Авангард Леонтьев прочитал пушкинского Сальери и рассказал, как разглядеть в ученике Моцарта

19 мая 2016
0

Одним из самых интересных проектов 59-го фестиваля «На родине Чайковского» стал музыкально-литературный спектакль «Моцарт и Сальери», в котором приняли участие Академическая хоровая капелла Удмуртии, народный артист России Авангард Леонтьев и артист Русского драматического театра Удмуртии Антон Петров.

%d0%9b%d0%b5%d0%be%d0%bd%d1%82%d1%8c%d0%b5%d0%b2 Авангард Леонтьев прочитал пушкинского Сальери и рассказал, как разглядеть в ученике Моцарта

И снова Моцарт и Сальери

Это уже вторая постановка пушкинского сюжета в Ижевске. Несколько лет назад за драму гения Моцарта и злодейства Сальери уже брались в Театре оперы и балета. В масштабной постановке «О Моцарт, Моцарт!» участвовали и оркестр, и хор, и актеры. Со сцены тогда звучал «Реквием», а Амадея играл дирижер Вячеслав Прасолов. Хормейстером того спектакля выступил Андрей Елисеев. Именно он стал автором нового проекта. На этот раз акцент оказался смещен: в музыкально-литературном спектакле вместо инструментальной музыки звучала хоровая (редчайший случай!), а главной фигурой оказался Сальери в исполнении Авангарда Леонтьева – мастер, теряющий уверенность в себе в присутствии стихийного гения.

От ученичества к мастерству

Беседа с Авангардом Леонтьевым стала своеобразным продолжением спектакля. Под влиянием пушкинского сюжета невозможно было перестать говорить о таланте, о муках и радостях творческой профессии.

— Приглашение Андрея Елисеева оказалось для меня неожиданным, потому что я не собирался играть Сальери никогда в жизни. Но от таких предложений - попробовать прочитать великий текст, прикоснуться к нему - не отказываются.

— Авангард Николаевич, есть ли в пьесе Пушкина слова, которые вам особенно важно произнести со сцены, чтобы они были услышаны современными зрителями?

— Я всегда помнил фразу из «Моцарта и Сальери»: «Труден первый шаг и скучен первый путь». Я тысячу раз повторял ее своим студентам на актерском факультете. Когда у них только начинаются упражнения – этюды, тренинги, это совсем не весело и очень трудно. Хотя Олег Табаков и говорит, что актерское дело – это «веселенькое занятие» (в самом Табакове есть что-то моцартианское, радостное), на самом деле это не так. Жизнь актера, если он не суперзвезда уровня Хабенского, состоит из ожидания работы. Ты играешь одну роль и несколько лет ждешь – дадут или не дадут тебе следующую. Конечно, есть везунчики, которые разрываются между проектами, но их единицы на весь наш актерский цех. А учиться любому ремеслу, хоть токарному, хоть актерскому, трудно. И нужны выдержка, воля и терпение, чтобы не сдаться на этом этапе скучных ученических работ.

Впрочем, студенты-актеры всегда были трудоголиками. В Школе-студии МХАТ была вахтерша-охранница тетя Поля, которая постоянно повторяла: «Не знаю другой такой профессии, чтобы люди так хотели работать!». Мы расходились после репетиций только в первом часу ночи, раньше она нас выгнать не могла.

И в этом – залог движения от ученичества к мастерству. «Преодолел я ранние невзгоды», - говорит Сальери у Пушкина. Сальери не сдался, преодолел рутину и стал большим музыкантом. И Пушкин знал, о чем писал.

Учитель гения

— А вы, как Сальери (только без его зависти), видите среди своих учеников юных Моцартов?

— По высокой степени одаренности – есть такие. Хотя чаще всего гений видится через дистанцию времени. Я считаю, что гениальным артистом был Аркадий Райкин. На моем веку более одаренного артиста не было, он – самый высший. Он так разрабатывал любую фразу, что от него нельзя было оторваться.

Есть такие артисты и сейчас. Театральный критик Марина Давыдова в статье о том, как Евгений Миронов (ученик Авангарда Леонтьева в Школе-студии МХАТ. – Прим. авт.) играет роль Калигулы, два раза использовала слово «гениальный». Эту статью я прочитал уже после того, как сам увидел спектакль в Театре наций, и я с Давыдовой абсолютно согласен, потому что так играть просто «нормальный» артист не может. Это уже уровень гениальности. Но при этом в Миронове нет моцартовкой легкости. Хотя я не уверен, что сам Моцарт был легким. Его музыка невероятно легка, и воздушна, и радостна – это очевидно. Но был ли он сам ясным, светлым человеком? Не факт. И он же написал страшный, мрачный «Реквием». Евгений Миронов – страшный самоед и аномально неудовлетворенный своей работой артист. Мы играем с ним в одном спектакле, и когда я подхожу к нему за кулисами и задаю вопрос на какие-то бытовые, не относящиеся к спектаклю темы, то вижу, что это ему неприятно. Он живет в теме спектакля, в теме роли. До начала спектакля и в антракте он сидит и читает роль. У него все размечено, разными карандашиками что-то отчеркнуто, расписано. Он знает роль, разумеется, – он еще слишком молод, чтобы забывать текст. Но он продолжает работать над ролью, когда на его месте все бы уже успокоились. Он неленивый человек. А гениальность, в том числе, и в трудоголизме – когда талантливому человеку все время хочется работать.

Таков и Константин Райкин – он готов работать бесконечно, он спать не ляжет, если у него не получается какой-то кусок. В буквальном смысле не пойдет спать, будет потом с синяками под глазами играть спектакль, но зато играть, найдя ту самую интонацию, которую так искал.

Единение со зрителем

— Вы для вашего Сальери тоже удивительную интонацию нашли. Теперь кажется, что никак иначе он говорить не мог.

— И все-таки я не сыграл его. В жанре литературного спектакля таковы правила игры – мы не играем роли, а только читаем текст. И с Моцартом-Антоном Петровым мы не общаемся, даже не смотрим друг на друга ни разу. Мы общаемся с залом. Наша задача – чтобы публика услышала текст (может быть, впервые), удивилась ему, восхитилась, что-то открыла для себя.

Впрочем, любой спектакль или концерт - это коллективное дело. Артисты и музыканты играют, а зритель сопереживает. Это абсолютное соитие, единение! Если его нет – это неудачный концерт, неудачный спектакль.

— Пушкин с вами на сцене всю жизнь…

— Да, с юности. Когда-то я начинал в самодеятельности, в Студии художественного слова Дома пионеров со сцены из «Бориса Годунова». Я читал ее за всех – и за Бориса Годунова, и за Юродивого, и за остальных персонажей. Моя преподавательница приводила мне в пример артиста МХАТа Дмитрия Орлова, который записывал радиоспектакли «Василий Теркин» и «Тихий Дон» и читал за всех персонажей, и все они в его исполнении говорили по-разному. Как же я бился над тем, чтобы каждый из моих персонажей говорил в своей манере, чтобы их ни за что нельзя было перепутать! В том числе из уважения к этому чтецкому жанру, к звучащему слову я делаю сейчас много литературных спектаклей.

Счастье выходить на сцену

— Вы удачливы в профессии, ваш актерский диапазон невероятно широк. Но вы говорите своим студентам, что они не обязательно станут успешны? Что, возможно, им придется играть в глупых комедиях или еще какой-то ерунде?

— Конечно. И к этому надо быть готовым. Если ты взрослый человек, если у тебя семья, то тебе надо зарабатывать, а значит, играть то, что дают. Валентин Гафт много лет назад сказал, что надо все играть, ни от чего не надо отказываться. Но он играл это так здорово, что на него хотелось смотреть во все глаза. Вот это, может быть, и есть рецепт: даже в дурном тексте силой своего актерского обаяния и мастерства находить лазейки, детальки, делать роль такой заразительной, чтобы зрители все равно помнили тебя. Качество собственной работы должно быть высочайшее. К сожалению, чаще бывает, что, получив не очень интересную роль, актер выписывает себе индульгенцию играть вполсилы, без самоотдачи.

И все-таки актеры ждут своей великой, звездной роли. Я знаю много таких артистов, которые живут на крошечные зарплаты, которые уже не молоды, но они не уходят из театра, потому что им нравится выходить на сцену и им кажется, что впереди еще будет заветная роль.

Анна ВАРДУГИНА


Вторая жизнь народного артиста

На предложение сыграть спектакль в Удмуртии народный артист России Авангард Леонтьев всегда откликается с особым чувством: республику он считает своей второй родиной.

В годы Великой Отечественной войны практически вся семья Авангарда Леонтьева – его мама, старший и средний братья, тети, племянники и племянницы - жила в эвакуации в Сарапуле. Там, в городе на Каме, его старшему брату исполнилось 18 лет. Звали брата Авангард Леонтьев – он был полным тезкой известного актера.

— Его призвали из Сарапула. Он учился в Воткинском военном училище (сейчас на этом месте – школа имени Пушкина). Наша мама пыталась приехать к нему из Сарапула, повидаться, но это было очень сложно, почти невозможно. Тогда она пошла за помощью к директору сарапульского спиртзавода, рассказала о своей беде и он выписал ей несколько бутылок спирта. В те годы это была самая твердая валюта. Этим спиртом она платила проводникам поездов, и те разрешали ей доехать до Воткинска, к сыну.

Она ни разу не пожалела о том, что шла на все эти ухищрения, потому что, как оказалось, эти воткинские свидания были последними в их жизни. Отучившись, брат получил звание лейтенанта и направление на фронт и сразу попал на Курскую дугу. Там он и погиб через несколько дней после того, как началось наступление.

Имя брата есть в Книге памяти сарапульцев, погибших в Великой Отечественной. Но есть оно и в московской Книге памяти – туда его внесла семья, когда вернулась из эвакуации после войны. Спустя 4 года после гибели Авангарда мои мама и папа родили еще одного сына - меня. И назвали в честь первенца. История о том, как семья смогла выжить в Сарапуле, сопровождала меня всю жизнь, и сейчас я с радостью снова и снова возвращаюсь в этот город. В 2015 году я сыграл там моноспектакль «Собрание острых слов» по Лермонтову, Толстому и Самойлову. Одну из глав этого спектакля, «тамбовскую казначейшу» Лермонтова, я читал актерам Сарапульского театра - мне очень нравится эта труппа, она очень творческая, живая. И я надеюсь, что буду возвращаться в Удмуртию еще не раз.

Виктория СУВОРОВА


Фото Натальи СМЕТАНИНОЙ

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Искусство без страховки
24 марта
Опасные животные и рискованные трюки – на манеже ижевского цирка....
Денис Мацуев: «Новое поколение музыкантов – фантастическое»
17 марта
Пианист вручил премии фонда «Новые имена» трем юным виртуозам из Удмуртии....
Концертом Дениса Мацуева в Удмуртии открылся 60-й юбилейный фестиваль «На родине П.И. Чайковского»
13 марта
Перед концертом всемирно известный музыкант посетил Музей-усадьбу русского композитора....
Есть движение!
11 марта
Как развивалась отрасль культуры в минувшем году....

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут