Искусство без страховки

24 марта
0

Опасные животные и рискованные трюки – на манеже ижевского цирка.

Dsc02599s Искусство без страховки

Фестиваль циркового искусства уже десять лет подряд становится одним из главных событий года в Ижевске, поднимая планку исполнительского мастерства на исключительную высоту. Открывающаяся вслед за фестивалем программа неминуемо принимает вызов состязания с лучшими артистами мира, потому что, кажется, над манежем все еще звучит эхо их выступлений, а публика невольно сравнивает то, что видела недавно, с новыми впечатлениями.

Создатели и артисты шоу «Фантом-тропик» не побоялись подхватить высокую ноту, взятую фестивалем, и представили программу, заставляющую зал раз за разом взрываться овациями.

Романтика и адреналин

Два часа на манеже сменяют друг друга номера в классических цирковых жанрах – воздушная акробатика, акробатика на батуте и на роликах, колесо смерти, баланс, клоунада. У каждого артиста – свой коронный прием. Баланс на десяти (!) стульях, поставленных один на другой – то вверх ножками, то под углом – еще больше усложняется тем, что нижний стул уравновешен… на горлышках четырех стеклянных бутылок. Карен Сафарян, задающий тон всей программе стремительным и элегантным воздушным полетом, продолжает свое выступление номером в жанре «колесо смерти» – бежит высоко над манежем по внешней стороне пугающе-огромной машины, подчиняя себе ее движение. Несется вприпрыжку, рискует с завязанными глазами – как воплощение любого современного человека, бросающего вызов времени с его темпом и постоянным риском.

Номер воздушных акробатов Анны и Ильи Жуковых и вовсе выглядит полноценным спектаклем внутри циркового шоу. Это законченная история, олицетворяющая возвышенную, чистую любовь – такую прекрасную и сильную, что ангелы спускаются с небес, чтобы полюбоваться на нее. Под музыку C. Прокофьева к балету «Ромео и Джульетта» под купол поднимаются две легкие, в струящихся одеждах фигуры – юные влюбленные, которых сила чувства буквально возносит над землей. А вокруг них парят четыре фигуры в ослепительно белых одеждах, с оперенными крыльями за спиной. Кажется, они кружат в потоках воздуха – окружают влюбленную пару и вновь расступаются, разлетаются, давая им простор для собственного воздушного танца. К классическим репризам клоунского дуэта «Арго» начинаешь присматриваться с удвоенным вниманием, когда узнаешь, что один из коверных, Петер – внук великого мима Леонида Енгибарова.

Художественное решение

В этом шоу уравновешены верность великим традициям большого советского цирка и стремление не отстать от времени. Эффектная сценография объединяет номера в непрерывную историю со множеством сюжетов, переплетающихся, как цветы и лианы, которые заполняют пространство зрительного зала. Они свешиваются с купола, опутывают перила, нависают над балконами, – более насыщенной среды в цирковом шоу мы, пожалуй, еще не видели. Огромные пан- но с африканскими и египетскими сюжетами напоминают об экзотическом флере шоу.

У всех артистов десяток, а то и больше сменных костюмов – их выбор часто задает новый тон номеру – более элегантный или хулиганский, более классический или современный. Только для восточного номера с верблюдами у дрессировщика Тиграна Акопяна подготовлено 15 разных костюмов. Преображаются от вечера к вечеру и бедуины, и восточные красавицы, выполняющие джигитовку на спинах двугорбых великанов. Можно прийти на программу два раза и убедиться, что эти «мелочи» заставляют шоу играть новыми красками и оттенками эмоций.

Прикоснуться к Африке

Сам Тигран Акопян и его животные – тот водоворот, вокруг которого закручивается вся программа. В Ижевск он привез 85 животных, и большинство из них успеет выйти на манеж. Верблюды, пони, ламы, обезьяны, собаки, носухи, дикобразы, питоны, крокодилы и бегемот населяют созданный им волшебный мир. На VI Международном фестивале циркового искусства за номер с верблюдами Тигран Акопян получил Бронзового Медведя, а с тех пор расширил и усложнил свое шоу. Новое название программы, «Фантом-тропик», напоминает о том, что только в фантомном видении (и в цирке) можно наблюдать бегемота, послушного воле человека, а шоу в его полном объеме позволяет прикоснуться к ускользающей, не дающейся в руки до конца экзотике Африки.

Безусловная звезда программы – бегемот Муха. Она спокойно шествует по бортику манежа, без видимых усилий преодолевает качели и распахивает огромную пасть, ожидая яблоко в награду за выступление. Глядя на естественное, доброжелательное взаимодействие Мухи и Тиграна Акопяна, сложно поверить, что бегемот – одно из самых сложных в дрессуре животных. Акопян подтверждает:

– В России и ближнем зарубежье в цирке работают всего 4 бегемота, включая моего, – их не торопятся брать, потому что дрессировщика, решившего готовить номер с ними, ждут годы кропотливого медленного труда. Трюк, когда гиппопотам проходит по качелям-доске, заходя на них с манежа с одной стороны и неспешно продвигаясь на другую сторону, переваливаясь через середину, для большинства животных вообще не будет казаться достижением дрессуры – ну что сложного, казалось бы, пройти по прямой по доске, касающейся манежа. Но этот элемент с участием бегемота потребовал от нас года регулярных репетиций! Одна из самых больших сложностей в работе с бегемотом в том, что это очень агрессивное животное. В Африке от нападений бегемотов страдает больше людей, чем от крупных хищников из кошачьих. Путешественники-европейцы, которые когда-то обнаружили их на берегах африканских рек, назвали их романтично «речными лошадьми» (именно так переводится с латыни «гиппопотам»), но они не знали тогда, что это совершенно не ориентированное на человека, независимое, своевольное животное – совсем не похожее на умную и преданную лошадь.

Правила безопасности

– Как Муха попала в цирк?

– Двенадцать лет назад мы работали в Алматы и узнали, что в зоопарке появился на свет маленький бегемот – Юлианна. К тому времени я уже намеревался начать работу с этим животным – конечно, заранее прочитав и узнав от других дрессировщиков все, что было можно, об условиях их содержания и психологии.

Когда мы начали узнавать характер малышки-бегемота, то окрестили ее Мухой: она бегала по всему манежу с такой скоростью, что, несмотря на габариты, казалась мелькающей перед глазами мушкой. Должно было пройти много лет, прежде чем Муха привыкла к нам, уяснила, что мы не враги ей, а те, кто обеспечит вкусный обед и безопасность. И даже так нам всегда надо держать ухо востро: в любой момент она может снести с ног, просто слишком быстро развернувшись рядом с человеком. Работа с бегемотом требует исключительно гуманной дрессуры, постоянного проявления доброты – любая агрессия вызовет ответную ярость такой силы, с которой человек просто не справится. Представьте, что перед вами живой локомотив с собственной волей, с непрерывной работой серого вещества в голове, способный снести всех и все на своем пути – вот что такое бегемот.

Сейчас она весит 2, 5 тонны. Каждый день съедает 50 килограммов еды: 25 кг сена, 10 буханок хлеба, овощи и отруби. Яблоки, которыми мы угощаем ее на манеже, это даже не подкормка: для Мухи они – как маковые зернышки. Мы просто хотим, чтобы зрители оценили масштабы этого невероятного животного.

Законы цирковой эволюции

– Еще один номер с животными, который публика встречает аплодисментами, – дрессура обезьян. Они у вас умеют так много – от акробатики до джигитовки на пони – сколько не всякому человеку по плечу. Может быть, представите ваших талантливых артистов?

– Это наши шимпанзе Сюзи, Ляля, Чамба и Тимофей и макака лапундер Зуля. Шимпанзе, на мой взгляд, самые умные животные: общаясь с ними, не сложно поверить, что человек произошел от обезьяны. Я сам поверил в их сообразительность и способность к творчеству и старался меньше учить уже существующим трюкам, а больше наблюдал, закрепляя те придумки, которые они сами предлагали. Кувыркам и стойке на руках, например, я их не учил – они сами начали делать эти элементы. Как и сальто, впрочем. Это человеку надо найти для себя обоснование, для чего прыгать через голову, а обезьяны прыгают так и в дикой природе, отталкиваясь от ветвей деревьев. Мне осталось только поощрить их, чтобы они запомнили эти элементы и были готовы повторить.

Роль маленького наездника на пони исполняет макака лапундер. С шимпанзе эти миниатюрные обезьяны в природе враждуют, и помня об этом, мы не выпускаем их на манеж одновременно: хищные шимпанзе могут ранить лапундера. Для нас же важна безопасность каждого животного.

– Несмотря на мировой уровень ваших номеров, вы ведь продолжаете репетиции каждый день?

– Конечно. Мы начинаем в 9 утра, раз за разом отрабатывая элементы с лошадьми, пони, ламами, затем с верблюдами, обезьянами и собаками. Вечером повторяем номер с животными, которые не выходили в манеж. Цирк – это непрерывная работа.

Во имя публики

– Вы работаете на манеже уже 35 лет и видели несколько поколений зрителей. Они меняются от эпохи к эпохе?

– Конечно. Нынешний – более скептичный. Он уже все невероятное увидел в блокбастерах с 3D-технологиями, как ему кажется. Жаль, что уходит из цирка публика в возрасте 10-18 лет. Между тем хороший цирк смог бы удивить молодых людей и подарить чувства сопричастности к происходящему, каких в кино не найдешь. На манеже каждое представление – особое, единственное в своем роде. Когда начинается номер на американском колесе, ни артист, ни зрители в зале не знают, как все закончится: он ведь бежит с завязанными глазами без страховки по узкой до- рожке, вращающейся под его ногами на высоте двухэтажного дома. И нет ни страховки, ни каскадера, который его заменит, ни второго дубля. Разве это не вызывает больший трепет, прилив адреналина и острое ощущение сиюминутности жизни, которой рискуют здесь и сейчас, чем любой кинематографический спецэффект?

Но я оптимист: верю, что у нас всегда будет своя публика. В конце концов, почти в каждом городе находятся зрители, которые подходят к нам после представлений и говорят, что впервые пришли в цирк детьми (иногда – даже именно на мои первые выступления), потом ходили со своими детьми, а сейчас пришли уже с внуками. Надеюсь, что такая связь у нас будет и с Ижевском.

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Новый баян за 300 тысяч рублей получил хор ветеранов из Кизнера
10 августа
Музыкальные инструменты самодеятельные артисты приобрели благодаря партийному проекту «Местный дом ку...
Александр Бречалов посетил Храм живого звука в Глазовском районе
9 августа
Якорным объектом проекта станет культурно-туристический парк «Донды Дор»...
По 10 млн рублей привлекут в каждый район Удмуртии на развитие народных проектов
5 августа
Такую задачу поставил Александр Бречалов перед своей командой...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут