Личная жизнь «Самоубийцы». Режиссерское представление о том, как живет страна между революциями

21 апреля 2016
0

В двух драматических театрах Удмуртии – Русском государственном и Сарапульском муниципальном – вышли две премьеры.

%d0%9b%d0%b8%d1%87%d0%bd%d0%b0%d1%8f %d0%b6%d0%b8%d0%b7%d0%bd%d1%8c %d1%81%d0%b0%d0%bc%d0%be%d1%83%d0%b1%d0%b8%d0%b9%d1%86%d1%8b2 Личная жизнь «Самоубийцы». Режиссерское представление о том, как живет страна между революциями

Они так и просятся запараллелить их по причине общности в теме, в жанре, во времени создания литературной основы – рассказов Михаила Зощенко, объединенных названием «Личная жизнь» (16+), и комедии Николая Эрдмана «Самоубийца» (16+).

Квартирный вопрос и другие

Главный персонаж комедии Сарапульского драмтеатра «Самоубийца» Подсекальников (актер Владимир Заварзин) обитает в коммуналке, где любой человек сильно ограничен в частной жизни: ее фактически нет. Наш герой не может послушать ночью любимую музыку – возмущенные соседи тут же начинают стучать по батарее. Все, что происходит в его семье, – ссоры с замученной тяжелым бытом, махнувшей на себя женой Марией (актриса Евгения Короткова), с сохранившей остатки былого благородства тещей Серафимой Ильиничной (актриса Ольга Богословская) – тут же становится известно всем вокруг и широко обсуждается. Увы, и сегодня еще часть наших сограждан живут в таких ущемленных условиях и по-прежнему мечтают, как Подсекальников, о квартире, где можно нормально отдохнуть.

Впрочем, положение героя другого комедийного спектакля – «Личная жизнь» Государственного русского драмтеатра по рассказу Зощенко – еще мучительнее и смешнее: он арендует… ванную комнату. Сюда приводит молодую жену, тут рождается ребенок, а потом как снег на голову сваливается теща, жаждущая понянчить внука. При этом жильцы коммуналки еще умудряются мыться по расписанию в этой ванной.

А как не ощутить родство сегодняшних коммунальных проблем с забавным анекдотом Зощенко «Кошки и люди» – о разборе жалобы жильца (в исполнении заслуженного артиста России Юрия Малашина) на чадящую печь. Коммунальщики, надышавшись угарным газом, уже еле держась на ногах и задыхаясь, все же утверждают, что печь исправна и ремонту не подлежит. Привет руководителям Удмуртских коммунальных систем, которые так же вели себя летом и осенью, когда в Ижевске начались массовые порывы труб.

Нервы не выдерживают

Безработица сегодня, слава богу, стоит не на первом месте среди житейских неурядиц, однако россияне так же мечтают о достойной заработной плате, как в тридцатые годы. Подсекальников же нигде не работает: он выброшен революцией за борт социума, а «безработным работать не разрешается». Он живет за счет скромного жалованья жены, чувствует себя неудачником, нахлебником и думает, что так же относятся к нему окружающие. Это доводит его до взвинченного состояния, а отсюда – шаг до самоубийства. При этом исполнитель Владимир Заварзин сохраняет в герое остатки сопротивления непонятной ему и чуждой среде. Герой из последних сил пытается найти источник заработка, пусть самый фантастический. Например, научиться за несколько дней игре на геликоне и давать платные концерты.

Семья Подсекальникова – явно из бывшего благородного сословия. Но что происходит с самыми образованными и воспитанными людьми в условиях тотального насилия общества над каждым индивидом, в унизительных бытовых условиях, без работы и надежды? Нервы не выдерживают. С вежливого тона «голубчик ты мой» герои переходят на крик и взаимные оскорбление – «сволочь ты, Маша». И вот мы имеем «нормальную» отечественную семью, где муж и жена не способны к доверительному и спокойному общению, когда за каждым словом другого слышатся обида и унижение. А там уже начинается и битье тарелок. На спектакле сарапульцев в постановке Олега Степанова любопытно строить представление о социальном происхождении и нынешнем статусе героев «Самоубийцы» на основе их речи, в которой смешались литературная интеллигентская лексика, советский новояз, марксистко-ленинские идеологемы. Смачный колоритный язык 20-30-х годов становится яркой характеристикой героев, и исполнители стараются преподнести его выпукло и акцентированно.

Так, теща Подсекальникова говорит на старорежимном языке, она не адаптирована в современность, а Маша, жена, перемежает старое и новое. Самая оснащенная партийными терминами и лозунгами речь у товарища Егорушки (актер Артем Шевченко) – малограмотного курьера, который требует, чтобы писатели сочиняли книги исключительно о курьерах, пишет доносы в местную газету об аморальном поведении соседа Калабушкина (актер Сергей Дубовиков).

Два спектакля – две концепции

Оба спектакля – разные по драматургии, то есть внутреннему напряжению, которое заставляет зрителя внимательно следить за происходящим на сцене.

– Самоубийца» строится по линии вызревания у Подсекальникова идеи о суициде и невольном подталкивании героя к этой страшной цели со стороны близких, соседей и знакомых. Серьезная экзистенциальная проблема жизни и смерти решается в спектакле на остром комедийном материале в смеховой тональности.

Это спектакль, говоря установочным языком, о необходимости повышения качества нашей жизни как верного показателя социально ориентированного государства. Мечты Подсекальникова просты и понятны каждому: работа с достойным жалованьем, уютный дом, спокойная заботливая жена, вкусный ужин – и все это не мещанство, это реальность того общества, где забота о человеке не только декларируется на бумаге, но и реализуется. А разнообразные идеи – от марксизма до теории полов, с которыми жило общество в 30-е годы, как мы сегодня знаем, преходящи. Меньше идей, больше хлеба! – смело спорил со своей эпохой Эрдман, и сейчас повторяет за ним Сарапульский театр. Те идеи хороши, которые сопровождаются благополучием каждого человека, к какой бы социальной среде он не принадлежал. О таком настоящем, а не фальшивом равенстве мечтает герой Заварзина.

«Личная жизнь» фрагментарна. Она состоит из коротких рассказов Зощенко, объединяемых хором актеров как перебивкой между отдельными сценами. Эмблема на заднике сцены – серп и молот со звездой на красном поле, утрированно оптимистичные песни советских времен создают пространство в стиле соц-арта – направления, придуманного художниками нон-конформистами в 70-е годы, главной краской которых было ироничное использование идеологических символов ушедшей эпохи (сценограф – Константин Соловьев).

В этом же ключе идут несколько сценических эпизодов – стеб по отношению к Ленину, Сталину. Они способны вызвать неприятное чувство даже у тех, кто не испытывает пиетета перед вождями. Сколько можно пинать дохлого льва? О мертвых – либо хорошо, либо ничего. По моим давним наблюдениям, ижевская театральная публика не любит яростной антисоветчины на сцене. Может быть, настроения в городе изменились? Посмотрим.

Использование хора как емкой смысловой доминанты спектакля – большая удача режиссера Дмитрия Егорова. Вначале все поют подчеркнуто дружно и напористо, но постепенно звук сникает до еле слышного фона, а солирует один очень грустный и очень уставший голос народной артистки Удмуртии Ольги Чужановой.

Именно этой актрисе доверен также крайне важный смысловой акцент в сказке о революции, которую бабушка рассказывает своей внучке. Революция для простого человека – это когда полбуханки хлеба по карточке, когда в квартире нет света и воды. Вот одна пришла – радуйтесь ей, дети. А вот и другая – тоже радуйтесь.

Не позавидуешь тем, кто живет в эпоху больших социальных перемен, а Россия живет так постоянно.

Смейся, паяц…

Над чем смеются зрители этих спектаклей? В позапрошлых веках отечественная литература предлагала комедии, в которых насмешке подвергались человеческие пороки и нравы. Здесь же под прицелом социальная практика, которая игнорирует интересы людей. Если гостиница в «Личной жизни» – то страшный неуютный номер с клопами и прогнутой сеткой кровати, если госучреждение – то волокита с документами, на которых удается поставить резолюцию, только залепив пощечину.

Между другими найдутся и просто смешные скетчи. Вот пожилой повеса в исполнении народного артиста Удмуртии Андрея Демышева, который удивляется, что девушки перестали обращать на него внимание – он и модную одежду купил, и мышцы накачал, а причина проста – постарел. Или наш человек за границей (в исполнении заслуженного артиста Удмуртии Михаила Солодянкина), испытывающий пиетет перед западной культурой. Но сам оказывается не на высоте, и возникает вопрос: не потому ли на западе все так чисто и красиво, что люди там культурные, заботятся о собственном доме, своем городе и своей стране как месте для комфортного проживания?

В «Самоубийце» комедия развернута в противоположную сторону – мы смеемся над абсурдом жизни, в который попали герои, над тем, как сложно выживать в подобных обстоятельствах. Но это реакция, не обидная для персонажей, не унизительная. Ведь мы смеемся в том числе и над собой.


КСТАТИ

Оба спектакля молодых режиссеров столичной выучки Дмитрия Егорова и Олега Степанова рассматривают под увеличительной оптикой театра вечные российские проблемы: почему мы так живем, кто виноват, когда, наконец, родная страна станет удобной и приветливой для жизни каждого своего гражданина? Оказалось, что острые комедийные мотивы и образы из далекого прошлого, несмотря на исторический антураж, с некоторой поправкой легко проецируются на сегодняшний день.


Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Местные мифы, местные люди. Открылась выставка, объединяющая реальный и художественный Ижевск
22 июня
**Каким предстаёт Ижевск, если смотреть на него не взглядом благодушного туриста, выискивающего глянц...
Только правда. «Кофемолка» в газете. Владимир Дубосарский: «Хочу заменить программу в человеческом мозге»
22 июня
**Один из главных постсоветских художников рассказал о том, как искренность проступает сквозь иронию,...
Открылись неизвестные подробности старинных часов ижевского мастера
21 июня
Открылись неизвестные подробности старинных часов, хранящихся в Музее истории и культуры Среднего При...
Слышно ли удмуртский язык в национальном театре?
15 июня
Республиканский национальный театр Удмуртии – единственная в Ижевске площадка, где на большой сцене и...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут