Ее упругие шелка

27 марта 2012
0

Март в Выставочном центре «Галерея» посвящен творчеству Елены Ведерниковой. «Женское и немного философское» - так называется большая выставка батика, погружающая зрителей обоего пола в мир цветов, грез, метаморфоз, мечтаний и разочарований – тайн женского сердца и души.

27 03 12 007 Ее упругие шелка

Март в Выставочном центре «Галерея» посвящен творчеству Елены Ведерниковой.

«Женское и немного философское» - так называется большая выставка батика, погружающая зрителей обоего пола в мир цветов, грез, метаморфоз, мечтаний и разочарований – тайн женского сердца и души.

Хотя за окном сугробы и снежные шквалы (март в наших широтах, несмотря на глобальное потепление, все еще зимний месяц), шелк – исключительно женственный материал, и выставка, кроме всего прочего, напоминает, что календарная весна уже наступила и до цветения и летних нарядов времени осталось всего ничего.

Это не первая персональная выставка Елены Ведерниковой в этих стенах. Под новый 2011 год ВЦ «Галерея» показывал экспозицию «Шелковые тайны», также имевшую большой интерес и успех у публики. А в сборных выставках работы этой художницы можно было увидеть еще в 90-е годы – в частности, среди набирающего тогда силу движения этнофутуристов. На их международной выставке «Эрумаа» («Земля любви»), проходившей осенью 1998 года, Елена Ведерникова представила коллекцию костюмов на основе национальной одежды. Дизайном костюма, кстати, она продолжает заниматься и сейчас: отдельный угол нынешней выставки – это эскизы платьев из расписного шелка, старинная швейная машинка «Зингер», коробки с нитками и несколько готовых платьев, замерших в ожидании будущей хозяйки.

Счет персональным выставкам художница ведет с 2000 года, и география их не ограничивается одним только Ижевском. Это и практически ежегодное участие в международной выставке «АртПермь», и художественный салон «Тюменская ярмарка», и международные выставки в Казани и Санкт-Петербурге. Книги отзывов распухают от восхищенных записей, и это закономерно: мастерство Елены Ведерниковой год от года только растет. Темы шелковых картин и панно становятся глубже, зашифрованных в них смыслов все больше, цветовые решения – смелее и вместе с тем гармоничнее.

Елена Ведерникова – из тех художников, которые чувствуют, как растет цветок или дерево. Поэтому маки, ирисы, орхидеи, цветущие на ее шелках, при всей своей «анатомической» точности нисколько не стесняют авторской фантазии. Поэтому роскошные белые хризантемы распускаются из первого снега, а один из тюльпанов, которые садовник срезает на продажу, оказывается женщиной. Изобразительный язык всех картин построен на целой системе символов. Корзины, полные щедрых плодов, в «Яблочном Спасе» - уходящее лето, стремящееся напоследок успеть одарить всех, а разломанное синее яблоко в «Прерванном полете» - вкушение соблазна и горькое разочарование. Красавица, спящая в морской раковине («Сон ловца жемчуга»), только и ждет, чтобы ее кто-нибудь нашел; а вот красавицу с картины «Царевна-лягушка» надо еще разглядеть за жабьей маской. В «Путешествии за чаем» панорамы Лондона и Пекина сотканы из воображения и пара, поднимающегося над чашкой, – если там нельзя побывать, то, по крайней мере, можно намечтать себе такое путешествие. А «Тайна новой планеты» - не просто ребенок во чреве, но целый мир, ожидающий своего рождения и, в свою очередь, могущий создавать другие миры.

Кстати, в батиках Елены Ведерниковой практически нет мужчин, и феминизм здесь ни при чем. Просто мир надежд и мечтаний слишком раним и пугается грубых, бесцеремонных прикосновений. Недаром так часто обыгрывается тема зонтика, защищающего золотые города грез от реальности, от камней с неба. Из мира, который условно можно назвать «мужским», в шелковых сюжетах присутствуют разве что вышеупомянутый «Садовник» да «Коварный Муз», да еще «Опоздавшие амуры», тщетно карабкающиеся по веревочной лесенке к женщине, которая уже нашла для себя другой способ полета…

Для создания еще более лирической атмосферы рядом со многими панно помещены свитки с женскими стихами. В них не стоит искать прямой иллюстрации к изображению, просто они настроены на ту же волну чувств. И, между прочим, возвышенная лирика вовсе не исключает юмора: часть экспозиции включает в себя целый фантазийный алфавит («Мягкие буквы»), забавные подушечки «Инь-Янь» и домашние обереги на все случаи жизни: «Фей Добрый Аккуратный», «Птица Вольная Синяя» и тому подобное. Кому-то – безделушки, а кому-то – образы детства, тепла, любви и домашнего уюта.

Всевозможных символов в работах Елены Ведерниковой так много, что можно подходить к каждому из них по многу раз – и находить то, что было пропущено при первом, втором, третьем взгляде. И все равно до самого дна не донырнешь: на картине «Мои секреты» множество ключиков, но не ко всем из них найдутся замки, и не факт, что они захотят открыться, а ломать их бесполезно. Пусть женская душа останется тайной.

Метки: выставка

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Под ритмы сердца
22 апреля
Музыка завьяловского диджея известна во многих странах мира...
Королева из Бобья-Учи
15 апреля
Художественный руководитель сельского дома культура вдохновляет на творчество односельчан...
Ни одно дерево не осталось невоспетым
15 апреля
Дни литературы Алнашского района открылись в Ижевске ...
Музыка – это радость!
14 апреля
Педагог юных виртуозов убеждена, что победы в конкурсах – не главное...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут