Денис Мацуев: «Новое поколение музыкантов – фантастическое»

17 марта
0

Пианист вручил премии фонда «Новые имена» трем юным виртуозам из Удмуртии.

17310250 1473732276002501 4673646247365148299 o Денис Мацуев: «Новое поколение музыкантов – фантастическое»

Юбилейный, 60-й, фестиваль «На родине П.И. Чайковского» открылся в минувшую субботу в Воткинске концертами Дениса Мацуева и молодых одаренных музыкантов, трое из которых стали стипендиатами фонда «Новые имена».

Приближение к признанию

Вечером 11 марта зал ДК «Юбилейный» был переполнен: билеты на сольный концерт Дениса Мацуева за месяц до начала фестиваля раскупили не только земляки композитора, но и жители Ижевска. В исполнении Мацуева прозвучали сочинения Прокофьева, Рахманинова, Скрябина, Чайковского, а также – впервые в карьере самого пианиста – Соната №17 Бетховена. На сцене кроме пианиста, выхваченного лучами софитов за роялем Steinway&Sons (кстати, купленного республикой два года назад именно по рекомендации Мацуева), находились три десятка детей – одаренные музыканты из Удмуртии, которые получили уникальную возможность в непосредственной близости увидеть работу одного из самых известных и титулованных исполнителей своего поколения. Трое из этих детей - ижевчане Андрей Шашкин (12 лет), Кирилл Храмов (10 лет) и Анастасия Иванова (14 лет) - за несколько часов до концерта получили из рук Мацуева именные стипендии благотворительного фонда «Новые имена», который он возглавляет.

Путь к стипендиям был долгим и непростым. В начале года в ДШИ № 2 состоялся масштабный конкурс «Я люблю фортепиано», в котором приняли участие более ста молодых одаренных исполнителей. 60 юных виртуозов прошли в финал: сильнейших из них определили в ходе онлайн-марафона, состоявшегося на большой сцене Удмуртской государственной филармонии, наблюдать за ходом которого можно было за монитором в любой точке мира. Одним из итогов конкурса-марафона стало участие девяти юных пианистов в мастер-классе педагога фонда «Новые имена», лауреата международных конкурсов, профессора Дениса Чефанова. 10 марта Чефанов час за часом работал с молодыми музыкантами, оценивал их технику и умение понимать музыку и в результате назвал троих, чья судьба отныне будет связана с фондом «Новые имена».

Победа республики

На следующий день Денис Мацуев лично поздравил каждого из присоединившихся к «большой семье» фонда.

– Для нас это первая работа в Удмуртии – раньше ребята из республики приезжали учиться в нашу школу, но стипендиатами не были. В этом году трем пианистам из Удмуртии мы даем стипендии. Эти ребята – самые уникальные искорки региона. Уверен, что каждый из них будет нашим «питомцем», мы будем приглашать их и на концерты фонда, и на нашу летнюю школу в Суздале, куда каждый год съезжаются сотни молодых музыкантов со всей России и педагоги мирового уровня.

На вопрос, что «Новые имена» могут дать молодым музыкантам, я отвечу так. Если вы посмотрите на афиши российских исполнителей классической школы за рубежом, то примерно 99 процентов из них окажутся выходцами из фонда. Так что это очень серьезно - это бренд и марка. И три стипендии – очень приличный результат. Он говорит об очень сильном уровне фортепианной школы в Удмуртии. Бывает, что после отборочных туров в регионе мы вообще не присуждаем стипендии: отмечаем для себя некоторых ребят, поддерживаем в дальнейшем связь с ними и их педагогами, но не больше.

Есть контакт

– Денис Леонидович, вы сказали, что наши ребята, скорее всего, будут принимать участие в концертах фонда. В прошлый свой приезд в Удмуртию два года назад вы рассказывали, что в свое время благодаря фонду получили возможность выступить в 40 странах мира, в том числе перед Папой Римским, королевой Англии, в штаб-квартире НАТО, в офисе ООН в Нью-Йорке, у тайского короля в Бангкоке, в Карнеги-холле и других великих залах. То есть гастрольную жизнь вам (и другим стипендиатам) фонд устроил более чем интенсивную. Но Прокофьев, например, считал, что раннее появление молодого музыканта на сцене портит его, что слишком ранний успех развращает. Вы не согласны?

– Я согласен с тем, что в самом слове «вундеркинд» есть опасность. Мы знаем, что десятки юных талантов, которые добиваются успеха в раннем возрасте, повзрослев, просто исчезают. Причины у этого разные. Считаю, что если ребенок – большой талант, он должен быть на сцене с самого раннего детства. Его нужно приучать к самому гениальному и магическому месту на земле (по крайней мере, для музыканта) – сцене. Приучать к публике. Конечно, это не должны быть сто концертов в год – нужно найти золотую середину между необходимостью для молодого музыканта выступать и его физическими возможностями. Этим, кстати, мы занимаемся в нашем фонде: поддерживаем постоянный контакт и диалог с ребятами, их родителями и педагогами, чтобы точно понимать, какую нагрузку может взять на себя каждый конкретный музыкант, нужно ли ему добавить концертов, потому что он справляется блестяще и выступления дают ему крылья, или нужно немножко притормозить, чтобы юный музыкант мог спокойно сконцентрироваться, нарастить в себе внутреннюю готовность работать на сцене.

Только так, действуя поступательно, шаг за шагом, можно «вести» юных талантов. Итогом становится зрелый, глубокий музыкант. Как правило, у нас получается. Конечно, бывает, что родители или педагоги из-за собственных амбиций выводят на сцену недостаточно готовых к выступлениям ребят, но у нас есть вакцина, рецепт, как бороться с этим. Большинство же взрослых – вполне адекватны и понимают, что их чадо – очень хрупкое существо, которое нужно оберегать и правильно направлять.

Еще важно помнить, что к каждому музыканту нужно подходить с особой меркой – точных правил, во сколько нужно начинать выступать, быть не может. У каждого гениального исполнителя есть кульминация в концертной жизни, когда он находится на пике своего таланта – и эта кульминация наступает в разном возрасте. Горовиц и Рубинштейн играли свои лучшие концерты в восьмидесятилетнем возрасте. У Оскара Питерсона лучший период творчества был, когда ему было пятьдесят. Бывает, звезды сходятся так, что лучшие свои концерты музыкант играет в 12-13 лет. Мы делаем все возможное, чтобы такого не происходило, чтобы развитие продолжалось, но иногда ничего лучшего в карьере музыканта и вправду не случается.

Так что нельзя сказать, что кто-то эксплуатирует детей, заставляя их играть концерты по всему миру. Они готовы к этому. Другое дело, что десятилетнему ребенку опасно повторять, что он звезда и гений. Юному человеку сложно справиться с такой атакой. Но этого наши искорки от нас и не услышат.

Чудо XXI века

– Можно ли говорить о нижней возрастной границе зрелости музыканта, до которой можно обнаружить техническую виртуозность, но проникновения в замысел композитора, глубокого понимания сути музыки еще никто не ждет, но после которой уже есть основания ожидать от юного исполнителя не только техничного, но и умного, прочувствованного исполнения?

– Сейчас настолько все стерлось, что я бы не стал говорить о таких границах. Новое поколение совершенно невероятное. Перед тем как приехать в Удмуртию, я был на фестивале в Перми (VII фестиваль Дениса Мацуева. – Прим. авт.). Победитель прошлогоднего международного конкурса Grand piano competition 16-летний Сандро Небеиридзе из Тбилиси, пианист и композитор, совершенно блестяще сыграл премьеру своего концерта для фортепиано с оркестром. Там были такие музыканты четырнадцати, двенадцати, даже десяти лет от роду, что если вы послушаете их игру, не видя «картинку», то есть не видя их за инструментом, а только слыша музыку, вы будете убеждены, что играет большой, сложившийся мастер.

Это удивительное поколение, другого такого не было в истории. И раньше бывали искорки, которые в 12 лет играли концерт Прокофьева, и это было не просто технически гладенькое исполнение, а серьезная работа со смыслами, умная, зрелая. Но сейчас таких юных музыкантов стало по-настоящему много. Откуда это берется, я не знаю. Нужно просто принять как факт, что сегодня уже нельзя относиться снисходительно к музыканту школьного возраста – «ну, чего там ожидать, сыграет чистенько, без помарок, и хорошо» - а с большим основанием можно ждать вполне авторского, сильного исполнения. В них есть какое-то удивительное наитие, какое-то чудо. Некоторые в 7 лет играют так, что создается впечатление, что они понимают эту серьезную музыку. А в 15-17 лет уже включаются другие рецепторы, проявляются новые качества личности.

Юность и зрелость

– Они успевают в своем детстве еще что-то кроме музыки?

– Да все они успевают! И мы успевали в свое время – и в футбол играть, и на речку бегать. Но нынешние – совсем фантастические. Они успевают все – заниматься музыкой, ходить в театр, читать книги, играть в футбол и хоккей. Они знают несколько языков, интересуются науками… При всем этом они нормальные люди – не странные ребята «не от мира сего», а прекрасно чувствующие этот мир (как сейчас говорят, «адекватные»), с чувством юмора. У них железная выдержка и стальные нервы (сценическое волнение они тоже испытывают, но умеют с ним справляться), они знают свое место в жизни и обладают исключительным чувством собственного достоинства.

В исполнительстве они обладают превосходной техникой и пониманием образов, которые использовал композитор. Они живут совсем в другом темпоритме. У них есть свобода как в жизни, так и на сцене. И, показатель настоящего артиста, – они на сцене играют лучше, чем на репетиции. Но лучше просто услышать, как они играют: лучшие слова – это музыка, она скажет о них больше, чем я. Добавлю только, что для меня большая радость знать их.

– А про себя вы знаете, когда вы перестали быть «юным музыкантом» и стали просто музыкантом, без скидок на возраст понимающим замысел композитора, способного предложить свое прочтение сочинения?

– Не могу и не буду говорить о себе в таком ключе. Я учусь постоянно, каждый день. Мне не нравятся мои записи, я всегда недоволен своими выступлениями: чувствую, что всегда можно было сыграть лучше. Но когда я слышу талантливое исполнение, меня это заводит: я тут же бегу к инструменту заниматься с еще большей силой. Так было с детства: если я слышу, как кто-то плохо играет, я чувствую апатию, но если слышу мощное, классное исполнение, то сам загораюсь. После встречи со стипендиатами из Ижевска играть захотелось с удвоенной силой!

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

В Ижевске представили редкие книжные издания
25 июня
Выставка «Славянский мир на страницах редких изданий» 6+ открыта в Республиканской библиотеке для де...
8 тысяч человек отметили «Гербер» в Можгинском районе
19 июня
Праздник состоялся в окрестностях деревни Малая Сюга ...
Подлинники Дали и Пикассо выставлены в Ижевске
18 июня
Выставка «Рапсодия страсти»: графика Дали и Пикассо 16+ открыта в выставочном центре «Галерея» ...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут