Битва за учебники в Удмуртии? Нет, за качество образования!

7 апреля 2014
1

Раз в пять лет для школьного образования России составляют федеральный перечень учебников. 1 апреля ожидался приказ об утверждении нового перечня учебников на 2014-2015 год, составленного Научно-методическим советом по учебникам при Минобрнауки России.

1374228684general pages 19 july 2013 i3774 pravitelstvo vzyalo na kontrol vopros obespecheniya uchebnikami Битва за учебники в Удмуртии? Нет, за качество образования!

Однако этот срок не выдержан. Общественная палата РФ предлагает не спешить с утверждением перечня, а в образовательной среде с февраля не утихают волнения.

В чем их суть? В том, что Научно-методический совет сделал ставку лишь на каталог издательства «Просвещение» и не включил в перечень учебники ряда издательств – в том числе тех, которые выпускают учебные материалы двух популярнейших в стране образовательных систем: «Школа 2100» и «Развивающая система Занкова».

Фактически это передел бизнеса учебного книгоиздания, поскольку никаких научно-методических обоснований отказа нет, наоборот, 105 учебников (для начальной, основной и старшей школы) ОС «Школа 2100» к 7 февраля получили положительные отзывы трех экспертиз: научной, педагогической и общественной. Так же спокойно прошли экспертизу и учебники системы Занкова. Но издательства будто бы «не успели сдать в срок» все необходимые документы.

То, что этих учебников не будет в федеральном перечне, фактически означает конец обучения по данным программам. Это вызвало бурю эмоций в педагогической среде. По системе Л.В. Занкова, разработанной в 60-е годы ХХ века и уже в новой России получившей государственную аккредитацию, учатся 13 процентов учеников российской начальной школы. Образовательную систему «Школа 2100» выбрали во всех 83 регионах РФ, по ее учебникам учатся в среднем от 20 до 30 процентов учеников. Этой системе почти 20 лет, и в 2008 году 10 авторов-разработчиков получили премию Правительства РФ за выдающиеся успехи в области образования за подписью В.В. Путина.

Обе системы ставят в центр личность ребенка, и именно их концепции легли в основу Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), которые введены в школе три года назад.

Абсурдная ситуация: государственную политику образования выстроили по идеям авторов, чьим учебникам путь в школу теперь перекрыт. Понятно, почему гудят учительские форумы, почему в Минобрнауки шлют петиции с десятками тысяч подписей в поддержку «репрессированных» учебников, почему вопросом озабочена Общественная палата страны.

Чиновникам все равно

Прокомментировать эту острую тему мы попросили специалистов Министерства образования и науки УР. Ответ обескуражил: повода для разговора нет. Предупрежденное пресс-службой министерства «официальное лицо» перестало поднимать телефонную трубку. Логика чиновников понятна: приказа нет, значит, нет и позиции регионального министерства. Как же это выгодно – «не сметь свое суждение иметь».

В СМИ давно говорят о том, что Министерство образования (и его «филиалы» в регионах) ориентируется на свои ведомственные интересы. Интересы государства в этой области понятны: стране нужно качественное образование – в том ее сила и авторитет в мире. Интересы школ понятны тоже: они должны это качество обеспечить и тем быть привлекательны. Интерес Минобрнауки – чисто теоретически – в том, чтобы сводить первые две задачи в одно русло. Ан нет. Федеральное министерство давно строит замыслы, противоречащие реальным интересам образования, проводит массу нововведений, «нагибая» школы бессмысленно жестко, а вот теперь увлеклось рейдерскими играми. Региональное министерство предпочитает заглушать свой голос шорохом бумаг. Ждать от него поддержки и содействия республиканскому педагогическому сообществу не приходится.

Скажем честно, но «на ухо»

Пока чиновники делали вид, что «повода для разговора нет», мы получили комментарии заинтересованных местных экспертов: книгопродавцов, директоров школ и учителей, специалистов по повышению квалификации педагогов. И снова знак времени – они предпочли дать анонимные консультации.

В их понимании ситуация такова: налицо рейдерский захват издательства «Просвещение», поскольку в федеральном перечне остались далеко не лучшие учебники. Но люди (учителя и родители) привыкли к хорошим учебникам – они будут сопротивляться этому запрету. А зачем государству социальный бунт? Вопрос с перечнем учебников можно было уладить мягко и постепенно. Хотя первый звоночек был, когда Путин потребовал написать единый учебник истории, но педагогическое сообщество не насторожилось.
Три года назад, когда вводили ФГОС, именно системы Занкова и «Школы 2100» стали основой реформы: из первой стандарты, по сути, выросли, но учителя не сумели бы по ним работать без методистов «Школы 2100» – именно они разработали методические рекомендации к новым стандартам.

Сейчас большое количество школ фактически брошено на произвол судьбы. В Удмуртии 40 процентов школьников учатся по «Школе 2100». В одном Сарапульском районе из 1100 учеников начальной школы 800 учатся по образовательной системе Л.В. Занкова и «Школа 2100». В 2009 году все эти учебники прошли одобрение Минобрнауки. На их закупку потрачены огромные бюджетные средства. Теперь надо искать деньги на «разрешенные» учебники.

Пострадал не только бюджет – «обобрали» и учителей начальной школы. По закону они не имеют права работать по учебному комплекту, если не прошли курсы повышения квалификации. И учителя потратили личные средства на освоение той или иной образовательной системы, выстроили свой учебный план на все 4 года обучения. И все коту под хвост?

Учителя Удмуртии тоже послали обращения в Минобрнауки РФ в защиту «Школы 2100» и системы Занкова. Они могут продолжать это обучение ближайшие год-два, пока не истечет срок износа прежних учебников. Потом просто будут вынуждены обратиться к учебникам нового перечня и поневоле откажутся от прогрессивных образовательных систем.

А что говорит Закон?

Вот уж воистину гласная консультация – сам закон «Об образовании», вступивший в силу 1 сентября 2013 года. Даже при беглом прочтении становится ясно, что научно-методический совет при Минобрнауки этим законом пренебрег.

Так, статья 3 (п. 11) декларирует «Недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования»! А ведь эту конкуренцию издательство «Просвещение» сейчас публично душит «мохнатой лапой» Научно-методического совета.

Статья 11 об образовательных стандартах (ФГОС и ФГТ) говорит в п. 3 о «вариативности содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности… с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся». Именно вариативность в нынешней ситуации и находится под угрозой.
Сразу две статьи (47 и 48) прописывают, что право и одновременно обязанность педагогов – «применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания». Учителя десятилетиями наблюдали, пробовали и выбирали те образовательные системы, которые управленцы от образования готовы обрушить в течение двух месяцев.

А еще закон обеспечивает «условия для формирования гибких индивидуальных образовательных траекторий». Так государство законодательно выразило свою цель – воспитывать личность, давать ей образование с учетом ее интересов, потребностей и способностей. Как это сделать, педагоги знают давно – у них есть инструмент образовательных систем, учебников и методик. Но почему этот инструмент отбирают?

Фото: saratov-segodnya.ru

Комментарии

1 комментарий

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

  • Olga Goder
    13 апреля, 12:49
    Издательство Баласс само виновато ... крайне нерасторопные ребята...

Читать также

Дмитрий Мусин вручил дипломы выпускникам МАГУ
21 июля
«В настоящее время наблюдается дефицит кадров в сфере государственной и муниципальной службы, уверен,...
В поселке Селты обсудили перспективы строительства новой начальной школы
20 июля
Если готовый проект войдет в реестр по вводу новых школ, то строительство нового здания может начатьс...
«Кванториум»: смотрим в будущее
16 июля
В этом году в Ижевске откроется детский технопарк, который будет готовить лучших специалистов для гла...
Валерий Грахов: «ИжГТУ – университет особенный»
16 июля
Ректор ИжГТУ обозначил перспективы вуза на ближайшие пять лет....

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут