Битва за учебники в Удмуртии? Нет, за качество образования!

7 апреля 2014
1

Раз в пять лет для школьного образования России составляют федеральный перечень учебников. 1 апреля ожидался приказ об утверждении нового перечня учебников на 2014-2015 год, составленного Научно-методическим советом по учебникам при Минобрнауки России.

1374228684general pages 19 july 2013 i3774 pravitelstvo vzyalo na kontrol vopros obespecheniya uchebnikami Битва за учебники в Удмуртии? Нет, за качество образования!

Однако этот срок не выдержан. Общественная палата РФ предлагает не спешить с утверждением перечня, а в образовательной среде с февраля не утихают волнения.

В чем их суть? В том, что Научно-методический совет сделал ставку лишь на каталог издательства «Просвещение» и не включил в перечень учебники ряда издательств – в том числе тех, которые выпускают учебные материалы двух популярнейших в стране образовательных систем: «Школа 2100» и «Развивающая система Занкова».

Фактически это передел бизнеса учебного книгоиздания, поскольку никаких научно-методических обоснований отказа нет, наоборот, 105 учебников (для начальной, основной и старшей школы) ОС «Школа 2100» к 7 февраля получили положительные отзывы трех экспертиз: научной, педагогической и общественной. Так же спокойно прошли экспертизу и учебники системы Занкова. Но издательства будто бы «не успели сдать в срок» все необходимые документы.

То, что этих учебников не будет в федеральном перечне, фактически означает конец обучения по данным программам. Это вызвало бурю эмоций в педагогической среде. По системе Л.В. Занкова, разработанной в 60-е годы ХХ века и уже в новой России получившей государственную аккредитацию, учатся 13 процентов учеников российской начальной школы. Образовательную систему «Школа 2100» выбрали во всех 83 регионах РФ, по ее учебникам учатся в среднем от 20 до 30 процентов учеников. Этой системе почти 20 лет, и в 2008 году 10 авторов-разработчиков получили премию Правительства РФ за выдающиеся успехи в области образования за подписью В.В. Путина.

Обе системы ставят в центр личность ребенка, и именно их концепции легли в основу Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), которые введены в школе три года назад.

Абсурдная ситуация: государственную политику образования выстроили по идеям авторов, чьим учебникам путь в школу теперь перекрыт. Понятно, почему гудят учительские форумы, почему в Минобрнауки шлют петиции с десятками тысяч подписей в поддержку «репрессированных» учебников, почему вопросом озабочена Общественная палата страны.

Чиновникам все равно

Прокомментировать эту острую тему мы попросили специалистов Министерства образования и науки УР. Ответ обескуражил: повода для разговора нет. Предупрежденное пресс-службой министерства «официальное лицо» перестало поднимать телефонную трубку. Логика чиновников понятна: приказа нет, значит, нет и позиции регионального министерства. Как же это выгодно – «не сметь свое суждение иметь».

В СМИ давно говорят о том, что Министерство образования (и его «филиалы» в регионах) ориентируется на свои ведомственные интересы. Интересы государства в этой области понятны: стране нужно качественное образование – в том ее сила и авторитет в мире. Интересы школ понятны тоже: они должны это качество обеспечить и тем быть привлекательны. Интерес Минобрнауки – чисто теоретически – в том, чтобы сводить первые две задачи в одно русло. Ан нет. Федеральное министерство давно строит замыслы, противоречащие реальным интересам образования, проводит массу нововведений, «нагибая» школы бессмысленно жестко, а вот теперь увлеклось рейдерскими играми. Региональное министерство предпочитает заглушать свой голос шорохом бумаг. Ждать от него поддержки и содействия республиканскому педагогическому сообществу не приходится.

Скажем честно, но «на ухо»

Пока чиновники делали вид, что «повода для разговора нет», мы получили комментарии заинтересованных местных экспертов: книгопродавцов, директоров школ и учителей, специалистов по повышению квалификации педагогов. И снова знак времени – они предпочли дать анонимные консультации.

В их понимании ситуация такова: налицо рейдерский захват издательства «Просвещение», поскольку в федеральном перечне остались далеко не лучшие учебники. Но люди (учителя и родители) привыкли к хорошим учебникам – они будут сопротивляться этому запрету. А зачем государству социальный бунт? Вопрос с перечнем учебников можно было уладить мягко и постепенно. Хотя первый звоночек был, когда Путин потребовал написать единый учебник истории, но педагогическое сообщество не насторожилось.
Три года назад, когда вводили ФГОС, именно системы Занкова и «Школы 2100» стали основой реформы: из первой стандарты, по сути, выросли, но учителя не сумели бы по ним работать без методистов «Школы 2100» – именно они разработали методические рекомендации к новым стандартам.

Сейчас большое количество школ фактически брошено на произвол судьбы. В Удмуртии 40 процентов школьников учатся по «Школе 2100». В одном Сарапульском районе из 1100 учеников начальной школы 800 учатся по образовательной системе Л.В. Занкова и «Школа 2100». В 2009 году все эти учебники прошли одобрение Минобрнауки. На их закупку потрачены огромные бюджетные средства. Теперь надо искать деньги на «разрешенные» учебники.

Пострадал не только бюджет – «обобрали» и учителей начальной школы. По закону они не имеют права работать по учебному комплекту, если не прошли курсы повышения квалификации. И учителя потратили личные средства на освоение той или иной образовательной системы, выстроили свой учебный план на все 4 года обучения. И все коту под хвост?

Учителя Удмуртии тоже послали обращения в Минобрнауки РФ в защиту «Школы 2100» и системы Занкова. Они могут продолжать это обучение ближайшие год-два, пока не истечет срок износа прежних учебников. Потом просто будут вынуждены обратиться к учебникам нового перечня и поневоле откажутся от прогрессивных образовательных систем.

А что говорит Закон?

Вот уж воистину гласная консультация – сам закон «Об образовании», вступивший в силу 1 сентября 2013 года. Даже при беглом прочтении становится ясно, что научно-методический совет при Минобрнауки этим законом пренебрег.

Так, статья 3 (п. 11) декларирует «Недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования»! А ведь эту конкуренцию издательство «Просвещение» сейчас публично душит «мохнатой лапой» Научно-методического совета.

Статья 11 об образовательных стандартах (ФГОС и ФГТ) говорит в п. 3 о «вариативности содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности… с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся». Именно вариативность в нынешней ситуации и находится под угрозой.
Сразу две статьи (47 и 48) прописывают, что право и одновременно обязанность педагогов – «применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания». Учителя десятилетиями наблюдали, пробовали и выбирали те образовательные системы, которые управленцы от образования готовы обрушить в течение двух месяцев.

А еще закон обеспечивает «условия для формирования гибких индивидуальных образовательных траекторий». Так государство законодательно выразило свою цель – воспитывать личность, давать ей образование с учетом ее интересов, потребностей и способностей. Как это сделать, педагоги знают давно – у них есть инструмент образовательных систем, учебников и методик. Но почему этот инструмент отбирают?

Фото: saratov-segodnya.ru

Комментарии

1 комментарий

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

  • Olga Goder
    13 апреля, 12:49
    Издательство Баласс само виновато ... крайне нерасторопные ребята...

Читать также

Технология, которая изменит мир
16 ноября
Ученики детского технопарка «Кванториум» и ижевской школы № 35 Данил Бугаков и Константин Кисматов за...
Имя Михаила Калашникова вдохновляет
16 ноября
Встречи с журналистами Валерия Грахова, ректора Ижевского государственного технического университета ...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут