Мастер из Сарапула восстанавливает в миниатюре уходящую деревянную архитектуру

3 апреля
0
Untitled 1 Мастер из Сарапула восстанавливает в миниатюре уходящую деревянную архитектуру

Резчик, историк, этнограф

Художник-резчик Владимир Вострецов получил признание республики и одноименную правительственную премию за воплощение уникальных проектов – создание безупречно точных копий деревянного зодчества старого Сарапула и возрождение искусства резьбы досок для печатных пряников.

Никакой самодеятельности!

– Проект, связанный с макетами старых домов и со старинными наличниками, мы начинали с Александром Ореховым, который в первой половине «нулевых» был директором Сарапульского дома культуры. Идея воссоздать в уменьшенном масштабе шедевры деревянной архитектуры старого Сарапула пришла к нам больше десяти лет назад. Прежде чем я почувствовал, что готов взяться за создание макетов, прошли годы кропотливого изучения материала. Я погрузился в изучение удмуртской культуры, мифологии, символики, орнаментов – я должен был точно понимать, что значит каждая резная деталь на наличнике.

К счастью, доступ к знаниям у меня был: в Сарапуле читали лекции профессора Владимир Владыкин и Кузьма Куликов, не только прекрасно знающие культуру Удмуртии, но и сопоставлявшие ее с культурой других регионов России. Параллельно я изучал историю Сарапула, особенности деревянного зодчества нашего города. Выяснил, что на деревянную архитектуру Сарапула в значительной мере повлияла деревянная архитектура русского Севера, шедевры которой до сих пор сохранились в Архангельской области, в Карелии.

Архитектура Удмуртии – традиционно деревянная: только в XIX веке здесь начали строить из кирпича, до этого (да и параллельно с этим) в городе возводили удивительной красоты деревянные особняки, общественные здания. Не так давно на набережной Сарапула археологи обнаружили фундамент дома XVII века – конечно, деревянного. Эта культура деревянного зодчества выросла, развилась вместе с переселенцами, которые спускались в наши места по реке Вятке. Они учили местных жителей строить так, как строили в их родных краях. Это удивительный пласт культуры, показывающий, как переплетались в одном клубке судьбы жителей нашей огромной страны, как традиции преодолевали расстояния в тысячи верст.

Мне не только было интересно изучить мастерство строителей прошлых поколений, но и сохранить его в истории в материальном, осязаемом виде. Я стараюсь учесть все особенности строительства исторических домов: как мастера позапрошлого столетия положили дощечку, как бревно закрепили.

Мои макеты – это абсолютно точные копии сарапульских домов XIX века, созданные в масштабе 1:40. Никакой «самодеятельности» в работе над макетами я не допускаю, ничего не додумываю – мне, как археологу или реставратору, важно зафиксировать, как все было изначально, на самом деле.

Ускользающая красота

– А как сейчас узнать, как оно было на самом деле?

– Вы правы, большинства домов, о которых мы говорим, уже нет. Не найти на карте современного Сарапула всех четырех домов, макеты которых я уже завершил. Это, во-первых, дом врача Стрельцова, который был одним из основателей сарапульского музея. Во-вторых, дача в стиле эклектики – древне-русский стиль самого здания соединялся в ней с восточным куполом, как у мечети. Кто был первым владельцем этого дома, до сих пор не выяснено, а в советское время в нем располагался Дом отдыха учителей. В-третьих, «Номера Басанова» – большая деревянная гостиница, когда-то популярная в городе. И в завершение дом Колчина, одного из самых видных, основательных староверов Сарапула. У него была большая семья, и в 1870-м он построил удивительной красоты домище. Это единственная постройка из попавших в мой проект, которую я еще видел неразрушенной. Дому тогда уже было больше ста лет, он был в нежилом состоянии, но я смог оценить труд зодчих и строителей. Сейчас работаю над пятым макетом – это дача Барабанщикова в стиле модерн, необыкновенно красивый дом с изразцовыми печами.

– Сколько длится работа над одним макетом?

– Около года. Для каждого дома надо вырезать сотни деталей из золотистой липы, собрать их, склеить. Но и подготовительный период большой – приходится быть не только резчиком по дереву, но и историком, этнографом, архитектором. Облик домов восстанавливаю по старым фотографиям, по сохранившимся чертежам (многие из них – еще дореволюционного периода), в этом мне помог Музей истории и культуры Среднего Прикамья. Узнав, что я занимаюсь воссозданием исторических зданий, ко мне стали приходить простые горожане со своими семейными фотографиями, где они десятилетия назад запечатлены на фоне того или иного из интересующих меня строений. Эти документальные свидетельства тоже очень помогли: зачастую именно на таких «домашних» снимках я мог как следует разглядеть интересующую меня деталь фасада или резьбу наличников.

Пряник с секретом

– Вы еще и доски с контррельефом для печатных пряников режете.

– Да, с заместителем директора ДК «Электрон» Ириной Омелюхиной мы работаем над проектом «Сарапульский пряник слаще тульского». Оказывается, сегодня легендарные тульские пряники делают уже не на натуральном меде, а ради экономии – на сгущенке. А сарапульские пряники до сих пор выпекают на меде. Я отталкивался от музейных экспонатов – досок для печатных пряников XVIII-XIX вв. Оттуда взял принцип изготовления досок и стилистику рисунка – немного наивную, с особой пластикой. А темы начал использовать и собственные – фасады сарапульских домов, герб города, осетры (Сарапул издавна город рыбный), птицы. Ирина Владимировна проводит мастер-классы по изготовлению традиционных печатных пряников – раскрывает секреты теста, учит тонкостям выпечки. В других регионах тесто более плотное, почти как на печенье, и пряники выпекаются более плоские, «приземленные». А сарапульские пряники толстенькие, мягкие: с учетом этого и формы я делаю более глубокие.

P.S. В Ижевске работы Вострецова и других лауреатов премии «Признание» в номинации «народный мастер в области ДПИ и ремесел» можно будет увидеть в июне в Центре декоративно-прикладного искусства.

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Профессия – быть на передовой
17 ноября
14 ноября во Дворце культуры «Металлург» состоялось торжественное собрание, посвященное Дню сотрудник...
Земля и небо слились навечно
16 ноября
Самые высокие слова тут были уместны: 8 ноября в ижевском ДК железнодорожников отдали дань памяти наш...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут