Музыка – это радость!

14 апреля
0

Педагог юных виртуозов убеждена, что победы в конкурсах – не главное

Qvk6fjwappg Музыка – это радость!

Месяц назад президент благотворительного фонда «Новые имена» Денис Мацуев вручил именные стипендии трем юным пианистам из Удмуртии, отметив, что далеко не в каждом регионе он видит такой высокий уровень подготовки молодых музыкантов. Но не менее впечатляющим оказалось то, что двое из лауреатов, 12-летний Андрей Шашкин и 14-летняя Анастасия Иванова, – воспитанники одного педагога, преподавателя по классу фортепиано ижевской ДШИ № 9 Светланы МОРОЗОВОЙ.

Искренний интерес

– Светлана Ивановна, как быстро вы понимаете, что перед вами ребенок с потенциалом серьезного музыканта? Это очевидно уже при знакомстве или должно пройти время, чтобы дар проявился?

– Иногда это видно уже через месяц после начала занятий, а бывает, что нужен год. Что такое ребенок с потенциалом? Это значит, он должен быть очень эмоционален, заинтересован в музыке, а его родители должны быть заинтересованы в музыкальном развитии ребенка. Вообще, когда складывается треугольник «ребенок-педагог-родители», все удается. Если рушится хотя бы один из этих углов, шансов на музыкальное развитие детей почти не остается.

– Вы ничего не говорите о физических данных – растяжка пальцев, размер кисти, сила удара. Это все вещи второстепенные? Восторг перед «длинными пианистическими пальцами» – стереотип?

– На каком-то этапе профессионального развития все это будет важно, но в самом начале гораздо большую роль играет искренняя увлеченность ребенка музыкой. Неравнодушие к тому, что происходит с ним и вокруг него. Пятилетнему малышу все интересно, он познает мир с колоссальной скоростью – его мозг и эмоции распахнуты. Конечно, увлечение музыкой будет сталкиваться с другими интересами – ему хочется и мультики посмотреть, и в гости к бабушке с дедушкой сходить, и с друзьями поиграть. Важно не лишать его всех этих детских радостей, но поддерживать интерес к музыке. Он должен входить в музыкальное образование не из-под палки, а с горячей заинтересованностью.

Семейные обстоятельства

– А разве бывают пятилетниедети, которые осознанно хотят заниматься, репетировать гаммы, сидеть подолгу за инструментом?

– Такие дети бывают! Наши лауреаты, Андрей Шашкин и Настя Иванова, сами очень хотели заниматься музыкой. Сначала они посещали детский эстетический центр, который действует у нас в школе. Однажды преподаватель центра обратилась ко мне с просьбой присмотреться к мальчику, который очень хочет заниматься всем, что связано с музыкой, хотя семья у него совсем не музыкальная. А потом после утренника он сам подбежал ко мне и попросился в класс.

Но история Андрея – исключение. Проще происходит приобщение к музыке в семьях, где кто-то из старших уже занимается ею. Когда дома играют на музыкальных инструментах, ребенок воспринимает это занятие как очевидное и естественное: мама (папа, брат, сестра) играет, ну, значит, и я рано или поздно научусь. Звучащая вокруг него музыка формирует его картину мира даже тогда, когда он сам этого еще не осознает. А вот когда музыки дома нет, дать первый толчок интереса для ребенка гораздо сложнее, и я безгранично уважаю тех родителей, которые сами не будучи музыкантами, но почувствовав интерес ребенка к музыке, делают все возможное, чтобы он не угас, а возможный талант развился. Это ведь изменение образа жизни и для родителей. Когда они приводят малышей ко мне в класс, сами начинают интересоваться музыкой и исполнительством.

Не в конкурсах счастье

– Но есть и родители, которые в ребенке надеются реализовать свои несбывшиеся амбиции.

– Конечно, и особенно ярко и драматично это проявляется на том этапе, когда ребенок заканчивает обучение и решает, становиться ли ему профессиональным музыкантом. Он сам, возможно, считает, что ему музыки достаточно как хобби, дополнительного умения, но родители, обнадеженные его ученическими успехами, пытаются убедить его, что впереди – блестящая карьера, слава. Чтобы подкрепить в нем азарт соревновательности и вкус к победе, отправляют на один конкурс за другим (хотя победы на конкурсах совсем не гарантируют удачную исполнительскую карьеру). Ничем хорошим это закончиться не может: юный музыкант – не скаковая лошадь. Чтобы не надорвать нервную систему, достаточно одного большого конкурса в год. В крайнем случае, если ребенок хорошо подготовлен и стрессоустойчив – двух. Сначала нужно освоиться на локальном конкурсе в своем городе и только потом выходить на соревнования более высокого уровня.

– А что значит для ребенка проиграть на конкурсе? Это травма, серьезная обида и разочарование в себе или дети меньше значения придают наградам?

– По-разному бывает, иногда дети переживают неудачи очень болезненно. И тогда необходимо очень бережно подвести ребенка и его родителей к решению попробовать еще раз. Это действительно большая задача – настроить его так, чтобы даже проиграв, ребенок не потерял удовольствие от занятий музыкой, чтобы он продолжал любить ее, мог испытывать наслаждение от игры без оговорок «кажется, это не для меня».

– Как вы объясняете детям, почему кто-то побеждает на конкурсах, а кто-то проигрывает при кажущемся равном уровне техники и понимания музыки?

– Честно говорю, что творческие конкурсы не могут быть полностью объективны. Музыка – это не спорт, где в зачет идут секунды, сантиметры, количество вращений и тому подобное. Не существует линейки и секундомера, которыми можно измерить музыкальный дар. Да, мы можем говорить о владении исполнительской техникой, но как только речь ходит об осмыслении музыки, о ее интерпретации, среди членов жюри одного конкурса могут быть (и часто возникают) разногласия. У каждого сложившегося музыканта есть представление о том, как «правильно» играть ту или иную музыку, и он сравнивает услышанное со своей внутренней настройкой. Но она у всех своя! При чтении одной и той же партитуры у разных музыкантов в голове зазвучит разная музыка. Угадать, как воспримут твое исполнение члены жюри конкретного конкурса, почти невозможно. И я никогда не советую своим ученикам угадывать, стараться подстроиться. Я убеждаю их сыграть так, чтобы они смогли убедить в правомерности своей трактовки.

Раннее взросление

– Мацуев новым поколением впечатлен и называет этих ребят акселератами, которые в 10-12 лет играют так, как ему и его ровесникам не снилось. Вы согласны с ним?

– Это правда. Уровень молодых исполнителей растет семимильными шагами. Те произведения, которые мы играли только в музыкальном училище, сейчас играют школьники, и делают это прекрасно! Может быть, их учит сама жизнь, в которой все приобрело более высокие скорости. Может быть, дело в более раннем старте: несколько десятилетий назад нормальным возрастом для начала занятий в музыкальной школе считались 7 лет. Сейчас первые музыкальные уроки дети берут в 4-5 лет, а кто-то приходит и в 3 года. Конечно, это только знакомство с музыкой, игровые занятия, разработанные специально для малышей. Они больше слушают, чем делают сами. Трогают клавиши, но не играют в общепринятом значении слова. Но в итоге годам к шести они настолько осваиваются в музыкальной стихии, она становится для них настолько естественной, что старт настоящих серьезных занятий становится намного более мощным и скоростным.

– Какими были самая большая гордость и самое большое разочарование в вашей педагогической работе?

– Бывает очень горько, когда не удается найти общего языка с учеником или родителями. Со взрослыми даже обиднее – когда они не понимают, как много значит музыка для их ребенка.

Каждый раз переживаю за ученика, когда он хорошо подготовился к конкурсу, а на самом выступлении не смог взять себя в руки и сыграл хуже, чем мог бы. Гордость была, когда в 2013 году Анастасия Иванова прошла отборочный тур на конкурс «Щелкунчик» – первой из Удмуртии. В отборочном туре Настя набрала необходимые баллы, чтобы пройти дальше. С проходными баллами в итоге оказалось 9 детей, а на второй тур должны были попасть 8. Для духовиков и струнников в такой же ситуации сделали исключение и пропустили на следующий тур всех, набравших необходимый балл, а с пианистами решили пойти на принцип. Настя была самой младшей из участников (ей тогда было 10 лет), и жюри решило, что ее победы еще впереди, а сейчас надо дать шанс другим. Она стояла перед жюри такая крошечная и говорила, что не обижается на них. Это было душераздирающе. Вот этот «Щелкунчик» был самым радостным и самым разочаровывающим событием. Потом у Насти были Дельфийские игры – она снова оказалась первым ребенком из Удмуртии (и до сих пор единственным), кто смог пройти отбор. Там она получила серебряную медаль, хотя тоже была самой младшей в своей группе.

Во имя радости

– Есть ли возраст, после которого уже поздно начинать учиться музыке с дальним прицелом заниматься ею профессионально?

– Наверное, лет в 10 все же поздновато. Уже очень сложно будет развить хорошую технику. Но если задача стоит научиться немного играть для собственного удовольствия – то почему нет?

– А вы, начиная заниматься с ребенком, какую задачу считаете первоочередной – подготовить музыканта, который может начать профессиональную карьеру, или дать ему общее эстетическое образование, привить то самое «чувство прекрасного»?

– В первую очередь – помочь ему развиться в гармоничную личность. Только через несколько лет занятий, убедившись, что и ребенок, и родители всерьез думают о музыкальной карьере, я направляю усилия на профессиональное совершенствование. Но в любом случае стать хорошим и счастливым человеком, любящим музыку, по-моему, важнее, чем успешным музыкантом.

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

В Удмуртии проходит первый международный фестиваль «Яркие Люди. КамаФест»
20 августа
На него собрались одаренные и креативные люди из городов России ...
Назад, в СССР!
18 августа
Пятый книжный фестиваль «Читай, Ижевск!» будет посвящен временам Советского Союза, как тогда говорили...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут