реконструкция Театра оперы и балета (она завершилась в 2012 году), и я знаю, что до сих пор в это фойе, в этот зал зрители приходят как на праздник. Чуть раньше были обновлены Театр кукол и Национальный театр, и сегодня все республиканские театральные сцены удовлетворяют самым строгим техническим требованиям и позволяют осуществлять постановки любой сложности.

Участие в федеральном проекте празднования 175–летия Чайковского позволило сделать гигантский шаг в модернизации учреждений культуры и даже приобретении музыкальных инструментов. На рубеже XX–XXI вв. у республики не было ни ресурсов, ни административной воли, чтобы купить инструменты мирового класса, хотя именно они позволяют приглашать на родину Чайковского музыкантов высокого уровня и не предлагать им играть на «дровах». Рояли лучшей в мире марки Steinway &Sons для Удмуртии помогал подбирать Денис Мацуев – это инструменты, которые позволяют виртуозам мирового класса показать всё их мастерство. Сам Мацуев сыграл сольный концерт на новом рояле на обновлённой сцене ДК «Юбилейный» в Воткинске – это было знаковым культурным событием для региона.

Когда я возглавил Министерство культуры Удмуртии, бюджет фестиваля им. Чайковского составлял миллион рублей. Всего миллион для старейшего в стране фестиваля классической музыки! Он буквально выживал: чтобы создать иллюзию наполненной фестивальной афиши, в неё вписывали рядовые филармонические концерты. За пять следующих лет мы довели финансирование фестиваля до 5 миллионов рублей. На эти деньги уже можно было приглашать хороших исполнителей, в Удмуртии выступили Владимир Спиваков и «Виртуозы Москвы», Валерий Гергиев и его оркестр, Дмитрий Хворостовский, Денис Мацуев, академические оркестры и хоры. За несколько лет Удмуртия из культурной периферии превратилась в серьёзный культурный центр, где есть современные сцены, хорошие инструменты, профессиональные кадры, и в будущее «культурной Удмуртии» я смотрю с большим оптимизмом.

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Открылись неизвестные подробности старинных часов ижевского мастера
21 июня
Открылись неизвестные подробности старинных часов, хранящихся в Музее истории и культуры Среднего При...
Слышно ли удмуртский язык в национальном театре?
15 июня
Республиканский национальный театр Удмуртии – единственная в Ижевске площадка, где на большой сцене и...
В Ижевска открылась выставка-автопортрет историка Евгения Шумилова
14 июня
В музее Ижевска открылась выставка Евгения Шумилова «Историк Ижевска и его коллекции». Выставка-автоп...
В Удмуртии в рамках реализации федерального гранта начал работать «Музей на колёсах»
14 июня
Его идея родилась и реализуется в Селтинском районе республики. Это один из 29 проектов от Удмуртии, ...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут